В Москве состоялось самое важное ежегодное мероприятие «недвижимой» отрасли — XII Национальный конгресс недвижимости. Прошло оно, в отличие от прежних, скромно, не в Центре международной торговли на Красной Пресне, как в 2008 году, а в отеле «Измайлово». Число участников снизилось с 800 (в прошлом году) до 267. При этом чуть больше 30 человек — делегация из Петербурга, чуть меньше 50 — москвичи. Активны были риелторы Сибири и Дальнего Востока, которым поездка «на Запад» всегда в радость.
На открытии с приветственным словом выступил президент Национальной ассоциации риелторов США Чарльз Макмиллан. Получилось символично: слово переросло в получасовой спич о том, как «старшие коллеги» борются с последствиями кризиса и что готовы поделиться опытом. То есть американец открыл российский конгресс. Состоявшийся в преддверии конгресса съезд Российской гильдии риелторов прошел напряженно. Региональные риелторы выдвинули в президенты РГР петербуржца Павла Созинова. Однако съезд назвал электом опытного столичного практика и дипломата, главу корпорации «Бэст» Григория Полторака. Элект призвал участников рынка консолидироваться, чтобы сохранить бизнес в сложной ситуации. Осталось лишь поздравить Григория Витальевича и пожелать успеха на нелегком поприще. Благо опыт объединения московских профессионалов в период разброда десятилетней давности у него есть.
По изрядно поредевшему набору секций и бизнес-туров образцово-показательных агентств было видно, какие проблемы более всего волнуют теоретиков и практиков. Если участники конгрессов прошлых лет стремились продвигать новые проекты — и девелоперские, и информационные, но в любом случае амбициозные, — то на этом говорили в основном об интернет-проектах, антикризисном управлении и изменившихся правилах игры. Исчезла популярная год назад секция коммерческой недвижимости. Не было традиционных секций аналитиков и маркетологов, где раньше делались неожиданные прогнозы. Два года назад, когда Геннадий Стерник предсказывал беспрецедентный виток цен на недвижимость, а девелоперы потирали руки в предвкушении сверхприбылей, на заседаниях аналитиков яблоку негде было упасть. Если мы обратимся к материалам прошлогоднего конгресса, то обнаружим, что тогда никто и не помышлял ни о каких кризисах, в ЦМТ обсуждались иные, нежели в Измайлове, задачи. Трансформировалась и «загородная» секция. Раньше она называлась «Технологии девелопмента в загородной недвижимости», сейчас — «Финансовый кризис и рынок…». Выступлений было немного, поэтому удалось добросовестно выслушать все. Вывод: кризис финансов порождает кризис идей. Новых проектов — единицы, амбициозных и при этом в стадии бодрой реализации — нет вообще. Это означает, что к окончанию кризиса (он, очевидно, не будет вечным) и в Подмосковье, и в регионах, равняющихся на столицу, возникнет дефицит качественного жилья. Москвичи рекомендовали коллегам из регионов не ждать лучших времен, а продавать участки и домовладения в коттеджных поселках:
а) сегодня, пока на рынке царит оживление, вызванное то ли благоприятной нефтяной конъюнктурой, то ли сезонными факторами;
б) с хорошими скидками, которые должны распространяться не только на «лежалый» товар, но и на вполне ликвидные объекты;
в) при помощи риелторов-практиков, умеющих работать с покупателями.
В этом случае шансы пережить трудные осень и зиму, да еще и с заделом на будущее, существенно повысятся. Что же касается новых загородных проектов, то их, скорее всего, увидим в сентябре. За подробностями сегодняшнего дня обращайтесь на с. 30, 42.