В качестве целей выставки устроители в первую очередь выделили: поддержку российских производителей маломерного судостроения, популяризацию морских и водных видов спорта, туризма и отдыха, содействие формированию взаимовыгодных отношений различных производителей, а также содействие развитию рынка маломерных судов и водных видов отдыха и туризма в Северо-Западном Федеральном округе России. Тематика выставки была очень обширна и включала в себя практически весь спектр производимой продукции для водного спорта и отдыха: спортивные и круизные яхты, моторные суда, надувные лодки, подвесные и стационарные двигатели, гидроциклы, спортивное и туристское снаряжение. Если же говорить об участниках, то на стендах "БОТ ШОУ - 2002" выставляли свою продукцию более ста фирм из шести стран.
Впрочем, обо всем этом многообразии надо рассказывать по очереди. Вначале остановимся на маломерных судах, в частности - на яхтах. Разместить крупную яхту в павильоне трудно, поэтому суда этого класса располагались на открытой площадке и прямо в акватории. Современная яхта представляет собой довольно сложное изделие, над которым долго и кропотливо работают инженеры-проектировщики и непосредственные изготовители. В настоящее время российские производители, активно используя опыт и наработки зарубежных фирм, с успехом изготавливают самые разные яхты по желанию заказчика. В числе других, к примеру, на "БОТ ШОУ - 2002" представляла свою продукцию петербургская верфь "Мортранс Крафт", которая строит моторные и парусные яхты по индивидуальным заказам.
Ряд фирм представили на выставке крупные катера самых разных конструкций. Предназначенные для отдыха и рыбалки, эти быстроходные суда оборудованы как стационарными, так и подвесными двигателями, позволяющими достигать весьма высоких скоростей. Внутри оборудованы комфортабельные каюты, что позволяет полноценно отдыхать, не возвращаясь на берег, а система управления снабжена навигационными приборами, которые дают возможность уходить далеко в открытое море. Такие катера пользуются спросом среди тех любителей водного отдыха, кто любит скорость и комфорт, ну и, конечно, имеет средства на покупку столь дорогой вещи.
Скажем честно: собственная яхта или крупный катер - это пока удовольствия для немногих. Гораздо более демократичным плавсредством служит моторная лодка, которая теперь выглядит совсем иначе, чем хорошо знакомые стандартные советские модели. На выставке были представлены самые разные виды лодок, например пластиковые, предна-значенные для любителей рыбалки, охоты и водных прогулок. Эти лодки имеют большую ширину, высокий борт, что придает устойчивость и безопасность даже при очень большой загрузке. Кроме того, двухкорпусная конструкция лодки делает ее практически непотопляемой за счет воздушных полостей внутри корпуса. За счет небольшого веса лодки ее можно легко транспортировать на багажнике любого автомобиля.
Выставлялись и совсем небольшие лодки, которые может переносить с места на место даже женщина или подросток. Моторы на небольшие лодки, как правило, не подвешивают, используют в весельном варианте, однако есть любители и таких прогулок по озерам и прудам, которых за городом - предо-статочно, особенно на Карельском перешейке.
Другая разновидность - надувные моторно-гребные лодки, представленные сразу несколькими производителями. Эти лодки производятся из высококачественных материалов и комплектующих зарубежного производства и имеют современный дизайн, соответствующий международным стандартам. А конструкция этих лодок обеспечивает превосходные ходовые и мореходные качества как на реках, так и на открытых водоемах.
Кого-то, конечно, может смутить вопрос: а безопасна ли такая лодка, коль скоро она - надувная? Отвечаем: беспокоиться на этот счет нет никаких причин, поскольку баллоны лодок имеют перегородки, разделяющие их на отсеки с таким условием, чтобы лодка сохраняла положительную плавучесть при повреждении двух отсеков. Материал, используемый при производстве лодок, очень прочный, устойчивый к порезам и проколам и при этом очень эластичный, что важно при раскладывании и складывании лодки.
Разумеется, были представлены и лодочные моторы, без которых любое плавсредство обречено плестись, как черепаха. На "БОТ ШОУ" свою продукцию привезли самые известные фирмы, среди которых, к примеру, компания "Mercury", чья история началась еще в 1939 году. В настоящее время фирма производит более 60 модификаций лодочных моторов мощностью от 2,5 до 250 л. с. Двигатели "Mercury" экономичны, малошумны (что привлекает любителей рыбной ловли), а также снабжены прочными и легкими винтами современных конструкций.
Представляли свою продукцию и другие известные фирмы, в частности японские. Эти подвесные моторы спроектированы в соответствии с самыми высокими требованиями и в свое время прошли испытания в жестких условиях открытого океана. И если раньше (лет двадцать назад) японские моторы закупались только для нужд нашей армии и специальных служб, то сейчас любой, у кого есть желание, может приобрести любую из разновидностей этих надежных и мощных агрегатов.
Хотя не одни лишь лодки, яхты и катера интересовали посетителей вы-ставки. Современная техника позволяет проводить время не только на воде, но и под водой, поэтому посетители постоянно останавливались возле стендов тех фирм, кто производит оборудование для дайвинга. Этот вид досуга (или, как считают некоторые, спорта) предполагает наличие у любителя специального снаряжения: ласты, маска, акваланг, гидрокостюм и т. д. Все это нужно подбирать в соответствии с вашими запросами, способностями, а также особенностями акватории, где вы собираетесь совершать погружения. И надо признать, на выставке можно было выбрать все, что пожелает душа "дайвера". К примеру, существуют десятки разновидностей одних лишь ластов: разной формы, с регулированием или без него, с закрытой пяткой и открытой, - все это можно было внимательно рассмотреть на стендах и получить квалифицированную консультацию. То же самое касается аквалангов, масок, и те, кого дайвинг привлекает всерьез, прямо здесь же могли ознакомиться с программами различных клубов любителей подводного плавания и подводной охоты.
Те, кто помогает неопытным пока "дайверам" обрести необходимые знания и уме-ния, также присутствовали на выставке. Дух времени и общие тенденции заставляют любителей того или иного способа отдыха (в нашем случае -водного) объединяться в клубы, совмещая организацию досуга, работу с новичками, торговлю снаряжением, рестораны и многое другое. Таков, допустим, морской клуб "Адмирал", который является первым в России спортивным рекреационным центром европейского типа, позволяющим совместить свежесть воздуха и цивилизацию, увлекательные гонки и городские развлечения, комфортный быт и удовольствие от общения с природой.
Уникальность петербургского "БОТ ШОУ" - в месте проведения этой выставки. Экспозиция размещалась не только в павильонах, но еще и на открытых площадках, а также в самой акватории Гавани. Девиз выставки звучал так: "На воде, под водой, у воды", а каждый день ее работы был насыщен яркими и интересными спортивно-зрелищными мероприятиями. К примеру, на второй день выставки состоялась детская парусная регата на яхтах класса "Оптимист", что демонстрирует еще один приоритет устроителей: обращать особое внимание на популяризацию водных видов спорта среди молодежи. На следующий день прошел третий Фестиваль дайв-клубов, который включал в себя показательные выступления аквалангистов, обучающие презентации, конкурсы и викторины. А 8 июня в рамках выставки прошли гонки на моторных лодках, организованные журналом "Катера и яхты", и парусная регата больших яхт при участии Санкт-Петербургского яхт-клуба. И это лишь малая часть программы выставки "БОТ ШОУ", на которой все поколения могли найти интересное зрелище по вкусу.
Главным итогом выставки можно, пожалуй, считать демонстрацию того, что возможности полноценного водного отдыха для наших людей значительно выросли в сравнении с недавним прошлым. Раньше в нашем распоряжении были: лодка "Казанка", байдарка "Таймень" да еще простенькие ласты и маски с трубками. Сейчас просто глаза разбегаются, поскольку и в отношении возможностей, и в отношении цен здесь имеется широчайший выбор. Не каждый, разумеется, купит мощный катер со стационарным двигателем, но ведь и для менее обеспеченных любителей водного отдыха есть что выбрать!
Вот почему год от года расширяется география стран-участниц, увеличивается количество фирм, принимающих участие в выставке, а само присутствие здесь воспринимается не только с чисто практической точки зрения, но и как элемент престижа.