— Александр Николаевич, какие проекты жилищного строительства реализуются сегодня в Курортном районе?
— Если говорить о крупных инвестиционно-строительных проектах, их три. Во-первых, в рамках реновации задействована территория военно-морского городка в пос. Песочный. Это более 200 домов, которые давно исчерпали свой ресурс и подлежат расселению. Мы занимались решением этой проблемы много лет и даже нашли в свое время инвестора и получили резолюцию у Валентины Ивановны Матвиенко о целевом предоставлении земельного участка, на котором находятся все эти дома, для реализации инвестпроекта. Но тут приняли закон Санкт-Петербурга о реновации и все ранее заключенные договоренности были отменены.
Сегодня проект планировки в Песочном утвержден правительством города, мы предложили поправки в Генплан для повышения высотности домов, в которые будут отселяться жители военно-морского городка. Дело в том, что на территории Санкт-Петербурга отменены Правила землепользования и застройки и главенствующими являются правила КГИОПа в части зон регулируемой застройки. Предполагалось строительство до четырех этажей, но для рентабельности проекта реновации требуется строить дома в 6–8 этажей. Надеюсь, что ЗакС одобрит эти поправки в конце нынешнего — начале следующего года. Хотя инвестор, ООО «СПб Реновация», уже сейчас занимается проектированием зданий и обещает начать отселение людей не позднее 2016 года.
Второй крупный жилищный инвестпроект — «Новый берег». Компания «Северо-Запад Инвест» инвестирует средства, во-первых, в комплексную застройку береговой территории Финского залива, ограниченной КАД, водосливным каналом в Сестрорецке и Приморским шоссе; а во-вторых, в намывные территории — два острова площадью около 377 га. На намывных территориях будут средне- и малоэтажные дома, а также общеделовая застройка, всего около 3 млн кв. м недвижимости, в том числе около 2 млн кв. м жилья для 60 тыс. человек.
— Насколько соответствует имеющаяся дорожная, инженерная инфраструктура планам инвестора?
— Дорожная инфраструктура сможет обеспечивать нормальный въезд и выезд с территории на примыкающие трассы федерального значения — КАД и Приморское шоссе — при условии строительства новых транспортных развязок и дорог. Что касается инженерной инфраструктуры, в Курортном районе есть проблемы с электро- и теплоснабжением, а также водоснабжением и канализованием. Поэтому проект предусматривает существенные вложения в инженерную инфраструктуру. Власти города предложили также «Северо-Запад Инвесту» построить максимум объектов социальной и инженерной инфраструктуры за свой счет, и сегодня инвестор уже подтвердил, что берет на себя строительство детских садов, школ, поликлиник — практически всей социальной инфраструктуры. Но ряд дорогостоящих объектов инженерной инфраструктуры инвестор реализовать самостоятельно не может: это связано с федеральными трассами и наличием транспортных развязок, а также головных источников энергоснабжения. По таким объектам требуется детализация условий строительства.
«Северо-Запад Инвест» рассчитывает реализовать проект за 18 лет. Новые территории начнут намывать уже в 2014 году, и этот этап продлится в течение двух лет. Сейчас единственным препятствием для реализации проекта является необходимость строительства путепровода в пределах так называемого Тарховского лесопарка. Официально территория лесопарком не является, тем не менее это лесная зона. Сейчас как раз идут переговоры о том, как решить эту проблему, после чего, надеюсь, проект планировки будет утвержден и начнутся работы.
— Вы упомянули о трех крупных жилищных инвестпроектах. Какой третий?
— Это проект «Запад-Ф» в 13- и 14-м строительных кварталах (продолжение застройки в сторону Горского шоссе). На территории более 30 га планируется строительство малоэтажных жилых домов и детского сада, который инвесторы должны впоследствии безвозмездно передать городу. Уже практически завершена инженерная подготовка территории, утвержден проект планировки. В конце нынешнего — начале следующего года инвестор приступит к реализации проекта.
— А какова динамика объемов введенного в эксплуатацию жилья в Курортном районе за последние годы?
— В 2010–2012 годах было введено 5,5 тыс., 10 тыс. и 54 тыс. жилья соответственно. Скачок в 2012 году произошел потому, что был сдан крупный объект на ул. Токарева, 2, но такие объемы для нас не характерны.
— При большом интересе застройщиков к Курортному району наверняка не все проекты планировки территории (ППТ) идеально соответствуют нормативным параметрам обеспеченности социальными объектами, парковками и т. д.
— Да, есть ППТ, которые мы отказываемся согласовывать категорически. Например, собственник земли пытается построить многоэтажный жилой дом с подземным паркингом на выезде из Сестрорецка, где когда-то располагается популярный ресторан. Из-за плохой сохранности здание по нашему требованию было снесено. Сейчас эта территория благоустроена. А в представленном нам проекте планировки не соблюдены нормы по социальным объектам и размещению парковок.
Аналогичная ситуация с участком на Володарском проспекте. Здесь частный собственник выкупил два небольших нежилых деревянных здания с ограниченной территорией, на которой он хотел бы построить два 6–8-этажных дома. Мы категорически против: это уже застроенный квартал со своей инфраструктурой, рядом расположены детские образовательные учреждения. Нас не устраивает отсутствие инфраструктуры, которая обязательно должна быть у любого жилого дома. Собственник намерен использовать для этих целей городскую территорию, но там зеленая благоустроенная зона, которую мы отдавать не собираемся.
Не хватает места для парковок, даже для детской площадки и у собственника земельного участка на Морской ул. Пока эти проблемы не решатся, ППТ согласован не будет.
Наличие достаточного количества мест в детских садах — одно из принципиальных наших требований. Так, на строительство комплекса «Дюна» (угол Дубковского шоссе и ул. Токарева) мы дали согласие только после того, как инвестор гарантировал реконструкцию в дошкольном учреждении, находящемся по соседству: в результате количество мест в нем покроет нужды и жителей нового дома.