— Иван Николаевич, расскажите о первых шагах в работе комиссии нового состава. Что планируется сделать?
— Комиссия по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству полностью сформирована. В нее вошли профессионалы, которые могут успешно заниматься вопросами строительства, дорожного хозяйства, транспорта, связи. Мы провели встречи со всеми председателями профильных комитетов областного правительства, которые будут с нами работать. Мы заинтересованы в том, чтобы жилищное строительство с каждым годом росло. Необходимо создать строителям такие условия для работы, чтобы они наращивали объемы производства, чтобы инвестиции в строительство увеличивались, велось малоэтажное строительство, решались проблемы социального жилья и строительства доходных домов. Это задача в том числе и законодателей.
— Какие проблемы жилищного строительства сегодня особенно актуальны?
— Строительство жилья для жителей Ленобласти должно год от года расти. Нам нужно решать вопросы роста финансирования из областного бюджета строительства жилья для специалистов бюджетной сферы (и они уже решаются), для многодетных семей, молодежи, для отдельных групп населения (инвалидов, например), социального жилья.
Наши задачи связаны прежде всего с тем, как будут решаться жилищные проблемы жителей Ленинградской области. Область за 10–12 лет превратилась из дотационного субъекта РФ в регион-донор, поскольку в ее экономику привлекались весьма солидные инвестиции. Как следствие, стала пополняться областная казна. Расширяются возможности, в том числе в сфере строительства жилья, объектов социально-культурного назначения — школ, фельдшерско-акушерских пунктов и т. д. Сегодня на повестке дня повышение качества строительства жилья, объектов соцкультбыта. В ходе проектирования и строительства необходимо решать вопросы энергосбережения, улучшения эксплуатационных характеристик жилых зданий.
Там, где подходит к концу срок службы жилых домов первых серий блочного домостроения, нужно думать о расселении. Эта проблема пока не решена. Мы понимаем, что в сельской местности предпочтительнее строительство небольших, 2–4-квартирных, домов, которые не требуют больших капитальных вложений с точки зрения инженерной инфраструктуры.
Один из важных вопросов повестки дня связан с возможностями, которые предоставляет Градостроительный кодекс: расширением прав некоторых подрядных организаций, которые при определенных условиях могут не получить разрешение на строительство. Но это несколько сужает возможности контроля для муниципальных образований. Вопрос непростой, он был подготовлен предыдущим созывом законодательного собрания. Сделано много замечаний, в том числе со стороны прокуратуры, муниципальных образований. Сейчас формируется рабочая группа, которая будет заниматься доработкой этого нормативного акта.
— Один из самых «больных» вопросов в Ленобласти — передача земельных участков, находящихся в собственности Министерства обороны.
— Вопрос о передаче этих земель всегда на повестке дня. В Ленобласти есть воинские части, которые уже прекратили существование, но земельные участки по-прежнему остаются в их распоряжении, и состояние этих территорий ухудшается год от года. Причем земли Минобороны нередко находятся в подходящих для жилищного строительства зонах. Конечно, мы не можем не обращать на это внимание. Мы заинтересованы в том, чтобы такие земельные участки переходили в ведение либо муниципальных образований, либо Ленинградской области. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно.
— Нуждается ли в доработке закон о предоставлении бесплатных участков?
— В большинстве муниципальных образований есть возможности предоставления участков. Если человек нуждается в жилье, ему надо предоставить участок под жилищное строительство бесплатно. Для решения демографической проблемы принято постановление о предоставлении земельных участков многодетным семьям. На повестке дня вопрос о том, чтобы выделить не просто земельный участок, а такой, к которому подведены электричество, вода, проложена дорога.
Другое дело, если человек, обеспеченный жилплощадью, хочет построить дачу. Ему участок надо продавать.
— Как планируется решать вопросы финансирования дорожного строительства?
— В дорожном строительстве много серьезных проблем. Современное состояние сети региональных дорог не может удовлетворять граждан. Вопросы увеличения финансирования дорожного строительства и одновременно усиления контроля за качеством работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте дорог — тоже в поле зрения нашей комиссии. И, конечно, подготовка нормативных актов, которые стимулировали бы качественную работу подрядных организаций.
Мы уже рассмотрели предложения Костромской думы о внесении изменений в федеральное законодательство относительно дорог местного значения. После передачи в ведение местного самоуправления их содержание, мягко говоря, не улучшилось. Потому что средств недостаточно, специалистов, которые могли бы заниматься дорогами, в сельских поселениях нет. Не все сельские поселения могут грамотно построить отношения с подрядными организациями, которые могли бы ремонтировать дороги. Вот Костромская дума и предложила передать местные дороги в ведение региона. Мы поддержали это предложение, уточнив, что обслуживание местных дорог (чистка в зимнее время и т. д.) остается обязанностью сельского поселения, поскольку это в интересах местных жителей.