Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Дитя сурового севера

Материалы / 01.03.2011

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Без преувеличения можно сказать, что этот дом — безмолвная и величественная громада, возвышающаяся на холме, — стал одной из доминант поселка компании Honka «Медное озеро», расположенного на Карельском перешейке. Его брутальный, даже несколько мрачноватый внешний вид, по мнению архитектора Сергея Рогулева, плоть от плоти суровой северной природы с огромными серыми валунами, стальным небом и вертикалями корабельных сосен.

Смысл места

«Этот дом мог появиться только здесь, его невозможно представить на Лазурном Берегу, например. Мне всегда важно ощущать гармонию архитектуры и среды. В Петербурге, конечно, есть несколько удачных примеров исторической «контрастной» архитектуры, но вот, скажем, античная скульптура в Павловском парке на фоне елей и сосен для меня всегда была неким диссонансом. Поэтому, когда я увидел участок, предназначенный для строительства, мне стало понятно, в каком направлении двигаться», — рассказывает Сергей Рогулев.

Одной из отличительных и безусловно привлекательных как для жителей, так и для архитекторов особенностей поселка «Медное озеро» является то, что компания Honka максимально сохранила естественный ландшафт. Все участки под застройку разные, как по плану, так и по рельефу. «Участок, на котором предстояло строить, на мой взгляд, очень удачный. Именно он позволил так выигрышно посадить дом: он кажется единым целым с рельефом, который, в свою очередь, подчеркнут архитектурой постройки. С низкой стороны строение смотрится трехэтажным, за счет того что открыт цокольный этаж, а с заднего фасада — полутораэтажным вследствие перепада высот. Кроме того, участок имеет приоритетную направленность. Озеро, берег, красивый ландшафт подсказали, как должны быть ориентированы основные помещения дома. «Было очевидно, куда дом должен смотреть «лицом», а куда «затылком», — поясняет архитектор. Сложная, разновысотная крыша, покрытая натуральной черепицей, также подчеркивает перепад высот. В поддержку естественных вертикалей ландшафта — тонких корабельных сосен дом «выстреливает» своими вертикалями: сдвоенным дымоходом из камня и металла на летней кухне и трубой камина в противоположной части дома.

От дороги к стоящей на холме постройке можно подняться по длинной лестнице с гранитными ступенями с необработанным, нарочито неровным краем. Этот известный прием — необходимость восхождения для ощущения значимости объекта, — появившийся здесь вполне естественным путем, сразу возводит постройку в ранг почти культовых сооружений.

Такое разное дерево

Одним из условий строительства в поселке «Медное озеро» было возведение деревянного дома по технологии Honka. Оно не стало для автора проекта ограничением, а, напротив, послужило базой, толчком для фантазии.

«Дерево — материал весьма авторитарный и гибкий одновременно. Деревянный дом — в некотором смысле заложник материала: есть максимальная длина и определенный размерный стандарт бруса или бревна. Необходимые многочисленные опоры внутри дома, конечно, несколько стесняют свободу действий, но, с другой стороны, заставляют мыслить, изобретать те или иные ходы. Что касается масштаба, ритма, то я увидел решение в микшировании дерева с другими материалами: взятый за основу деревянный дом Honka превратился в результате «тюнинга» в строение с большим количеством камня и стекла. Само дерево и хонковские технологии это позволяли — в этом гибкость. Я хотел добиться нового прочтения дерева, показать, что можно и нужно выходить за рамки одного инструмента, находить сложное согласованное звучание», — поясняет Сергей Рогулев.

Преобразование происходило на основе типового проекта из каталога компании Honka. Как рассказывают в компании, такая индивидуализация типовых проектов — обычное дело. Типовой дом почти всегда нуждается в трансформации под конкретный участок, конкретного заказчика. Доработкой занимается проектный отдел компании Honka, иногда в содружестве с архитектором заказчика. В данном случае архитектором от компании Honka выступала Ирина Заварина, и в результате совместной работы Сергея и Ирины однообъемный прежде дом вытянулся в плане — приобрел два крыла-флигеля, в одном из которых хозяйская спальня, а в другом — кухня, столовая и летняя кухня. Построен дом из соснового шестиклееного бруса 182 мм, тонированного в темно-коричневый цвет. Связавшим все основные объемы дома воедино архитектурным элементом стал гранитный пояс. Начинаясь как цоколь левого крыла, на главном фасаде он переходит в обрамление открытой террасы второго этажа, далее охватывает объем летней кухни и замыкается гранитной колоннадой на заднем фасаде. Стекло является не менее значимым материалом постройки. Во-первых, площадь остекления немалая — большинство окон доходят до пола и открывают выход на террасы. Во-вторых, присутствие стекла усилено ограждением террасы из прочного безопасного стекла и прозрачными навесами.

Изнутри наружу

Подобно тому как экстерьер этого дома словно «вырос» из среды, его интерьер вырос из экстерьера, или, иначе, продолжен в нем. Основные наружные материалы — дерево, гранит, стекло, металл рефреном звучат во внутреннем пространстве. Но появляются и новые. Например, пол и стены части помещений облицованы бразильским сланцем.

В доме множество входов и выходов. Одна из счастливых привилегий жизни на природе — возможность распахнуть интерьер наружу. И окна «в пол» позволяют это сделать. Интерьер также продолжается открытой террасой, где устроена летняя столовая. В теплое время года здесь можно ежедневно готовить или собираться с друзьями на барбекю. «Всегда убеждаю своих заказчиков пользоваться абсолютно всеми льготами жизни на природе. Второй свет, множество выходов наружу, летние кухни и прочее — все то, что почти всегда невозможно в городе, но столь логично за городом, должно присутствовать в доме», — рассказывает Сергей Рогулев.

Парадный вход находится в цокольном этаже. Здесь же, внизу, расположены банный комплекс, включающий сауну, хамам, душевую и джакузи, а также кинозал, который может при надобности трансформироваться в гостевую комнату, и дополнительную кухню. При большой площади дома подобная предусмотрительность автора проекта весьма кстати. Тут всегда можно с комфортом попить чаю после бани, и в то же время это абсолютно автономная гостевая зона со всем необходимым.

Парадный этаж дома — второй. Он самый большой по площади, здесь находятся гостиная, столовая, основная кухня, ванная комната, хозяйская спальня, кабинет, открытая терраса с летней кухней. На верхнем этаже расположены спальни.

Большую часть второго этажа занимает двусветная гостиная. В высоком помещении с деревянными стенами мощный двутрубный камин в портале из гранита скальной фактуры предстает как восклицательный знак в общей идее дома. По словам архитектора, с помощью такого камина удалось «поймать масштаб» в интерьере: «Хотелось, чтобы камин выглядел как часть скалы, чтобы у зрителя возникал вопрос: «Как эта глыба сюда попала?» Ну и, конечно, этот «гром-камень» абсолютно органичен как для места, так и для внутреннего пространства».

В работе над домом и интерьером архитектору со стороны заказчика был предоставлен практически абсолютный карт-бланш. Хорошо знакомый со стилем работ Сергея по публикациям в журналах, заказчик принимал его и поддерживал. Единственное разногласие двух сторон касалось лифта: «Стеклянный лифт в деревянном доме — неожиданность. Тем не менее этот чужеродный, на мой взгляд, объект предстояло вписать во внутреннее пространство. Поставленная задача послужила толчком к созданию уникального дизайнерского решения», — рассказывает автор проекта.

Еще одна непростая задача, которую решают владельцы деревянных домов, — это размещение вентиляционной системы. Закамуфлировать что-либо в доме с полнотелыми стенами без обшивки довольно сложно. В данном случае все воздуховоды проходят через перекрытия первого этажа, а диффузоры в гостиной скрыты за декоративными пилонами, которые можно принять за динамики стереосис­темы или системы хранения.

До конца не ясно, то ли дом органично вписывается в среду, то ли вырастает из нее. И при всей своей родственности окружающему пейзажу он, безусловно, не остается незамеченным — это демонстрация человеческого труда, который не спорит с внешним миром и не подчиняется ему, а состоит в партнерских отношениях.

В избранном В избранное
4822
Предложения