— Александр, за истекший год произошли ли какие-то серьезные изменения в работе вашей компании?
— По преимуществу наш статус, равно как и методы работы, остались прежними. Мы все так же сотрудничаем по франчайзингу с известной международной сетью Engel & Völkers, давно и успешно работающей на пяти континентах. По всему миру открыто более 500 офисов компании, так что масштабы деятельности очевидны. И специализация наша осталась той же: сегмент городской и загородной элитной недвижимости. Если говорить о самой международной сети, то в последнее время произошли определенные организационные изменения. Ранее основной акцент делался на небольшие магазины недвижимости — шаговой доступности, если можно так выразиться. В последний год в городах-миллионниках Engel & Völkers открывает крупные центры продажи недвижимости с большим количеством сотрудников, то есть происходит укрупнение структур компании. Однако нас эти тенденции пока не коснулись. Методы нашей работы с клиентурой тоже серьезных изменений не претерпели. Мы по-прежнему регулярно — раз в квартал и раз в полгода — издаем каталоги, где размещаем фото наших объектов и информацию о них. Каталоги распространяются целевой аудитории: по офисам компаний, по престижным клубам, ресторанам и т. п. Правда, один современный тренд мы все же учитываем и все больше смещаем рекламную деятельность в Интернет — сейчас это основной ресурс, из которого люди черпают информацию. Поэтому не так давно мы полностью обновили сайт, получивший на специальном конкурсе приз как лучший сайт по недвижимости.
— Появился ли принципиально новый инструментарий в вашей работе?
— Скорее мы развиваем и совершенствуем тот инструментарий, который у нас уже есть. В частности, это касается информационного ресурса Private Office, который был разработан некоторое время назад. Это отдельный закрытый раздел нашего сайта, на котором размещается информация о самых дорогих объектах недвижимости. Ценовой минимум там — 150 млн руб.; максимальная стоимость объекта — 1 млрд руб. Понятно, что объекты такой стоимости в массированной рекламе не нуждаются, приобрести их может весьма ограниченный круг лиц. Практически все потенциальные клиенты нам известны, с каждым у нас налажен контакт, и они имеют доступ к этому ресурсу. Для остальной публики этот раздел сайта закрыт по вполне объективным причинам. Новые люди допускаются, конечно, к информации, но только после консультаций с нашими менеджерами. Закрытость диктуется еще и тем, что продавцы такой недвижимости зачастую не афишируют, что принадлежащий им объект выставляется на продажу от их имени. Мы это пожелание учитываем и идем навстречу нашим клиентам.
— В более дешевом сегменте вы тоже активно работаете?
— Разумеется, работаем, хотя дешевизна тут, сами понимаете, может быть лишь относительной. Если говорить о загородном рынке, то наш ценовой диапазон 40–150 млн руб. Эта ценовая ниша выстроилась опытным путем, подавляющее большинство выставленных на продажу объектов попадают именно в нее. Объекты, стоимость которых несколько ниже или выше, тоже могут приниматься в работу, но это будет исключением из правила.
— География вашей деятельности все та же — Курортный район?
— В общем и целом да. Наши объекты могут располагаться в зонах, примыкающих к Курортному району, — в Выборгском или Всеволожском районах, однако большинство элитных объектов сосредоточено именно на этом участке Карельского перешейка. Объяснений тут несколько: и развитая дорожная сеть, и масса объектов инфраструктуры, и наличие дорогостоящих построек на участках большой площади.
— А насколько объективно само понятие «элита» в загородном домостроении?
— О полной объективности тут говорить не приходится. В городских условиях стоимость той или иной квартиры рассчитать сравнительно легко, поскольку в одном жилом комплексе и в одном районе продается сразу несколько квартир. За городом ситуация совершенно иная. Там каждый объект имеет свои особенности, свою специфику, свое окружение, так что ценообразование зачастую носит субъективный характер. Что, кстати сказать, приходится учитывать в нашей работе. Прежде чем заключить договор с тем или иным клиентом, мы производим оценку его объекта и, если цена неоправданно завышена (а такое бывает нередко), в мягкой форме советуем умерить амбиции. В конце концов это на пользу клиенту, ведь в противном случае он может продавать свою недвижимость годами.
— Какие основные проблемы в элитном сегменте рынка?
— Главная проблема — это малое число достойных предложений. В настоящий момент объектов элитной недвижимости, которые выставляются на рынок и пользуются спросом, немного. В итоге спрос в нашем сегменте значительно превышает предложение. Тут ведь играют роль многие факторы, например транспортная доступность элитного дома, который не может быть где-нибудь в Рощино или под Выборгом. И в архитектуре нынешний клиент научился хорошо разбираться, так что просто дом большой площади он покупать не хочет — ему нужна красивая и гармоничная постройка. Имеют значение и ландшафт, и социальное окружение, сервис, и инфраструктура. Таких объектов, в которых все перечисленное было бы на уровне, очень мало.
— Получается, что темпы развития этого сегмента зависят от продукта, который выводят на рынок девелоперы и застройщики?
— Получается, что так. Качественных клубных поселков с хорошими домами сейчас почти не строят. И в ближайшее время, насколько нам известно, их строить не собираются. Что объяснимо: требуются очень большие вложения и риски в итоге очень высокие. Легче строить объекты бизнес-класса или экономкласса, более ликвидные. Но перспективы развития все равно есть. В частности, это вывод на рынок загородных апарт-отелей, которые сейчас весьма успешно реализуются. Они имеют несколько другой статус, чем обычный коттедж, зато располагаются в «топовых» местах, где строительство объектов ИЖС запрещено. Думаю, с изменением общей ситуации на рынке и клубные поселки станут строить интенсивнее.