Участники ландшафтной выставки работали в рамках тем, связанных с исторической символикой нескольких эпох — от дохристианской Руси до современности, — через показ становления садового искусства в императорских резиденциях и его влияния на развитие дворянской усадьбы в XVIII–XIX веках, а также традиций озеленения XX века и возрождения дворянской усадьбы в XXI веке. Большая часть представленных работ — не сады, пусть в миниатюре, а инсталляции, намекающие на сады.
Всего на выставке представлено 38 композиций и стендов, от масштабных садовых работ, достойных выставки в Челси до откровенно рекламных павильонов и малых форм. В этом году не было конкурсной соревновательности, победителей и проигравших, что совершенно не отразилось на качестве представленных работ. Охватить все невозможно, поэтому остановимся на тех, что привлекли наше внимание.
Крупный масштаб
Мари-Соль Де Ля Тур Д’Орвень (вице-президент Фонда садов и парков Франции), Артем Паршин (ландшафтный архитектор Ботанического сада МГУ) и группа компаний «Арбор» представили композицию «Жану-Батисту Леблону посвящается». Леблон, ученик Андре Ленотра (создавшего самый знаменитый регулярный парк мира — Версаль), оказал немалое влияние на русское градостроительство, архитектуру и садовое искусство. Среди его проектов разработка генплана Петербурга, проектирование и строительство Большого Петергофского дворца и Верхнего парка Петергофа. Из раскидистых кипарисовиков, стриженых лавров и самшита, газона с вкраплениями пестролистной осоки и болотного хвоща была создана модель классического регулярного сада, в которую включены современные мотивы. Это, пожалуй, самая торжественная композиция на выставке. Авторы сообщают, что композиция состоит из двух частей: французской выполненной по мотивам Леблоновского партера со стрижеными формами и формальным водоемом, символизирующая стиль, оказавший влияние на облик Петербурга, и русской, решенной в естественном ключе, — с извилистой рекой, болотцем, холмами и лесом. Между частями композиции находится «окно в Европу», символизирующее связь культур.
По обеим сторонам одной из центральных аллей сада раскинулась композиция «Дворянское гнездо», представленная Управлением садово-паркового хозяйства С.-Петербурга и холдингом «Пулковские цветы». Цветники, скамьи, беседки, березовая аллея — элементы российской усадьбы, которые можно встретить на картинах русских художников. Они и стали источником вдохновения создателей проекта.
Знаменитый британский ландшафтный архитектор, садовник и автор множества книг Джон Брукс спроектировал «Английский садик». Вместе с ним над проектом работали студия ландшафтного дизайна «Триумф», торгово-выставочный центр «Возрождение», садовый центр «Динос-парк» и компания «Ричвуд». Брукс представил характерные элементы своего стиля: контраст прямоугольных форм искусственных сооружений и мягких очертаний растений. Деревянный павильон, крытый гонтом, скамьи и шезлонги с мягкими сиденьями показывают пример того, что хороший дизайн вовсе не означает дороговизну его реализации. Основные элементы композиции сделаны из выкрашенных в белый цвет досок и бруса, с которыми контрастируют синие подушки. Рядом устроен приподнятый деревянный цветник с английским розами селекции Дэвида Остина. Керамические сосуды и вазы вносят в композицию завершающие штрихи.
Забытые мотивы
Музей-заповедник «Парк Монрепо» и ландшафтное ателье «Сакура» воссоздали образ ныне утраченного павильона «Хижина отшельника» («Эрмитажа»). Уединенная хижина из березовых бревен, выстроенная бароном Л. Г. Николаи в 1798 году в удаленном уголке парка, в современной интерпретации превратилась в шестигранный в плане садовый павильон, одна из стен которого раскрыта, поэтому посетители парка могут попасть внутрь.
«Монастырский сад», созданный архитектурно-ландшафтным центром «Четыре сезона» воспроизводит садовый лабиринт Приората Нотр-Дам д’Орсан. Плетеные стены лабиринта стали основой для демонстрации приемов средневековых монахов-садоводов: тут и зеленые стены, и приподнятые гряды, и плетеная садовая мебель, и шпалеры.
Тема регулярного сада воплощена в композиции «Модерн в цветочном оформлении», представляет собой фрагмент цветочного партера усадьбы В. Е. Морозова «Одинцово», выполненного по проекту Федора Шехтеля. Работа представлена государственным комплексом «Бор».
«Купальня на реке Воронке» создана музеем-усадьбой «Ясная Поляна» и воспроизводит купальню в имении Л. Н. Толстого, сделанную из лозы и орешника. Рогоз и цветущие орхидеи-пальчатокоренники дополняют композицию.
Усадьба «Пенаты» вместе с ландшафтным ателье «Сакура» представили инсталляцию на тему «Пенаты» — музей-усадьба И. Е. Репина» и родного дома вообще: стилизованный пруд, кресла в окружении папоротников, мольберт и знаменитые ворота переносят зрителей в пригород Петербурга.
Ландшафтные абстракции
Древесный питомник Lorberg представил композицию «Дом под кровлей»: стол под кронами берез и вид на реку и город сквозь арки из берез, стены из туй символизируют одновременно и дом, и сад как продолжение дома.
Медиагруппа «Файнстрит» и Надежда Анфалова создали «Купол», представляющий собой аллегорию традиционных российских ценностей: купол православного храма, снопы на хлебном поле, зерно и полевые цветы. Композиция выполнена из соломы, золотистых блесток и живых цветов, привлекает внимание и движется на легком ветру.
Квентин Арман и Владислав Воронцов с ландшафтно-архитектурным проектом «Орландо» создали след архитектурного объекта с помощью руин ворот и тропинки, ведущей куда-то вдаль…
Школа-студия «Петербургский стиль», колледж строительной индустрии и городского хозяйства, ландшафтная фирма «Сад-ко» представили «Посвящение блистательному Петергофу». Это иллюзия на тему Петергофа, созданная с помощью стекла, зеркал, срезанных ароматных лилий в золотых вазах и горшечных растений.
Инсталляция на тему картины К. С. Малевича «Две мужские фигуры» стала вистой (видовой точкой), замыкающей вид с одной из аллей сада, особенно эффектной в вечернее время, когда заходящее солнце отбрасывает тени на газон. На стекло в цвете нанесены контуры фигур, напоминающие об «обманках» в регулярных садах. Автор концепции — Ксения Ланда, автор проекта — Елена Маркитантова, а также студия ландшафтного дизайна «Триумф», ООО «Стеклоцвет» и галерея «Контракт рисовальщика».
Фестиваль был богат на композиции, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к ландшафтной архитектуре, но прекрасно дополняющие основное направление мероприятия. «Гжель в большом городе», созданная Российским университетом дружбы народов, исследует использование традиционного декора в городской среде. Очарователен «Кошкин сад», представленный творческим объединением «Четыре стихии». Расписные коты прекрасно вписались в пространство Михайловского сада. Культурно-ландшафтный объект «Встреча князя Рюрика» представлен студией дизайна «Валькнут». Это реконструкция военного лагеря с копией корабля варягов, элементов походного лагеря с использованием ландшафтных приемов.
Деревянное ландшафтное зодчество
В части работ широко использовалась древесина: в виде необработанных стволов и коряг или облагороженная резьбой. Мастерская Сени Веревкина предложила композицию «Бабушкин «шестисотый». Провокационное название говорит о знаменитых шести сотках. Домик, посадки, детская машина, деревянные фигуры дедушки, сидящего у крыльца дома, бабушки, копающейся на грядках — все это напоминает о дачных сотках, вернувших сотни тысяч горожан к земле.
Композиция «Березовый лист», созданная компанией «Садовник Мюллер» при участии питомника «Сад Надежды», состоит из двух частей, названных авторами листами. На одном березовая беседка, затянутая легкой тканью и приглашающая отдохнуть в окружении садовых цветов, а на другом — оборотная сторона сада: поленница, пень с топором, скамейка в окружении цветов полевых.
Петрозаводские ландшафтные дизайнеры Татьяна Андреева и Оксана Курбан-Кадиева при участии мастера резьбы по дереву Виктора Хайкичева представили проект «Кижи. Возрождение». Контраст ветхости и заброшенности предметов крестьянского быта и современных резных ворот, выполненных в традициях карельских мастеров, демонстрирует, что древнее искусство живо и поныне.
«Три царства» центра ландшафтного искусства «Зеленая стрела» и ООО «Иггдрасиль» — интерактивный проект по мотивам сказок, в котором средствами ландшафтного дизайна отобразили народные представления о сакральном мифологическом пространстве.
Фестиваль год от года становится интереснее, и все больше участников не только из городов России, но и из европейских стран.