Сколько в метрах?
VIP — это не размеры, а степень роскоши и тщательность отделки яхты или другого судна. В этом уверен Дмитрий Сабуров, генеральный директор компании Saburov-Design M. «Хорошая, качественно подобранная меблировка, из материалов от ведущих производителей, — перечисляет «VIP-характеристики» эксперт. Лакировка, обилие красивых нержавеющих элементов, тщательно выбранные фактуры, текстуры. Хрусталь в интерьере. Это прежде всего хорошая дизайнерская работа». При этом, с сожалением отмечает Дмитрий Сабуров, мореходные качества судна в данном случае вторичны.
Тем не менее у сегмента VIP все же есть рамки: размеры и иные параметры, отличающие такие моторные яхты от простых. «Длина их, как правило, начинается от 15 м, — говорит Дмитрий Сабуров. — Стоимость — от миллиона долларов. Сейчас таких яхт в Петербурге штук сорок».
«Стоимость VIP-яхты начинается от 700–800 тыс. евро, — считает Сергей Тимашков, яхтсмен, директор образовательной автономной некоммерческой организации «Санкт-Петербургские мореходные классы». — Верхняя граница почти не ограничена, может составлять и 6 млн евро. Сейчас в Петербурге стоит около 40 моторных яхт класса VIP». При этом, к примеру, в Хельсинки их немногим больше, чем в Петербурге.
«Моторных яхт стоимостью около 500 тыс. дол. в Петербурге наберется под сотню, — говорит о тоже вполне себе VIP-сегменте старший редактор itBoat Артур Гроховский. — Но у нас проблемы с осадкой и базированием. Большинство самых крупных моторных яхт города не превышают 70 футов в длину».
Действительно, есть петербургский мореходный нюанс: архитектура моторных яхт жестко ограничена в размерах габаритами мостов. «Высота мостов — 4,5 м, поэтому многие владельцы с удовольствием купили бы себе яхту большего размера, но она не сможет заходить в акваторию Невы, под петербургские мосты, — разводит руками Сергей Тимашков. — Кроме того, по закону, маломерным судном считается лодка длиной не более 20 м. Если судно признано маломерным, оно регистрируется в ГИМСе в упрощенном порядке, облегчается и технический надзор за судном, и получение квалификационных документов на право управления. Если же судно больше 20 м, оно регистрируется так же, как большой супертанкер или пассажирский паром, — в Министерстве транспорта, технадзор осуществляет речной или морской регистр. Помимо дополнительных сложностей формального характера, это еще и раз в десять увеличивает стоимость обслуживания судна». Поэтому те красотки моторные яхты, которые мы видим у причалов, очень часто на грани этой длины. В Европе, кстати, ограничение по длине 24 м.
Где взять
VIP-яхты в Петербурге покупают «не отходя от кассы». «Есть несколько фирм, которые привозят такие яхты, не обязательно куда-то ехать. Расходы будут те же», — уверяет Дмитрий Сабуров. Стоит отметить, что почти сто процентов всех VIP-катеров, стоящих в Петербурге, голландского производства. «Купить их просто, очень большой «вторичный» рынок таких катеров. Как правило, VIP-яхты меняются через 5–8 лет. Для судна это не возраст. Яхта может жить вечно, если за ней ухаживать. Кроме того, начинающим судовладельцам я рекомендую покупать сначала не индивидуальные проекты, а мелкосерийный катера, которые легче ремонтировать. Мы привозили из Голландии одну яхту индивидуальной постройки, эксклюзив, так голландцы мне не дали техническую документацию, даже схему окраски не объяснили — сказали: приезжайте к нам на верфь, все сделаем».
Какие они?
В секторе VIP преобладают два типа моторных яхт. Первый — скоростные. Обычно они строятся из стеклопластика, изредка из легкого сплава. «У них очень мощные двигатели, они достигают больших скоростей, — отмечает Сергей Тимашков. И неожиданно заканчивает: «Я их называю мыльницами». У таких катеров очень высокая стоимость эксплуатации, главная составляющая которой — топливо. «Съездил до Кронштадта с ветерком и сжег тонну топлива», — подсчитывает Сергей.
Второй тип VIP-яхт — так называемые траулеры. Это относительно тихоходные, как правило, стальные суда, у которых относительно же слабые двигатели. «Мы говорим о скоростях 10–15 узлов в час, — уточняет Сергей Тимашков. — И это высокие скорости для моря. Такие катера двигаются в водоизмещающем режиме, по принципу «медленно спустимся с горы».
К слову, у шикарных скоростных яхт есть, по мнению бывалых яхтсменов, еще один значимый минус. «Владелец такого катера за год-два объездит все ближайшие окрестности, и больше плыть ему будет некуда», — категоричен Сергей Тимашков. Дмитрий Сабуров также сетует, что плавать на VIP-красавцах в Петербурге и окрестностях, вобщем-то, негде: «Очень сложно отдыхать, если берега грязные. К Сестрорецким песчаным дюнам подойти трудно. И прибрежными ресторанчиками пользуются, как правило, только автомобилисты. Яхтсмены довольствуются только тем, что выходят в море и встают на якорь. Довольно однообразно. Хочется и проехаться по ресторанчикам, как это делают в акватории Средиземного моря.
Куда податься на ПМЖ
К слову, очень часто петербургские владельцы больших катеров, отделанных стразами и наполненных хрусталем, держат их как раз на Средиземноморье. Говоря же о стоянке в Петербурге, выбор у персон VIP невелик. «Как правило, они стоят в Центральном яхт-клубе и на Крестовском острове, — говорит Дмитрий Сабуров. — На небольших стоянках их не встретишь. Там они не поместятся».
«Яхт-клубов и марин мало, многие из них устаревшие и малопригодные для больших и дорогих судов, — согласен Артур Гроховский. — Одна из таких морских парковок — зеленогорский яхт-клуб «Терийоки».
«За последние восемь лет появились два новых яхт-клуба — Крестовский яхт-клуб и яхтенный порт «Геркулес», который является на сегодняшний день лучшим, — тем не менее отмечает Сергей Тимашков. — Когда будет построен ЗСД, лишь один клуб не будет иметь лимита по высоте мачт. Моторным судам ЗСД не страшен, — они могут комфортно стоять как в «Геркулесе», так и в Морском клубе на набережной Мартынова.
Зимняя сказка
Но все это недолгим петербургским летом. Зимуют же VIP-катера либо в эллингах яхт-клуба, либо уходят в финскую Котку. «Там сервис покачественнее и стоянка дешевле, чем в России», — говорит Дмитрий Сабуров.
«С зимней стоянкой другая идеология, — уверен Сергей Тимашков. — Зимой держать судно в центре города дорого. Плюс ко всему, совершенно необязательно в яхт-клубе иметь полноценный ремонтный комплекс. Для этого нужны специализированные площадки. К примеру, есть порт Дубровка на Неве, где предусмотрено зимнее хранение на берегу яхт, вынесенных за черту города. Именно в таких крытых площадях для хранения и ощущается большой дефицит». И это неудивительно. Владельцы хотят поставить свою дорогую яхту, отделанную тиком и натуральной кожей, не под чехлом, засыпанным снегом. Такие суда должны замовать в отапливаемом помещении, дабы все системы оставались в рабочем состоянии. «В Петербурге никто не озаботился созданием такого центра, поэтому дешевле уходить на стоянку за границу, — говорит Сергей. — Я, например, на трейлере ходил на зиму в Гамбург и держал лодку на воде. Поднимать ее на сушу можно раз в три года. Конечно, отличное место для хранения в Котке. В Финляндии вообще великолепная инфраструктура яхтенных портов. И все за счет государства. У моего приятеля яхта стоит в Лаппеенранте, и он платит примерно 360 евро в год. А я в Петербурге плачу столько же в месяц. И финские яхт-клубы могут себе это позволить. У нас же нужно оплачивать каждый вздох».
По мнению Марии Разумовской, руководителя отдела продаж компании «Инфотек Строй», в Ленобласти, в Шлиссельбурге, есть возможность обслуживать и хранить суда до 75 м, например, на площадях судостроительной компании Laky Verf. Оборудованный цех, а также наличие необходимого оборудования и персонала, позволят выполнять комплексный ремонт и обслуживание судов во время навигации и зимой. (Компания Laky Verf специализируется на дизайнерских и проектных работах по постройке моторных яхт и малых судов.)
В России существуют и VIP-причалы у VIP-коттеджей, в основном в Москве. Однако это скорее временные стоянки, так как любое судно требует ремонта, хотя бы для того, чтобы не терять в стоимости.
Содержание
Холить и лелеять такие VIP-дачи приходится круглогодично, несмотря на то что в 90% случаев яхты 90% времени стоят у причала. «Годовое обслуживание VIP-катера обходится минимум миллион рублей: от 200 тыс. руб. в год за стоянку плюс команда, плюс сервис. Потратить можно и куда больше. Все зависит от длины яхты», — подсчитывает Дмитрий Сабуров. «Стоимость годовой эксплуатации яхты составляет примерно 10% стоимости судна», — уточняет Сергей Тимашков.
При этом, как считают опытные мореходы, ничто не обходится судовладельцу так дорого, как дешевый экипаж. «На обслуживающем персонале ни в коем случае нельзя экономить, — предостерегает Сергей Тимашков. — Тем более что с грамотными судоводителями, капитанами судов сейчас напряженка. И даже не потому, что их нет. А потому, что не каждый профессионал пойдет работать на частную лодку». Однако зачастую судовладельцы поступают по принципу, описанному академиком-кораблестроителем Алексеем Крыловым: «Васька! Служил у меня извозчиком, пойдешь теперь капитаном», — не понимая, что покупать права на яхту «своему» персоналу — это угроза собственной безопасности. «Аварий на таких судах очень много, к сожалению», — констатирует Сергей Тимашков.
Мария Разумовская говорит, что на рынке есть компании, предлагающие эксплуатационный менеджмент яхт — например, Laky Verf. Услуга позволяет владельцам судов не беспокоиться о содержании, ремонте, обслуживании и даже экипаже (если это нужно).
Если владелец совершает плавания короткими перебежками, то ему вполне хватит одного судоводителя. В дальних переходах на борту должно быть два квалифицированных судоводителя, которые будут стоять вахты по шесть часов. Сервисное обслуживание можно поручить спецкомпаниям, не нанимая механика. А вот поваров, официантов, уборщиков можно приглашать сколько угодно.
Слово экспертам
Мария Разумовская, руководитель отдела продаж «Инфотек Строй»:
Для любителей дальних плаваний и интересных прогулок привлекательным местом для стоянки судов приличного размера является стратегически верно выбранный еще Пет-ром I Шлиссельбург, раскинувшийся на берегу живописного Ладожского озера. Коттеджные поселки на Неве или на Ладоге, например NEVO, могут предложить собственный причал для достаточно больших яхт, а также их хранение и обслуживание как во время навигации, так и в межнавигационный период. Путь по Неве от поселка в Шлиссельбурге до выхода к Балтийскому морю составляет 70 км, а открытый выход в Ладогу является несомненным преимуществом для путешествующих на Валаам. На этой же стороне Невы находится и порт Дубровка, куда могут подойти суда с осадкой, до 6 м. На основании анализа продаж компании «Инфотек Строй», реализующей коттеджный поселок NEVO, где есть пирс для яхт и катеров, можно заключить, что покупательский спрос на домовладения у воды определяется желанием иметь собственную лодку.