— Как рост объемов загородного жилья сказывается на соблюдении природоохранного законодательства?
— Коттеджные поселки, как правило, функционируют относительно самостоятельно. Существует единый орган управления, который занимается вывозом мусора, обеспечением энергетических нужд и т. д.
В уже введенных в эксплуатацию многоэтажных жилищных массивах в квартирную плату включена стоимость вывоза мусора, и потому мы не прогнозируем негативных последствий «большой застройки» Ленинградской области в плане захламления.
Однако возникают проблемы в связи с вывозом мусора со стройплощадок. Застройщики не стесняются пользоваться услугами недобросовестных перевозчиков, которые предоставляют справки о якобы сданном на лицензированный полигон строительном мусоре. В этой части контролирующие органы Санкт-Петербурга и Ленинградской области налаживают диалог. Мы уже неоднократно встречались по этому поводу с руководителем Комитета по государственному контролю природопользования, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Санкт-Петербурга Валерием Матвеевым. И поэтому, надеюсь, совместными усилиями нам удастся прекратить практику использования «справочных» объектов рекультивации, на которых реальных отходов нет, есть только справки об их складировании.
Кроме того, рекультивация предполагает улучшение состояния почв, растительного слоя, но никак не захламление строительными отходами. Но недобросовестные недропользователи изымают полезные ископаемые с территории, которая либо находится в их собственности, либо взята в аренду, а потом, как правило, по ночам, засыпают туда огромное количество мусора, не всегда безопасного.
Любой проект капитального строительства должен включать список объектов, на которые будут вывозиться строительные отходы. Это не обязательно отходы III–IV классов опасности. Скорее всего, это будут грунты. Однако места вывоза и объемы мусора должны указываться изначально.
Возникают проблемы и в связи с несоответствием класса опасности строительного мусора заявленному при его вывозе на санкционированные полигоны. Так, при проверке полигона «Волхонка» выяснилось, что туда попадало очень много мусора I и II классов опасности (лакокрасочных материалов, реактивов и т. д.) под видом отходов IV класса. По этому поводу были приняты исчерпывающие меры — вплоть до возбуждения уголовного дела в отношении руководства полигона.
Комитет госконтроля природопользования не наделен правом привлекать внимание региональной власти к соблюдению природоохранного законодательства при строительстве отдельных жилых комплексов. Однако мы уполномочены наказывать виновных в захламлении застраиваемых участков. Так, есть весьма показательный объект в Мурине: администрация муниципального образования сдала в аренду участок земли для проведения изыскательских работ под будущую жилищную застройку, впоследствии договор был расторгнут, но к тому времени вся площадка была захламлена на высоту 3 м.
Надеюсь, в этом случае виновные понесут заслуженное наказание.
— А как влияют на образование стихийных свалок ДНП и СНТ?
— Федеральное законодательстве не обязует домовладения заключать договоры на санитарную очистку территории. Хотя уже в течение почти двух лет в Государственной думе находится на рассмотрении соответствующий законопроект, решение по нему, к сожалению, до сих пор не принято. Если бы появилась законодательно прописанная возможность управлять домохозяйствами через управляющие компании или через совместный орган в ДПН (СНТ), думаю, территория Ленинградской области была бы существенно чище, потому что особую обеспокоенность вызывают как раз территории рядом с садоводствами и дачными поселками, где контейнерные площадки, как правило, не вмещают весь объем мусора. Например, садоводства в Синявине — это почти 60 тыс. человек. В Лужском районе не менее 40 тыс. дачников. А поскольку в мае — октябре в Ленобласть переселяется, по разным оценкам, до 2,5 млн петербуржцев, то у нас в этот период огромное напряжение.
— Как соблюдается в Ленинградской области законодательство в отношении водоохранных зон?
— С 1 октября 2013 года Комитет госконтроля природопользования принимает решения о признании незаконными действий в водоохранных зонах озер в Ленобласти — таких решений принято уже около 20. В основном это штрафные санкции в отношении физических лиц — арендаторов прибрежных участков, на которых они пытаются под любым предлогом построить пристань, баньку и т. д. Часть таких материалов, кроме того, были направлены в правоохранительные органы для искового производства. Надо сказать, нарушения, касающиеся водоохранных зон, в Ленобласти не носят массового характера: большинство арендаторов понимают меру ответственности за несоблюдение законодательства в этой части. Ведь по решению суда незаконно построенный в водоохранной зоне объект должен быть снесен за счет инициатора строительства. За последний год был один такой случай: объект (баня) на оз. Чайное в Токсове. Есть решение суда, вступившее в законную силу, есть исполнительный лист, баня будет снесена.
— Вернемся к массовому строительству. Насколько существенна проблема нехватки канализационных очистных сооружений с точки зрения экологии?
— Очистные сооружения — вообще отдельная история. Решимость муниципальных властей первого уровня в том же Всеволожском районе строить небоскребы в отсутствие очистных сооружений вызывает удивление и жалость к будущим жителям. Не секрет, что уже сегодня обитатели новых жилых кварталов жалуются на запах канализационных отходов. В районе Девяткина при отсутствии очистных сооружений все стоки сейчас выносятся на рельеф, попадают в Охту, а далее в городской водозабор… Конечно, МУП «Водоканал» обезвреживает такие отходы. Но на самом деле это катастрофа.
Если в одном муниципальном образовании не выдают технические условия, потому что отсутствует водоотведение и никто не знает, куда сбрасывать канализационные стоки, а при этом рядом такие разрешения выдают, то, конечно, все направляются строить туда. Но это абсурд. Должна быть единая региональная политика в рамках строительства, и, наверное, пора передавать градостроительные полномочия власти более высокого уровня.