— Алексей, компания «Мера» строит загородные коттеджи с 1991 года. За 26 лет у многих, наверное, произошло бы профессиональное «выгорание» — когда дело ставится на поток, но вы по-прежнему в авангарде рынка. Как вам это удается?
— Для нас строительство — любимое и ответственное дело, мы не просто возводим дома, а создаем качественную загородную среду для людей, которые заботятся о своем здоровье, комфорте, безопасности, ценят красоту жизни и уют. Это, если хотите, наша философия, в этом наш интерес.
Нам интересно развиваться и идти в ногу со временем.
— Говорят, что загородный рынок весьма традиционен, что в предпочтениях заказчиков мало что меняется…
— На самом деле наоборот, за последнее время произошло много изменений. Прежде всего повысились требования заказчиков к архитектуре. Например, клиентам сейчас интересны плоские кровли, нестандартные конструктивные решения коттеджей: разноуровневые дома с подземным и цокольным этажом, иногда даже с лифтом. Спросом пользуются террасы необычной формы, панорамное остекление. Все чаще люди стараются по максимуму использовать особенности рельефа участка. Перепады высот воспринимаются как благо, архитектурный проект коттеджа разрабатывается так, чтобы наиболее гармонично вписать дом в природный ландшафт. Популярны дома на склонах.
Востребована оригинальная отделка фасадов: керамогранитом, натуральным камнем. Подчеркну, речь идет не об элитном сегменте, а о бизнес-классе, домах средней ценовой категории площадью до 300–400 кв. м. С заказчиками таких домов мы в основном и работаем.
— Означает ли это, что заказчики готовы тратить деньги на определенные излишества?
— Вовсе нет. Мы как раз наблюдаем тенденцию экономии средств. Так, клиенты нередко отказываются от излишней площади. Они не видят смысла в обогреве и поддержании в порядке комнат, которыми почти никто не пользуется.
Экономия может проявляться, например, в предпочтении тех или иных материалов. Так, один из наших сегодняшних заказчиков выбрал для своего коттеджа качественные окна с тройными стеклопакетами, но не деревянные, а пластиковые, что дало существенную экономию.
Заказчиков сегодня волнует проблема толщины стен и технологии утепления. Клиенты стремятся к максимальной энергоэффективности, для того чтобы снизить траты на отопление и при этом жить в уютном и теплом загородном доме.
Нас радует, что заказчики домов стали подходить к выбору очень осознанно, задают много вопросов. Им нужны оригинальные, продуманные решения, и нам интересно разрабатывать и воплощать в жизнь такие проекты. В компании «Мера» очень сильная команда инженеров, каждый работает на загородном рынке свыше 15 лет, поэтому мы беремся даже за самые сложные проекты.
Должен сказать, что на загородном рынке не так много желающих иметь дело с нестандартными заказами. Для большинства строительных компаний такие проекты нерентабельны: слишком много приходится вкладывать в собственное развитие, покупку технологий, обновление проектной, технологической базы. Крупным же городским застройщикам, которые обладают всем необходимым для реализации сложных проектов, загородный рынок не очень интересен. Компания «Мера» занимает промежуточное положение. Мы имеем ресурсы для воплощения уникальных решений и работаем только на загородном рынке. В этом наша уникальность.
— И все же не проще ли купить готовый проект коттеджа, «обкатанный» на стройплощадках сотни раз?
— И типовой проект все равно нуждается в оптимизации и детальной доработке, с учетом особенностей участка, потребностей конкретной семьи и т. д. Но дело даже не в этом. Проекты, которые создавались в прошлые десятилетия, уже не устраивают клиентов ни с архитектурной, ни с технической точки зрения.
Я знаю архитекторов, чьи проекты были чрезвычайно востребованы в 2000-е годы, они зарабатывали большие деньги на их тиражировании, но сейчас столкнулись с дефицитом спроса.
Клиент в бизнес-сегменте в целом помолодел, стал более информированным, ориентируется на западные тенденции. У нас много заказчиков из IT-сферы.
Мы, в свою очередь, тоже готовы идти навстречу новому, экспериментировать, предлагать самые свежие решения. Заказчики это ценят, и мы получаем «обратную связь» в виде рекомендаций, повторных заказов.
— Последний вопрос: насколько вы сейчас загружены заказами? В какой срок готовы построить дом?
— Важно понимать, что в строительстве спешка приводит к потере качества. У нас действительно много заказов, при этом основное количество обращений выпадает на весну, лето.
Однако разумнее всего и выгоднее обратиться к нам именно сейчас, чтобы разработать проект, закупить стройматериалы по минимальным ценам, подготовить стройплощадку. Тогда следующей весной можно будет уже без промедлений приступить к стройке и получить новый коттедж за максимально короткий срок.