Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Автопром против коттеджей

VIP-недвижимость / 23.12.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», о котором несколько лет говорили на всех уровнях властной вертикали, по всей видимости, почил в бозе. Складывается впечатление, что его попросту забросили. Заглянув на официальный сайт Совета по реализации приоритетных национальных проектов www.rost.ru, можно обнаружить, что он не обновлялся с апреля прошлого года. Другой сайт, призванный «мониторить» ход национальных проектов ( http://nacproekti.ru, также выключен. Как поясняет заставка, «из-за кривых рук администратора сайт временно находится на глобальной реконструкции».

У нас теперь, оказывается, вовсе не жилье, образование и здравоохранение являются на­­циональными приоритетами. «Наше все» образца 2010 года — АВТОПРОМ. В декабре это со всей ясностью дал понять премьер-министр, отвечая на вопросы граждан в прямом эфире теле- и радиоканалов. Слово «ипотека» в многостраничной стенограмме разговора с премьер-министром упомянуто один раз, вскользь и только в связи с материнским капиталом. А слово «автопром» в новом сезоне куда более релевантно (упомянуто восемь раз, причем ВВП постарался выразить, что не бросит его на произвол судьбы).

У автопрома есть почти синоним — АвтоВАЗ, который правительство намерено спасать любой ценой: «Мы сейчас будем вносить достаточно большие деньги, я имею в виду государство, 50 млрд рублей, и «Рено» взяло на себя обязательство внести необходимую сумму в объеме 300 млн евро в виде технологий, в виде оборудования, в виде своего ноу-хау, для того чтобы продукция «АвтоВАЗа» была на уровне мировых стандартов в своем сегменте производства легковых автомобилей». Если добавить к указанной сумме те 25 млрд, которые уже «растворились» в АвтоВАЗе в текущем году, получится, что только в одно сомнительное предприятие в 2009 году вложено почти столько же, сколько в 2008-м весь Национальный проект «Доступное жилье…» (90,5 млрд руб.).

Пеле как-то сказал, что Россия станет чемпионом мира по футболу, когда Бразилия будет чемпионом мира по хоккею. Сказано это было, в общем-то, добродушно и без сарказма (хотя болельщиков, конечно, задело): каждый должен заниматься своим делом, сапогами — сапожник, а пирогами — пирожник. Но жильем должны заниматься в любом государстве. Есть же, к примеру, страны, которые успешно собирают автомобили, но не считают это национальной идеей фикс. Так, в Иране автомобилестроение даже не называется в числе значимых отраслей экономики (основные статьи экспорта — нефть, продукты питания и оружие). Однако объемы производства и экспорта автопредприятия Iran Khodro (больше миллиона машин в год, в основном под маркой «Пежо») для тольяттинского монстра, даже с учетом почти сложившегося альянса с «Рено», — недостижимы. Для того чтобы Россия стала лидером мирового автопрома, Бразилия должна стать чемпионом мира не только по хоккею, но и по биатлону.

Официальные сайты, посвященные национальным проектам и государственным жилищным программам, следовало бы обновлять не только из приличия: их состояние отражает реальное состояние самих проектов. Проекты умирают, когда над ними перестают работать. А после одних заброшенных проектов уже совсем не верится в реализацию других. Если жилье забросили, то автопром и подавно обречен.

Уже к 2010 году мы рассчитываем:

— увеличить ежегодные объемы жилищного строительства в России до 80 млн кв. м;

— увеличить долю семей, которым будет доступно приобретение жилья (соответствующего стандартам), с 9 до 30%;

— добиться существенного увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования (до 415 млрд руб.).

Источник: официальный сайт Совета по реализации приоритетных национальных проектов ( www.rost.ru ), 13 июня 2007 года.

Всего-то два года прошло, а процитированные выше ожидания кажутся утопией: прошлым летом чиновники осторожно говорили, что в 2009 году, может быть, построят 40–45 млн кв. м (в два раза меньше, чем обещали). По данным ЦБ РФ, за девять месяцев 2009 года объемы выданных ипотечных кредитов составили всего 104 млрд руб. (но это по всем понятным и очевидным причинам). Правда, в предыдущие годы план по кредитованию перевыполнялся с лихвой: в 2007 году было выдано 524 млрд руб., в 2008-м — 655 млрд. И это никого, кроме банкиров, не радовало, ибо отражало не рост доступности жилья, а рост цен на жилье. Об увеличении до 30% доли молодых семей, которые в состоянии приобрести жилье за счет собственных средств, промолчим. За два года жилье ни на йоту не стало доступнее. Приходится констатировать: приоритетный национальный проект провалился.

Почему все пошло из рук вон плохо? Отвечая на этот вопрос, непременно сошлются на экономический кризис 2009 года. Между тем я не случайно процитировал данные, которые на официальном сайте представлены как «ожидания на 2010 год». Понятно, что начальные цифры в определении целей, которые закладывались в основу расчетов, брались с потолка. И это, впрочем, нормально для «эскизного» проекта. Само по себе появление такого предпроектного «наброска» было огромным шагом вперед — от социалистического планового хозяйства к проектному управле­нию — почти как отказ от конной тяги в пользу парового двигателя. Но дальше-то должны следовать бесконечные корректировки. И если данные не актуализируют, очевидно, что дело застопорилось. Подлинная причина провала, на мой взгляд, в том, что планы не корректировались под состояние спроса, конъюнктуру и макроэкономику, а до полноценных «рабочих чертежей» так и не дошли. И это, между прочим, ровно та же болезнь, которая сгубила наш автопром. Он ведь тоже порой рождал легендарные машины, которые либо оставались в единственном экземпляре, либо тут же безнадежно устаревали, выпускаясь десятилетиями. Потому как все равно покупали втридорога: других-то не было.

В автомобильной промышленности «у нас со смежниками 1,5 миллиона человек». «Мы что, должны забыть про этих людей и про их семьи?» — вопрошал премьер-министр, а его слова транслировались в теле- и радиоэфире. Безусловно, эти люди нуждаются в государственной поддержке, и возможно, во имя этой благой социальной цели все патриотически настроенные россияне, включая и чиновников, и благодарных премьеру жителей моногорода Пикалева, должны пересесть на «лады», «калины» и «приоры».

Понятно, что поддержка автопрома — это не от излишнего оптимизма и веры в наших конструкторов. Менеджеры и власти моногородов, к коим относится и Тольятти, весьма прозрачно намекают властям на возможность массовых волнений и беспорядков. Но будем надеяться, советники все же напомнят Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу, что в строительном комплексе РФ, включая тех же смежников (производителей стройматериалов, мебели, товаров для дома), занят каждый пятый россиянин, — а это уже 30 млн чел. При этом обеспеченность жильем у нас лишь немногим выше, чем в беднейших африканских государствах.

Никто толком пока не подсчитал, во сколько обойдется всем россиянам государственная забота об автопроме и какой эффект дали бы те же деньги, будь они грамотно инвестированы в «основу основ» — жилье: в разработку проектов «народного дома», инженерную подготовку территорий, производство строительных материалов, в заводы по производству «сэндвич»-панелей, газобетонных блоков и прочих элементов будущего дома. На «домострой» в кризис денег не нашлось. На автопром нашли, ибо его топ-менеджеры, требуя средства, намекали правительству на возможные последствия социальной напряженности в их моногородах.

Между тем государство — из рук вон неважный предприниматель. С точки зрения бизнеса, проектировать и строить частные дома — намного выгоднее, чем изобретать и навязывать новые машины на доморощенной платформе. Ведь автомобилями россияне уже обеспечены гораздо лучше, нежели жильем, и в этом всем нам приходится убеждаться каждый день, стоя в многочасовых пробках, в поисках парковки днем у офиса и вечером у своего дома в спальном микрорайоне. То, что когда-то было газонами вокруг панельных «брежневок», сегодня плотненько заставлено «жигулями», подержанными «немцами», новыми «корейцами», «китайцами» и «японцами».

И здесь, увы, невооруженным глазом видно, как безнадежно мы отстали. А наши автопроизводители, при их иждивенческом подходе, едва ли выродят что-нибудь новое, массовое и востребованное. Тем не менее, для того чтобы производить новый автохлам, власти готовы вкладывать немалые бюджетные средства в организацию заводов по утилизации автохлама старого. Каждое такое предприятие (а их нужны сотни) обеспечит работой 15–20 человек, а его строительство с нуля обойдется, по подсчетам экспертов, в 70–100 млн руб.

Для справки: приличный и экологически безопасный завод по производству домов из «сэндвич»-панелей расчетной мощностью 150–200 домокомплектов в месяц обойдется в два–три раза дешевле грязного предприятия по утилизации автохлама. К тому же каждое произведенное на таком заводе изделие будет востребованным и высоколиквидным продуктом отечественного производства. Только это уже не есть национальный приоритет на ближайший год.

Но может быть, это и к лучшему? Ибо то, что становится у нас предметом государственной заботы, почему-то быстро ломается и отправляется на свалку истории. Возможно, без «государева ока» и протекции, в условиях жесткой конкуренции разовьются отечественные девелоперы, строительные компании начнут предлагать более реалистичные проекты и, не получив господдержки, вступят в борьбу за новосела, предлагая ему все более и более «гуманные» цены? А там новые проекты индивидуальных односемейных домов, родившиеся в мастерских российских архитекторов, начнут получать Гран-при на международных выставках, а представители компаний-застройщиков поймут, что 15% годовых — это очень неплохая норма прибыли для девелоперских проектов в области жилой недвижимости? Очевидно, это все случится, только не факт, что в этом году.

И последнее. В период ажиотажа и безудержного роста цен на недвижимость любые жилищные программы разбивались о рынок. Слишком много было желающих сыграть на разнице «доступной» и рыночной цен. Сего­дня время для рестарта и обновления государственных программ малоэтажного жилищного строительства, что ни на есть, самое подходящее: нефть по-прежнему в цене, неосвоенная земля ничего не стоит, а строители без работы и стали более управляемыми и сговорчивыми. Верным признаком окончания кризиса, скорее всего, станет оживление на стройплощадках.

И скорее всего, оно начнется весной.

В избранном В избранное
1127
Предложения