Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Александр Калугин: Гатчина — город имперский

Власть / 29.03.2012

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Гатчина — промышленный, научный, культурный и образовательный центр Ленинградской области. В последнее время все чаще говорят о том, что области нужна региональная столица, и столицей этой может стать Гатчина. О перспективах развития этого города мы попросили рассказать главу администрации Гатчины Александра Калугина.

— Александр Романович, может ли Гатчина сегодня стать «лицом» области?

— Гатчина по определению была столичным городом, и сегодня мы позиционируем ее как имперский город. Так уж нам повезло, что императоры построили здесь свою загородную резиденцию, где жили постоянно. Александр III вообще 13 лет правил империей, практически не выезжая из Гатчины.

Но прошло время, многое изменилось. Гатчина незаслуженно не получала порой того, что ей полагалось. И дворец стали реставрировать позже всех дворцов в пригородах Петербурга. Сегодня его финансирование никого не устраивает. Самый богатый пригородный дворец Петербурга и лучший парк требуют большего внимания и больших финансовых вливаний. В Гатчине много объектов федерального значения, которые тоже ждут своей очереди на реставрацию.

Если идея создания областной столицы будет реализована, надеемся, что все гатчинские дворцы и памятники будут отреставрированы. Наш «меркантильный» интерес — отреставрировать дворцово-парковый ансамбль и все здания и сооружения, которые фактически являются дворцами, но сегодня не выполняют эту функцию. Зданий для размещения областного правительства у нас очень много.

Среди достоинств Гатчины как возможного регионального центра транспортная доступность и наличие развитой инженерной инфраструктуры.

Сегодня Гатчина имеет статус городского поселения (в России только два города такого уровня имеют статус поселения, а не городского округа). Это сказывается и на бюджетной обеспеченности. В 2011 году бюджет Гатчины составлял 635 млн руб., а налоговые поступления приближаются к 4 млрд руб., которые в виде налогов уходят в другие бюджеты. Мы не просим средств — мы просим поменять межбюджетные отношения. Нам не нужны дотации, потому что мы перечисляем в бюджетную систему 4 млрд руб., однако хотелось бы, чтобы по бюджетной обеспеченности Гатчина хотя бы приближалась к городам анологичной исторической значимости и статуса, таким как Пушкин и Павловск.

— Достаточно ли в Гатчине инфраструктурных и прочих объектов для «столичных» нужд?

— Залы заседаний у нас, конечно, есть. Что касается крупного объекта — конгресс-холла, то его проект связан с Институтом ядерной физики. Это будет суперсовременный конгресс-зал для проведения конгрессов, научных конференций. Я уверен, проект будет реализован независимо от того, станет ли Гатчина столицей.

— Вас не пугают последствия кризиса?

— Сегодня в экономике города наблюдается положительная динамика: в 2011 году по сравнению с 2010-м рост составил 10%; безработица у нас ниже 0,5%. Розничный товарооборот превысил 18 млрд руб. Это один из лучших показателей в Ленинградской области. Положительная динамика сказывается и на доходной части бюджета.

От кризиса сильно пострадала только строительная отрасль. Гатчинский ДСК был градообразующим предприятием. Сейчас там произошли большие изменения, объемные показатели заметно снизились.

Администрация города постоянно ведет диалог со строительным бизнесом и руководством других предприятий, работающих в Гатчине. Конечно, не обходится без столкновения интересов, но нам часто удается находить взаимоприемлемые решения. Основа этого диалога — взаимное уважение и понимание того, что город должен развиваться. Мы решаем общие проблемы. И даже когда составляем программы, проектируем микрорайоны, мы закладываем такие решения, которые позволяют нашим строителям в них участвовать.

— Удается ли вам привлечь в Гатчину инвесторов?

— Инвестиции поступают как в частный сектор, так и в государственный. Самые большие — в Петербургский институт ядерной физики. Это государственная организация, где более 6 млрд руб. вкладывается в строительство реактора «ПИК»; планируется развитие инфраструктуры вокруг реактора. Вкладываются инвестиции и в существующие предприятия — устойчиво работают заводы «Буревестник» и «КРИЗО», прекрасные показатели у 218-го Авиаремонтного завода. Что касается самых крупных проектов, то молочный завод «Галактика» — крупнейший в Европе, построен практически с нуля. Сегодня очень много инвестиций мы вкладываем в коммунальную инфраструктуру: в Водоканал, в водоотведение. Мы построили городской канализационный коллектор, он нам обошелся примерно в 600 млн руб. Это единственный в малых городах коллектор, созданный методом микротоннелирования, — больше никто в стране не может этим похвастать: 2,3 км коллектора проложены на глубине 10–11 м, диаметр — 1,5 м. Мы реконструировали главную канализационную насосную станцию — она работает в автоматическом режиме и стала лучшей на Северо-Западе. Сейчас полностью реконструируем канализационные очистные сооружения. Спроектировали напорный коллектор — его строительство потребует больше 200 млн руб. Очень серьезный проект, на который мы замахнулись, — паротурбогенератор на 11-й котельной. Если мы его реализуем, котельная будет обеспечена собственной электроэнергией, себестоимость тепла и горячей воды снизится.

Хотелось бы, чтобы инвестиционный процесс был более интенсивным, но законодательство предоставило муниципалитетам мало инструментов для привлечения инвесторов.

— Принятие генерального плана Гатчины оказалось проблематичным. Как вы оцениваете принятый документ сегодня?

— Мы спроектировали генеральный план с расчетом на максимальную пользу для горожан и решения максимума проблем узких мест и предполагали расширить границы города. Но соседние муниципалитеты стали намертво: «ни пяди земли». Мы остались в прежних границах, поэтому реализовать наши идеи будет крайне трудно: новые дороги пройдут по территории нескольких муниципальных образований. Мы много раз собирали население, на каждом этапе проводили слушания, обсуждали транспортную составляющую генерального плана. Это была просто война: собиралось по 300 человек, воевали за каждый дом, каждую позицию. В результате мы пошли на компромиссы в генеральном плане, хотя прекрасно понимаем, что в результате его реализации все равно придется вернуться к идеям, которые мы в него заложили первоначально. Генплан утвержден. Остается утвердить правила землепользования и застройки. Население высказало много замечаний, и мы с ними сейчас работаем. В апреле мы эти правила утвердим, а все замечания постараемся учесть.

— Вы сказали: «Мы проектируем микрорайоны». Так могут сказать не в каждом городе. А как идет строительство жилья, для кого жилье строится?

— Мы действительно спроектировали два микрорайона: Въезд (так называемую северную въездную зону) и Аэродром (оставшуюся часть, незастроенную). У нас есть подробный проект планировки, нам не надо искать пятно под школу, детский сад, бассейн и т. д. Но инвесторы хотят, чтобы муниципалитет построил все сети, а они просто возведут дом, положат деньги себе в карман и уйдут... Мы спроектировали эти два микрорайона, и один из них уже выставляли на аукцион под комплексное освоение (северная въездная зона, 125 тыс. кв. м жилья, встроенные помещения социально-культурного назначения, школы и детские сады). Аукцион не состоялся: инвесторы не желают решать проблему комплексно, им нужна высокая рентабельность.

За прошлый год мы построили 39 тыс. кв. м жилья. Но не гнались за этими цифрами: у нас проблемы с инфраструктурой, главная из которых — электроснабжение. Здесь «делают погоду» две организации: Ленэнерго и ЛОЭСК. Решить вопрос с ними пока не удается. Мы уже несколько лет предлагаем им создать программу строительства опорных источников или распределительных подстанций в центрах нагрузок. Но они тоже хотят, чтобы кто-то им заплатил, а они потом построят. И, наверное, плата за подключение, которая предполагается для реализации этого проекта, инвесторов не устраивает.

Тем не менее в городе построены два дома для ветеранов Великой Отечественной войны — фактически всех их обеспечили жильем (это на Аэродроме, на въезде в город). Сейчас реализуется проект по строительству жилья для военнослужащих, уволенных в запас и стоящих на учете. Это более 190 семей. Строим детский сад на 280 мест в микрорайоне

Аэродром. Несколько пятен под строительство детских садов мы уже предложили потенциальным инвесторам; пока не откликнулись, но, если бюджетные средства будут, надеюсь, реализуем и эти проекты. Это тяжелая проблема: у нас самая длинная очередь в области в детские сады.

— Кто приобретает жилье в Гатчине?

— Конечно, 70–75% жилья покупают гатчинцы, а оставшиеся 25% — либо петербуржцы, либо северяне. Мы выделили участок воинской части, которая построила и сдала в эксплуатацию перед Новым годом дом на Аэродроме. Тут есть нерешенный вопрос: как выделить целевым назначением земельный участок под строительство объекта конкретной структуре для реализации государственных программ. Думаю, в этом случае должно быть специальное постановление правительства, чтобы не проводить аукцион. Тогда мы сможем реализовать проект академгородка. Руководитель Курчатовского научного центра пообещал, что эта проблема будет решаться.

— Как будет развиваться Гатчина в ближайшие годы?

— Планов у нас громадье. Прежде всего планируется строить дороги, в том числе Орловский обход города, и развивать коммунальную инфраструктуру. Мы намерены построить вторую ветку напорного коллектора от главной канализационной насосной станции, завершить реконструкцию очистных сооружений и установить новый паротурбогенератор в котельной № 11. У нас в планах строительство в ближайшее время трех детских садов, плавательного бассейна с 50-метровыми дорожками. Кроме того, мы должны построить футбольный стадион на 5,5 тыс. мест, с тремя полями. Проект прошел экспертизу. Надеемся, что на средства областного бюджета в Гатчине будет построен современный театр (проект также прошел экспертизу). А самый больной вопрос — строительство двух путепроводов. Эти проекты тоже готовы. Еще одна проблема — строительство распределительных газопроводов в жилые дома. Реализация идет практически во всех микрорайонах частной застройки, куда не подается природный газ.

В избранном В избранное
3734
Предложения