На петербургском загородном рынке верхний сегмент тоже показал рост покупательского спроса весной и летом. Возможно, это как-то связано с настроениями, которые зарегистрировал опубликованный в августе опрос ВЦИОМ: у россиян все меньше опасений и страхов. Доля беспокоящихся о катастрофах, упадке науки и культуры и других напастях в августе 2014-го оказалась заметно меньше, чем даже в марте. Что же делать уверенным в своем ближайшем будущем людям, как не обустраивать жизнь семьи в загородном уюте и комфорте?
Этим данным, однако, оппонирует Левада-центр, уверяющий, что индекс социальных настроений прекратил расти в апреле, а индекс потребительских настроений устойчиво снижается с мая.
Индексы индексами, а продавцы дорогих домов под Петербургом стойки и непоколебимы в уверенности, что уж их-то дом стоит запрашиваемых денег, — потому как с любовью и талантом построен, отделан и обставлен. Все готово. Да еще цветы вокруг. Поэтому в цену закладывают стоимость материалов, работы, цветов… и любви с талантом, очевидно, тоже.
Покупатели тоже считают, что степень готовности «въезжай и живи» — несомненный плюс. Но техническая оснастка, архитектура, планировки и интерьерные решения домов рассматриваются с острия текущего момента и, по их мнению, должны соответствовать требованиям современности. А ведь проектировались и строились эти дома несколько лет назад… Поэтому пока продажи растут за счет тех объектов, продавцы которых соблюдают баланс цены и качества.
Всего-то и дел — правильно определить цену. Ведь в главном покупатели и продавцы единодушны: обе стороны ценят жизнь за городом. Петербуржцам и москвичам, если судить по еще одному опросу Левада-центра, идеология загородной жизни ближе, чем другим горожанам. Они чаще проводят свободное время с семьей, ходят в гости и принимают гостей, уезжают за город и отдыхают на природе. Правда, в столицах не так часто признаются в любви к садоводству и огородничеству, как в остальной России. Но, возможно, эмбарго на заграничную еду пробудит ее и у столичных жителей?