С началом «высокого сезона» многие наблюдатели связывали и ожидания роста цен на недвижимость, связанного с возможной стабилизацией курса валют и выхода из кэша инвесторов, имеющих валютные сбережения. Несмотря на некоторое оживление (по сравнению с тем застоем, что случился в январе-феврале, любые состоявшиеся сделки кажутся оживлением), надежды оптимистов не оправдались: российская недвижимость слишком сильно переоценена.
Вдобавок выяснилось: профессиональные риелторы теряют контроль за происходящим на рынке недвижимости. В частности, данные Росрегистрации, где, собственно говоря, регистрируются все состоявшиеся сделки, показывают, что рынок упал процентов на 25–30 по сравнению с более благополучными временами. Руководители активно работающих риелторских компаний говорят о снижении числа сделок более чем на две трети (у некоторых дела обстоят еще хуже).
Руководитель загородного департамента крупной московской корпорации «Миэль» Владимир Яхонтов отметил, что на рынок вышли «черные маклеры», которые отбирают у риелторов клиентов. Руководитель другого уважаемого агентства (в кулуарной беседе) признался, что в роли «черных маклеров» чаще всего выступают те же сотрудники риелторских компаний, которые в условиях падения спроса стали проводить сделки в обход фирм: для этого есть и опыт, и связи, и доступ к рекламным ресурсам. Выучили, что называется, специалистов на свою голову. Причем для загородного рынка проблема актуальна вдвойне: офис компании в центре столицы, основное поле деятельности — за пределами КАД. Контроль ослаблен.
На вопрос о том, уменьшается ли комиссионное вознаграждение риелторских компаний, собеседник искренне недоумевает: с какой стати? Продавать стало труднее, продавцы заинтересованы в активном продвижении, стало быть, услуги риелторов будут обходиться дороже… В частности, корпорация ИНКОМ, реализующая несколько крупных проектов коттеджных поселков, увеличила комиссионное вознаграждение риелторским компаниям с 5 до 7%.
Однако часто негибкость крупных риелторских структур приводит к потере ими контроля за тем, что происходит на рынке. Какой выход? После обобщения всего, о чем говорилось на секции, можно сформулировать следующие рекомендации для риелторов:
1. Активно работать с продавцами, заставляя их снижать цены даже на ликвидные объекты: «Продавать надо сейчас, пока рынок более или менее активен. Что будет потом — неизвестно». То есть все, как в прошлом году, только наоборот. Тогда говорили: «Покупайте сейчас, потом будет дороже».
2. Работать с институциональными девелоперами, помогая им реализовывать дома и участки в коттеджных поселках, используя ту же аргументацию. Предлагать им выставлять на продажу ликвидные объекты, причем со значительным дисконтом в августе-сентябре, пока конъюнктура на мировых сырьевых и валютных рынках более или менее благоприятна для России.
3. Сэкономить на рекламе, используя для продвижения объектов «дешевый и доступный» Интернет.
Последнее вызвался оспорить руководитель объединенной редакции группы изданий «Мир и дом» Александр Шевчук. В самом деле, Интернет затоварен недвижимостью. Предложения приобрести «в охраняемом коттеджном поселке «ГОРКИ-2» в 15 км от МКАД по Рублевскому шоссе новый кирпичный четырехуровневый дом площадью 718 кв. м с гаражом на четыре авто» регулярно приходит и в редакцию «Загородного обозрения» в виде спама. Ежедневно из редакционного почтового ящика приходится «вытряхивать» и множество других, не менее достойных предложений. Так вот, господин Шевчук, в несколько иронической манере вспомнив прошлогодние автопробеги старинных автомобилей и благотворительные аукционы в коттеджных поселках класса «премиум», пояснил, что подобного рода акции для застройщиков, заявляющих о своей стабильности и серьезных намерениях, важны и сегодня: «Неформальный контакт и непринужденное общение со СМИ и общественностью — это то, что формируется годами, а утрачивается очень быстро».