Еще в далеком 1703 году Петр I специальным указом произвел Ладожское озеро в «Настоящее море», а древние карелы, первые жители северо-западных берегов Ладоги, называли ее Карельским морем. Так что, прокатившись с ветерком по Ладоге, вы в полной мере ощутите все прелести настоящего морского путешествия!
Ладожские шхеры недаром считаются одним из самых живописных мест Северо-Запада России. Если давать общее определение шхерам, то это сильно расчлененное скалистое побережье с обилием заливов, бухт, островов и полуостровов, которое образуется в результате затопления морем части суши, обработанной ледником. Удивительно красивые места, которые стоит посетить. Открывающиеся пейзажи здесь радуют глаз как с воды, так и с суши.
Состав флотилии
Наблюдая за красиво плывущим парусным судном, мало кто задается вопросом, к какому типу оно относится. Да и вряд ли вообще люди, далекие от водных путешествий, ответят, чем отличается швертбот от яла и сколько у него мачт. А во время путешествия по ладожским шхерам, которые предлагают некоторые петербургские фирмы, вы не только пополните свой «морской» словарь, но также получите навыки гребли и управления парусами. Конечно, с лету разобраться в терминологии и запомнить предназначение каждой из многочисленных веревочек вряд ли удастся. Но под конец маршрута большинство участников путешествия уже понимают команды капитана и довольно ловко справляются с поставленной задачей.
«На Ладоге в сезоне 2009 года, как всегда, будет отличная погода и много туристов, — рассказывает главный менеджер программы профсоюзной туристской компании «Отдых под парусами на Ладожском озере», Нина Владимировна Никифорова. — Романтика путешествий под парусами живет в людях с детских лет, и мы предлагаем всем желающим испытать это удивительное чувство восторга от нахождения в лодке, идущей под полными парусами. А красота берегов Ладожских шхер добавит положительных эмоций».
Из чего же состоит флотилия? Из гребных лодок, катамаранов, ялов, швертботов, катеров, ряд которых носят весьма неожиданные названия, такие, например, как «Гравицапа» и «Пепелац».
Швертбот «Валаам» был построен по известному проекту английского прогулочного швертбота типа «Дрескомб Гиг» специально для походов по Ладоге. Его корпус сделан из специальной «морской» бакелизированной фанеры и оклеен снаружи стеклопластиком. Двухмачтовое бермудское парусное вооружение общей площадью парусов 34 кв. м, без учета площади спинакера (спинакер — дополнительный огромный парус, устанавливаемый при слабом ветре перед мачтой). На борт «Валаам» принимает до 12 туристов и за годы использования зарекомендовал себя как безопасная, красивая и стремительная яхта. А швертбот «Ладога» построен по оригинальному проекту на верфях Санкт-Петербургской фирмы «Арт-Марин».
На борту может разместиться до 18 туристов. Стеклопластиковый корпус отформован по специально заказанной матрице и напоминает обводами десятивесельный вельбот. Парусное вооружение — типа «Бермудский кэч», с общей площадью парусов 35 кв. м (без учета площади спинакера). В тестовом режиме швертбот развил скорость 8 узлов (один морской узел равен 1,862 км/ч), а это очень неплохой результат для судна такого размера!
Четырех- и десятидневные туры на парусных шлюпках, а также семидневные путешествия на швертботах стартуют еженедельно, так что подгадать с отпуском будет несложно. Если нет возможности взять отпуск, попробуйте отпроситься с работы хотя бы на два дня — присовокупив их к выходным, вы вполне сможете отправиться в четырехдневку по Ладожским шхерам. Многие туристы после возвращения из такого тура говорят, что у них ощущение, будто бы они провели на природе не четыре дня, а как минимум неделю. Действительно, даже короткие поездки весьма насыщенны и эмоциональны, поэтому по количеству впечатлений вполне сравнимы с целым отпуском. Капитаны и помощники капитанов, под руководством которых осуществляются путешествия, покажут вам красивейшие места, выйдут в открытую Ладогу и расскажут про азы управления судном.
Для кого-то ночевка в походных условиях и приготовление пищи на костре — это обычное дело, а кому-то кочевая жизнь в новинку и добавит радости. На стоянках будет время исследовать острова, на которых располагаются полевые лагеря, половить рыбу, насобирать грибов и вдоволь нафотографироваться. Все снаряжение (палатки, «пенки», спальники, спасательные жилеты, костровое оборудование, тенты от дождя и др.) предоставляется организаторами. А вот самостоятельно поставить палатку и помочь сварить еду — это задача каждого участника.
Публика в таких парусных путешествиях, как правило, подбирается весьма разношерстная — от студентов до руководителей фирм. И зачастую бизнесмены занимаются обустройством полевого быта даже с большим энтузиазмом, чем опытные туристы, — для них-то это в диковинку! Модные курорты с широким спектром услуг и бесконечной чередой изысканных блюд им уже порядком поднадоели…
Гурманам парусных путешествий придется заплатить за комфорт «Каждый год наряду с традиционными еженедельными турами мы предлагаем что-то новенькое», — рассказывает Нина Никифорова. — В сезоне 2009 года таким «лакомым кусочком для гурманов парусных путешествий» станет 14-дневная экспедиция на катамаране «Арлекин» с посещением острова Коневец, архипелага Валаам и Ладожских шхер от пос. Питкяранта до пос. Березово».
Эта экспедиция запланирована с 27 июля по 9 августа. Круизный катамаран «Арлекин» — современный морской парусник, рассчитанный на длительные поездки. Большая площадь его палубы обеспечивает отдыхающим максимальный комфорт, а маленькая осадка позволяет заглядывать во все уголки Ладожских шхер.
На западном рынке стоимость подобных парусников составляет около 150 тыс. евро! Если заказывать изготовление яхты в России, то ценник (без учета прибыли от ее продажи) будет более гуманным, но все равно примерно 100 тыс. евро. К тому же управление круизной парусной яхтой — дело отнюдь не простое, для этого нужна подготовленная команда из трех человек. Так что позволить себе такое серьезное приобретение могут лишь миллионеры.
Большим плюсом катамаранов является наличие двигателя, так что можно не бояться штиля. Если тем, кто отправляется в путешествие на ялах и швертботах, при отсутствии ветра придется взяться за весла, то на катамаране можно просто запустить двигатель и спокойно загорать на палубе. Здесь есть даже санузел и камбуз с компактной газовой плитой. Так что 14-дневное путешествие на «Арлекине» к таким удивительным островам, как Коневец и Валаам, будет не только ярким, но и весьма комфортным.
В прошлом сезоне Ладожская флотилия пополнилась двумя спортивно-круизными парусными катамаранами проекта «Артмарин-26». Эти парусные яхты предназначены для эксплуатации на внутренних водных пространствах и в прибрежных зонах морей. Они также весьма универсальны и могут не только служить платформой для отдыха довольно большой группы (до 10 человек), но и участвовать в гонках. Наибольшая скорость, достигнутая под парусом на таком катамаране, составила 24 узла (более 44 км/ч). За четыре дня на спортивно-круизных парусных катамаранах вполне реально посетить почти все интересные места Ладожских шхер от пос. Березово до пос. Сортавала.
Впрочем, за скорость, как и за комфорт, придется заплатить. В отличие от бюджетных туров на ялах и швертботах со стоимостью четырехдневки около шести тысяч рублей, такой же по продолжительности тур на спортивно-круизном парусном катамаране обойдется почти в 13 тысяч. Ну а экспедицию на яхте «Арлекин» вообще могут позволить себе лишь весьма обеспеченные — ее стоимость зашкаливает за тысячу долларов. Так что тут два варианта: беспредельный экстрим с немалой физической нагрузкой (для экономных) и регулируемый экстрим с максимально возможным комфортом (для тех, кто готов раскошелиться). А вот о соответствующем гардеробе придется позаботиться всем — морским волкам не к лицу деловой костюм и модные туфли.
Что еще в ассортименте?
Любителям поднапрячь мышцы и походить только на веслах, без паруса, стоит обратить внимание на поморские карбасы. Это куда интереснее, чем кататься по озерам близлежащих парков на прокатных лодках. Поморские карбасы — это похожие на ялы гребные лодки, история создания которых уходит в давние времена, к поморам. В этом сезоне у вас есть возможность осуществить на таких лодках даже краеведческие экспедиции. В зависимости от настроя и физической подготовки на карбасах можно отправиться как на непродолжительную одно-двухдневную прогулку, так и пройти по одному из 5-дневных маршрутов («Родина карелов» или «На Лауватсаари и к Шапке Мономаха»).
В прошлом году у путешествий по Ладоге появился новый формат — так называемые «Йога-туры», во время которых инструкторы различных направлений йоги проводят занятия, помогая участникам душой и телом слиться с природой Карельского края. И надо сказать, эти туры теперь пользуются большой популярностью — желающих позаниматься йогой на природе, совместив приятное с полезным, каждый раз находится довольно много. Любителям истории и краеведения наверняка будет интересен выезд под названием «Сказания земли Ладожской», во время которого участники могут послушать увлекательные истории о северо-западном побережье Ладожского озера. Ну а поклонники бардовской песни всегда с удовольствием заявляются на четырехдневный маршрут «С любимыми песнями под парусами», организуемый в первой половине июля. В нем принимают участие известные исполнители бардовской песни, и звуки гитары раздаются и в базовых лагерях, и на стоянках, и во время плавания.
Время «Вуоксы»
Рассказывая о водных путешествиях, нельзя не напомнить о традиционном мероприятии, которое уже много лет подряд проходит в Ленинградской области в конце июня. Те, кто не равнодушен к пенным волнам, живописным закатам и романтике белых ночей, вновь собрались в этом году на международном водном фестивале «Вуокса». 25–28 июня он прошел уже в восемнадцатый раз!
В этом году в программу мероприятий входили:
— чемпионат России по рафтингу;
— первенство Северо-Западного федерального округа России по рафтингу среди юниоров;
— открытый чемпионат Ленинградской области по спортивному туризму (водные дистанции);
— открытый чемпионат Санкт-Петербурга по парусному туризму на разборных судах;
— турнир кану-поло на Кубок губернатора Ленинградской области;
— соревнования по триатлону;
— соревнования по спортивному туризму на комбинированной дистанции (поисково-спасательные работы и приключенческие гонки);
— велоориентирование;
— конкурс туристской песни «На Вуоксе у костра»;
— концерт бардовской песни;
— выставка-ярмарка товаров для спортивного туризма и активного отдыха.
И вновь на берегах Вуоксы, в районе пос. Лосево, блистали своим мастерством как спортсмены-водники, так и авторы-исполнители туристских песен, а прибрежную линию заполоняли палаточные лагеря. В Лосевские пороги, прохождение которых всегда сопровождается брызгами, эмоциями и экстремальными ситуациями, устремились сотни рафтов, катамаранов, каяков, байдарок и каноэ. Те, кто не участвовал в соревнованиях, а приехал на фестиваль в качестве зрителя, могли не только насладиться ярким зрелищем, но и найти компанию для будущего путешествия и совместного покорения водных просторов…
Игорь Козлов, генеральный директор одной из петербургских фирм, три года назад приобщившийся к путешествиям под парусом:
«Ни один отдых не сравнить с путешествием по Ладоге! Получаешь просто огромное удовольствие, когда отрываешься от серых городских будней. Если едешь за рубеж, то не получаешь столько адреналина. И в Турции, и на Канарах все есть. А тут как бы запускаешь организм, чтобы он начал работать. Ведь даже горячей воды нет, к которой так привык! Я вот единственный из группы в конце августа во время стоянки купался!..
Ладога — она суровая... В прошлом году я ездил в четырехдневное путешествие на ялах. Утром в первый день проснулся от жуткого холода — думал, что умер (смеется). А когда штормит — это вообще сплошной адреналин. И людей очень хорошо видно в экстриме — сразу понятно, кто чего стоит. Кто-то боится, отказывается грести, а кто-то, наоборот, сил набирается…»
В этом году Игорь опять планирует походить под парусами. И если раньше он выбирал четырехдневные путешествия, то теперь хочет «замахнуться» на семидневку. «Уж не знаю, останусь в живых или нет», — смеется он.
Слово экспертам
СЛОВАРЬ
Ял — это легкая мореходная шестивесельная одномачтовая парусно-гребная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением, общей площадью парусов 20,4 кв. м и наборным внакрой деревянным корпусом. В обводах корпуса лодки воплощаются все достижения кораблестроения от викингов до ботика Петра I. Каждый ял принимает на борт до 10 туристов.
Катер — это мореходная десятивесельная двухмачтовая парусно-гребная шлюпка с рейково-разрезным парусным вооружением, общей площадью парусов 34,6 кв. м и наборным вгладь деревянным корпусом. Каждый катер принимает на борт до 18 туристов.
Швертбот — мореходная, быстроходная двухмачтовая яхта с остойчивым корпусом и выдвижным килем. Швертботы быстроходнее ялов и катеров, но при этом такие же надежные и комфортные.
Примечание
СПРАВКА
Валаамский архипелаг расположен в Сортавальском районе Республики Карелия, в северной части Ладожского озера (22 км от материка). Тут есть где погулять и что посмотреть! Площадь архипелага, состоящего более чем из 50 островов, составляет 36 км кв. На крупнейший остров Валаам (финск. Valamo) приходится более 2/3 площади — 27,8 кв. км. На нем расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Относительно достоверная документальная история монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» указан год основания — 1407-й. Он служил крепостью и много раз отражал нападения шведов, но в 1611 году был разрушен. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители. Кроме монастыря, на острове множество скитов. Три скита — Белый, Желтый и Красный — находятся недалеко от Спасо-Преображенского собора. В конце 2005 года на колокольне монастыря впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», самый большой среди валаамских колоколов, установленный в рамках программы восстановления старинной звонницы. На лето 2009 года намечено открытие постоянной музейной экспозиции, посвященной истории Валаамского монастыря. Она расположится на первом этаже храмового комплекса Свято-Владимирского скита. При посещении скитов и прочих монастырских объектов нужно вести себя сообразно месту и иметь подобающую одежду. Женщинам необходимо закрыть плечи и надеть головные уборы, мужчинам же предписаны длинные брюки, а голова, наоборот, должна быть непокрытой. Во время прогулки по Валааму можно искупаться во внутренних водоемах и поесть копченой ладожской рыбки.
Двойником Валаамского монастыря считается Коневский мужской монастырь, расположенный на острове Коневец. Сам остров находится в западной части Ладожского озера, примерно в 5 км от берега, от которого он отделен широким проливом. Коневец достигает в длину 5 км, а его средняя ширина — 2 км.
В Средние века здесь было святилище финских племен, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 т. Этот валун, известный как «Конь-Камень», и дал название острову.
НА ЗАМЕТКУ
Календарь «водных» мероприятий на июль
29 июня — 11 июля
Всероссийские соревнования крейсерских яхт «Кубок Балтийского моря».
7–10 июля
Чемпионат и первенство России по гребле на ялах.
11–16 июля
Чемпионат и первенство России по гребно-парусному многоборью.
22–25 июля
Международные детские соревнования BALTIC SEA CUP (3-й этап).