— Какое место в вашей деятельности занимает частное домостроение? Проектируете ли вы здания общественного назначения?
— В течение 20 лет я занимался практически только частным домостроением. В 2010 году я переехал во Францию, в Гренобль, и с тех пор проектирую примерно один дом в год. Но в это же время я создал несколько типовых проектов для Honkamajat. Также я разработал несколько проектов для своего дома в Альпах, но пока не нашел подходящего участка. Создание проекта частного дома всегда вызов для архитектора. Такой проект неизбежно индивидуален, ведь место, внутренний дизайн, размеры — хорошая основа для реализации собственных идей.
После 2010 года основной составляющей моей деятельности стало проектирование общественных зданий: школ, спортивных и культурных сооружений. Отличительная черта работы нашего архитектурного бюро — максимальное использование дерева во всех типах зданий.
Масштабы проектов разные, но всегда приходится иметь дело с обычными нуждами и запросами людей.
— Финляндия традиционно считается законодателем моды в деревянном домостроении. Вы по-прежнему предпочитаете разрабатывать проекты деревянных индивидуальных домов?
— Все мои проекты и частных, и общественных зданий предполагают использование дерева. Два года назад в пригороде Парижа по моему проекту была построена самая большая деревянная школа во французской столице. Бревенчатые дома я всегда создаю в сотрудничестве с Honkamajаt. Я работаю с этой компанией, потому что Финляндия пионер в строительстве бревенчатых частных домов. Но в последние десятилетия эта технология все чаще применяется и для создания общественных зданий.
— Вы предлагаете заказчикам заранее разработанные проекты, которые в России называют типовыми, или предпочитаете работать по индивидуальным заказам?
— Все модели и мои разработки приходится пересматривать, чтобы учесть особенности местности и пожелания клиента. Но основные элементы сохраняются. Директору Honkamajat Кари Толванену я проектировал летний дом-дачу, это экспериментальный проект. Я не думаю, что типовые проекты это скучно и неинтересно, если в их основу положены идея и функциональность. Когда все сделано тщательно, гармонирует с окружающей средой как визуально, так и функционально, то результат радует.
— Придерживаетесь ли вы каких-то общепризнанных тенденций в архитектуре? Или у вас собственный, не похожий на другие стиль?
— С самого начала моей карьеры считали, что у меня свой путь в финской архитектуре. Я всегда старался быть в курсе всех текущих тенденций и направлений и в то же время не боялся раствориться в них, так как у меня финские корни и менталитет. Не думаю, что я был стилистически ограничен. Нужно решать практические задачи с помощью всех имеющихся у тебя средств — именно так зарождается новое течение в архитектуре.
— Каковы ваши принципы проектирования. Простота? Функциональность? Стремление выразить себя? Желание сэкономить средства заказчика?
— Если я думаю о стиле проектирования, то он основан на комплексе условий: местность, окружающая природа и ландшафт и конечно, пожелания клиента. Все начинается с первичной основной идеи, закладывающей, так сказать, душу проекта, характер и настроение будущего дома.
Я стараюсь достигать поставленных целей наиболее простыми способами. Необходимы гармония и единство наружных и внутренних помещений, простота и легкость эксплуатации и технического обслуживания.
Я стремлюсь к непринужденной, неформальной атмосфере. Для меня самое главное — создать место, где люди сразу чувствуют себя дома. И это ощущение дома должно быть радостным и теплым. Дома предназначены для людей, и каждая жизнь есть чудо и часть вечности, в которой мы существуем.
— Когда и почему вы стали сотрудничать с компаниями Honkamajat и Finnstyle LLC? Когда ваши проекты появились на российском загородном рынке?
— Я работаю с Honkamajat с 1995 года, когда проектировал Кари Толванену дом-дачу Villa Sofia. В последние годы Кари вступил в управление предприятием и сотрудничество стало постоянным: когда у меня рождается идея, я всегда откладываю ее для Honkamajat, чтобы обсудить и реализовать.
Я всегда принимаю участие в проектировании Honkamajat новых, современных моделей Honkamajat. Последние разработанные модели представлены в новейшем каталоге этой компании: Contemporary Collection. Я ценю стремление Honkamajat формировать новый взгляд на традиционные принципы строительства бревенчатых домов.
Дома по моим проектам в России еще не строились. Сейчас мы налаживаем сотрудничество с представителем Honkamajat на Северо-Западе России — фирмой Finnstyle, и российские клиенты смогут заказать бревенчатый дом в Honkamajat и воспользоваться моими услугами как архитектора.
— Какие именно проекты вы предлагаете российским заказчикам? Есть ли у них свои предпочтения?
— У меня большой и разнообразный опыт проектирования — от домов отдыха и частных домов до различных общественных зданий, и я могу предложить российским клиентам реализовать любые их желания.
Лет десять назад я проектировал виллу для одного частного клиента из Санкт-Петербурга. У него не было специфических «русских» запросов, он просто хотел шикарный дом, и из этого я и исходил.
— Какие проекты вы разрабатываете сейчас?
— Летом и в начале осени работал над проектами спа-отеля в Австрии и художественного музея Гуггенхайма в Хельсинки; обе работы конкурсные. Во Франции на проектирование общественных объектов объявляются архитектурные конкурсы, и я со своей командой ежемесячно участвую в них. Сейчас проходит конкурс на проект школы и спортивного центра. Уже строятся многоэтажный дом в пригороде Парижа, культурный объект под Женевой, спортивный зал и детский сад под Греноблем. За строительство отвечает архитектурное бюро, но, конечно, прежде всего я.
— Какие современные тенденции в проектировании индивидуальных домов вы считаете перспективными?
— Я уверен, что в будущем станут важны экологические факторы, использование природных материалов и такие параметры, как практичность и красота. Ведь люди ищут гармонию и создают гармонию вокруг себя.