Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Французский сад на берегах невы

Стили / 30.06.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
В Санкт-Петербурге появилась еще одна хорошая традиция — ежегодный фестиваль «Императорские сады России». В этом году он проводился в третий раз, причем как часть программы празднования года Франции в России, поэтому непременная выставка ландшафтных проектов была посвящена истории и основам французского садово-паркового искусства.

«Французский сад на берегах Невы» — такова тема нынешней выставки-конкурса в рамках фестиваля, организованной в Михайловском саду. Номинаций две: «Королевские сады» и «Сады Республики». В каждой представлено девять проектов, а пять композиций — внеконкурсные.

Сады для королей

В западной части Михайловского сада расположились участники номинации «Королевские сады». Им было предложено обыграть в своих композициях традиции регулярного французского сада XVI–XVIII веков, опираясь на исторические образцы. Расцвет монархии, эпоха Ренессанса и барокко, роскоши и изящества не могли не повлиять на садовое искусство. Для регулярного сада, несмотря на изысканные орнаменты партеров и яркие цвета, характерны строгость и симметрия в дизайне, формовка растений. В задачу дизайнеров входило создание композиций из элементов регулярного сада, таких как партеры, боскеты, бордюры, берсо, шпалеры, павильоны, птичники, огороды, лабиринты, оранжереи, фонтаны, скульптура, топиары…

Первое место в номинации занял «Сад Конвента», созданный ландшафтным ателье «Сакура». Авторы обратились к периоду Французской революции, поэтому сад наполнен символами этого трагического времени. О республиканском календаре, каждый день которого был связан с растением, животным или орудием труда, напоминает меняющаяся часть сада (я попал на выставку в день вербены). Гильотина в центре композиции сделала этот сад едва ли не самым популярным на выставке: посетители фотографировались около нее в разных позах, в том числе потенциальной жертвы, подставляя шею ножу. Как тут было не вспомнить известную фразу о незаряженном ружье…

Второе место в этой категории завоевал весьма изысканный проект «Уроки французского» мастерской Сени Веревкина. В центре композиции стилизованная в виде входа в парижское метро Эктора Гимара арка, разделяющая два партера — в строгом классическом стиле и в свободном современном, в котором узнаются мотивы японского садового искусства и модерна. В первом лишь орнамент из каменной крошки, а во втором растут клен и можжевельники.

Проект «Философия времени», созданный ООО «Студия «Архитектура живой формы», занял третье место. В композиции в современном ключе обыграны элементы регулярного сада: прямая дорожка, прихотливо изогнутая линия с цветами, орнаменты из кустарника, обтянутые парчой тумбы. Кажется, что это извилистый жизненный путь в поиске цели, отмеченный открытиями, хотя есть и прямая дорога, которой обычно никто не идет…

Призовых мест было меньше, чем интересных проектов. Композиция Ad Usum Delphini из ЦПКиО им. Кирова сочетает традиционный для регулярного сада партер с авангардными штрихами — силуэтами людей изящной эпохи: с лицевой стороны с постерами, а с обратной — оклеенными зеркальной пленкой, в которой отражаются узоры орнамента и растения. Проект «Кухонный садик» ООО «Рос-

эко» и Санкт-Петербургского государственного аграрного университета — пример декоративного огорода, который не только украшает сад, но и дарит «плоды»: салат, петрушку, капусту, огурцы. Ведь овощи, зелень и пряные травы всегда можно использовать.

Сады для граждан

«Сады Республики» располагались в восточной части парка. Они создавались на основе садовых традиций Франции с конца XVIII века до наших дней, поэтому участники не были ограничены рамками какого-то одного стиля. Допускались и романтические сады с ландшафтами, предстающими естественными, и в духе импрессионизма, повлиявшего на садовое искусство (достаточно вспомнить сад Клода Моне в Живерни), и современный авангард, особенно популярный в городских парках.

В проекте «Уголок Прованса в Петербурге», представленный ООО «Домашний оазис», тонко обыграно понятие «садовая комната». И жюри конкурса высоко оценило эту метафору — на первое место. Сад — уютная комната, мебель в которой убрана растениями: покрывало на кровати — грядка с салатом, а подушки — гвоздики, из ящика комода выглядывают лобелии, а с двери шкафа свисает петуния.

Второе место заняла композиция ООО «Константа Парк» Belle Epoque, в которой авторы отразили «субъективное впечатление от импрессионизма». Без сомнения, это им удалось: три лодки, причал и лежащий на нем саквояж в окружении брызг красных маков мгновенно вызывают из памяти картины Клода Моне.

Проекту «Живерни» питомника Lorberg досталось третье место. Шпалеры из яблонь обрамляют дорожку, проходящую под арками тоже из яблонь и окруженную цветами в палитре сада Моне, а декорацией выступает громадный постер с изображением этого сада.

В модернистском саду «Кафе у Короля» Ольги Ломаченковой & мастерской «Твор-Ци» на деревянном настиле стоят ширмы из прозрачного желтого и оранжевого оргстекла, которые создают ощущение солнечного дня даже в пасмурную погоду, что особенно важно в нашем темном городе. Для усиления эффекта используются яркие отсыпки из крашеного камня. Задником служит изгородь из туй, как и ширмы, защищающая от ветра. Получилась очень солнечная и уютная композиция, идеи которой можно использовать при создании площадки для отдыха и на большом балконе, и в саду.

Концептуальный проект «Jardin du futur — Сад будущего» ООО «Капитель» — это две абстрактные скульптуры, на которых размещены букеты из лилий и других цветов. Они стоят по краям дорожки и образуют не то кулисы, не то ворота, приглашающие заглянуть в глубь сада.

Внеконкурсные проекты

Вертикальное озеленение обыграно во многих работах. Например, во внеконкурсном проекте «От Петербурга до Парижа, через Сену по Неве» агентства «Трифем» амфитеатр сделан из рулонного газона, растянутого вертикально. Среди травы укреплены декоративные растения и гипсовые геральдические лилии.

Орнаментальная «Тюдоровская роза» спроектирована Консульством Великобритании и Международной школой дизайна на основе геральдического символа страны. В ее создании приняла участие Ее Королевское Высочество принцесса Кентская. Эта композиция из роз и мраморной крошки украшает вход в парк.

Французские садовники представили три композиции: фрагмент королевского огорода из замка Вилландри, фрагмент увитой плетистыми розами ротонды замка Шатоньер и пример современного французского ландшафтного дизайна — «Видеть красный».

Королевский огород, несмотря на то что съедобных растений в его петербургской версии не было, настраивал посетителя на нужный — южный и торжественный — лад, продолжая линию «Тюдоровской розы».

Проект «Видеть красный», созданный агентством La Superstructure, был едва ли не самым впечатляющим на выставке, но не только из-за цвета. По обеим сторонам дорожки расположены холмики, засаженные ярко-красным шалфеем блестящим и мульчированные красной корой. В одной из возвышенностей наполовину скрыта красная скамья, на которой стоит макет части композиции со скамьей, на которой… Думаю, что очень глубоко такое моделирование не зашло, но композиция смотрелась крайне эффектно и из дальних уголков сада, и вблизи.

Наиболее интересными были проекты, созданные в современном ключе с элементами регулярного сада, не впрямую, а намеками и иносказаниями говорящие об эпохе. Такие шарады всегда интересно разгадывать зрителю.

Все больше композиций — настоящих выставочных садов (show gardens), являющих произведения искусства и дизайнерский талант. Их авторы не пытаются на временную канву перенести свой опыт работы на приусадебных участках, а демонстрируют творческие способности. В конце концов, профессионализм дизайнера (не только ландшафтного) заключается в оптимальном решении проблемы — наиболее эффективном и эффектном. Почти не было попыток озеленить выделенный экспоненту уголок Михайловского сада по стандартам дачного участка. По сравнению с прошлым годом уровень работ вырос. Это вселяет надежду, что качество городского благоустройства и озеленения частных садов будет повышаться. Конечно, такие элементы, как растения в горшках и этикетки (в этом году на одном растении порадовала бирка «Продано»), не исчезли, однако их стало меньше. Но даже подобные «декоративные» детали не портят впечатления от композиции, если это произведение ландшафтной архитектуры.

На пресс-конференции, прошедшей перед открытием фестиваля, было объявлено, что предполагаемая тема следующей выставки — итальянские сады, поскольку 2011 год объявлен годом Италии в России. Так что нас ждет встреча с фантазиями на тему садов эпохи Ренессанса и маньеризма.

В избранном В избранное
2415
Предложения