— Евгений Михайлович, в канун юбилея уместно вспомнить, с чего все начиналось?
— Все началось в далеком 1991 году. Мы тогда работали в городе, занимались в основном кровлями, по большей части на промышленных объектах. Рынок как таковой в то время еще не сложился, можно сказать, он делал первые шаги. И мы делали первые шаги на рынке, осваивались, набирали опыт, подбирали кадры. Пожалуй, на первом этапе подбор квалифицированных кадров был главной проблемой. Но постепенно мы ее решили.
— И перешли к строительству домов?
— К строительству перешли не сразу: расширялись, осваивали новые виды деятельности, в частности занимались внутренней отделкой помещений. Первый дом мы построили в середине девяностых в поселке Вырица. Опыт оказался удачным. А главное, у нас пробудился интерес к этому пока еще новому для России делу. Загородный рынок начинал развиваться, и мы почувствовали, что перспективы у него огромные. С течением времени мы убедились, что не ошиблись.
— Но ведь строительство индивидуальных домов требует профессиональных проектов. Вы научились разрабатывать собственные проекты?
— Соглашусь: современное частное домостроение невозможно без грамотного проектирования. В начале девяностых строили без изысков, но вкус вырабатывался, многие стали выезжать за рубеж, видели построенные там дома, и проблема хорошего проекта приобрела актуальность. Поначалу мы сотрудничали с профессиональными проектировщиками, например с архитектурной студией «Ален», строили также по проектам архитектора Фирсова. Но со временем мы создали в рамках СК «Мера» собственное архитектурное подразделение. Его сотрудники не только умеют слышать заказчика и воплощать в жизнь его фантазии, но и предлагают ему современные, не побоюсь этого слова, модные архитектурные решения.
— Что ж, давайте перейдем к современности. Какой комплекс услуг по строительству частного дома в настоящее время может оказать СК «Мера»?
— Сейчас мы предлагаем самый полный спектр услуг: от инженерно-геологических изысканий до дизайн-проекта и внутренней отделки. Мы приглашаем в качестве партнеров разве что специализированные инжиниринговые компании. И такой подход вполне оправдан. Хочу заметить, что большинство клиентов желают получать все услуги в одном окне. Чтобы и проектные работы, и строительные, и отделочные, и юридическое сопровождение, и гарантийное обслуживание объекта осуществляла одна компания. Так что мы работаем в соответствии с тенденциями и требованиями рынка.
— Можно подробнее о тенденциях и требованиях?
— Их много, и они постоянно меняются. Допустим, в начале двухтысячных годов возводили дома в основном в соответствии с российскими архитектурными стереотипами. Позже стали осваивать скандинавские проекты, а в настоящее время начали проявляться уже новые архитектурные тенденции. Так, сейчас в тренде панорамное остекление, кровли с небольшим уклоном или плоские большие пространства внутри постройки.
— Такие постройки находят спрос?
— Да, находят. Эти архитектурные решения непривычны для российского потребителя, не приспособлены для нашего климата, и требуется высокий профессионализм, чтобы, во-первых, убедить заказчика, во-вторых, адаптировать проект под специфические условия эксплуатации. Но это вполне удается нашим архитекторам и строителям. А главное, современные состоятельные клиенты охотно откликаются на подобные предложения. Это люди с амбициями, они хотят соответствовать нынешним европейским тенденциям в домостроении и, что немаловажно, имеют для этого финансовые возможности.
— Но ведь Россия не Европа, у нас панорамное остекление сопряжено с большими потерями тепла!
— Совсем не обязательно. На решение этого вопроса мы обращаем особое внимание, поскольку энергоэффективность постройки также является современным требованием и своего рода тенденцией. Мы проводим тепловизионную съемку построенных зданий, используем современные стеклопакеты, эффективные утеплители, в итоге получаются дома с минимальными теплопотерями.
— А отмечается ли стремление заказчика сэкономить? Все-таки сейчас кризис, даже состоятельные клиенты считают деньги…
— Разумеется, считают. И мы помогаем клиентам не тратить лишнее, стараемся дать ему максимальное качество при минимальных затратах, точнее, оптимизируем его затраты. В частности, мы не используем везде один и тот же универсальный, но высокозатратный плитный фундамент. В каждом случае мы проводим исследования и выбираем подходящий тип фундамента для отдельной постройки.
— За прошедшую четверть века у вас сложился свой круг клиентов — тех, кто разделяет вашу идеологию и вам доверяет?
— Да, такой круг сложился. Наша идеология — строительство качественных капитальных домов для постоянного проживания. Основные стеновые материалы, которые мы используем, это керамический кирпич, газобетон и профилированный клееный брус.
— Когда было труднее всего за годы работы?
— В разные годы было трудно, и по разным причинам. Мы прошли через несколько волн кризиса, что отразилось на деятельности всех игроков загородного рынка. Но как бы ни было трудно сейчас, все-таки труднее всего начинать бизнес. В те годы еще не было никакого запаса прочности, финансовые возможности были ограниченны и проблема выживания стояла очень остро. Все приобреталось на текущие доходы, и приходилось заниматься сразу и снабжением, и маркетингом, и выполнением заказов, поскольку коллектив как таковой еще не сложился. То, что мы выстояли в такой рыночной ситуации, можно считать удачей. Сейчас, при всех макроэкономических неурядицах, мы чувствуем себя гораздо увереннее.
— А какое приобретение на этом пути, по вашему мнению, наиболее ценное?
— Я думаю, это наш коллектив. Он складывался не один год, и теперь можно сказать с уверенностью: это одна команда. В нашей компании практически нет текучки кадров. В кризисные годы люди ищут где лучше, и если они держатся за свои места, это говорит само за себя. Так что наш юбилей — вовсе не итог, а лишь начало нового этапа развития.