Гольф, кайтинг, гонки на буерах в Петербурге никак не получится назвать массовыми видами спорта и активного отдыха, но дело не в запредельной дороговизне «входного билета» или трудностях обучения. Надо приехать и попробовать. Тем, кто живет рядом с яхт- и гольф-клубами, недалеко от залива или крупных озер, сделать это совсем просто. Бывает, любовь вспыхивает мгновенно и не угасает долгие годы.
На лед под парусом
Прийти в яхт-клуб и взять буер напрокат, увы, не выйдет. Но «покататься» новичку дадут: энтузиаста без опыта возьмут «шкотовым», вторым номером в экипаже буера-двойки класса Моnotype XV, а рулевым пойдет опытный спортсмен-буерист. «Покажем, научим, прокатим. Если понравится — подготовим к соревнованиям. Приходите!» — приглашает Дмитрий Бородин из Стрельнинского яхт-клуба, что напротив Константиновского дворца.
Буер похож на парусную яхту, только вместо киля рама с тремя коньками. В движение он приводится ветром, но мчится быстрее. Хороший «корпус», как называют буер любители этого спорта, может скользить по льду со скоростью как минимум втрое превосходящей скорость ветра. По льду залива катаются на скорости 50–100 км/ч, уверяет Дмитрий Елец из Ассоциации буеров свободных классов С7, С8, также представляющий Стрельнинский яхт-клуб. Причем 100 км/ч — это очень быстро, такая скорость под парусом ощущается совершенно иначе, чем, например, на мотоцикле по гладкому асфальту: и вибрация намного сильнее, и ледяной ветер в лицо, отчего ощущения экстремальные. Рекорд, говорят, равен 230 км/ч, и держится он с 1938 года.
У Петербурга свои давние традиции буерного спорта — он был довольно популярен при Петре I; катались тогда по замерзшей Неве перед Зимним дворцом. Ледовые лодки использовали в военных целях: для набегов на шведские берега, и во время Второй мировой. Сегодня буерным спортом увлекаются большей частью яхтсмены с опытом «летнего паруса». Схожесть буера с яхтой, помимо принципов управления, еще в том, что его тоже надо где-то хранить, обслуживать, чинить. Привезти на крыше автомобиля к месту катания можно только самые небольшие корпуса — двухметровые буеры класса DN для одиночек. «Двойкам» класса Моnotype XV уже нужен автоприцеп. Поэтому сообщества буеристов «привязаны» к яхт-клубам. Питерские катаются в трех местах: Стрельне, Разливе и Кронштадте. Есть еще детская школа в Лахте, в яхт-клубе «Геркулес» и клуб на Ладоге.
Буеру нужны ветер и дорога (ровный лед водоема со снежным покровом не больше 175 мм). «Еще необходим дневной свет, поскольку катание в темноте экстремально опасно, ведь тормозов у буера нет, а скорости большие», — напоминает Дмитрий Бородин.
Буеристы часто самостоятельно делают свои ледовые суда или восстанавливают доставшуюся от советского яхтенно-буерного прошлого «матчасть». В их дружном сообществе очень много технарей (самолетостроителей, корабелов, других инженеров), создающих из дерева или пластика корпуса изящных пропорций и высоких аэродинамических качеств собственными руками. Так что, кроме физической подготовки, умения управлять парусом и желания ловить момент для катания, требуется конструкторская мысль и навык работы руками.
С неоновым крылом
Тем, у кого с буером отчего-то не сложилось, в качестве альтернативы может подойти зимний кайтинг (от англ. kite — воздушный змей). Для иных это просто детская забава, но тряпичный змей — вполне эффективная аэродинамическая конструкция, способная буксировать человека по воде, снегу, льду или асфальту с огромной скоростью.
Snow-кайтинг словно создан для наших широт: снег лежит по нескольку месяцев, просторы для катания бескрайние, с ветром в Петербурге и окрестностях тоже никаких проблем. Яркие купола воздушных змеев, парящих в небе над заливом у Сестрорецка, Стрельны, Васильевского острова, особенно живописно смотрятся на фоне белого искрящегося снега. «Вообще, для этой затеи хорош лед любого водоема, но — открытого», — предупреждает кайт-инструктор Андрей Антонов. Если берега озера или реки частично закрыты лесом, внезапные порывы ветра могут обернуться непредсказуемой опасностью.
Андрей Антонов считает, что зимой управлению воздушным змеем учиться безопаснее, проще и дешевле, чем летом на воде. А с кайтом проще овладеть сноубордом или горными лыжами: катаясь с горы, надо одновременно осваивать технику скольжения и маневрировать, тогда как кайт позволяет скользить по совершенно плоской поверхности, и для обучения можно выбрать не очень ветреный день. При наличии лыж или сноуборда дополнительное оборудование (кайт и трапецию для его крепления) можно купить за 15 тыс. руб. Лыжи, сноуборд и кайт предлагаются и в прокат. Лучше использовать лыжи, на них можно «шагать» и проще маневрировать: переступая или «коньком» лавировать для удобства старта или «посадки» кайта при слабом ветре, а также разгоняться до желаемой скорости. Обучение начальным навыкам обращения с воздушным змеем, включая теорию, технику безопасности и базовые принципы управления, инструкторы готовы провести за три часовых занятия. Потом практика, успех которой, конечно, зависит от общей физической подготовки, и — вперед: с ветерком по льду или укатанному снегу.
Оранжевый мяч
Зимний гольф (Winter-golf, Snow-golf и Ice-golf), по легенде придуманный Редьярдом Киплингом, начали практиковать в северных странах, а сейчас турниры по зимнему гольфу проводят везде, где есть снег: от Шотландии и Канады, Финляндии и Норвегии, Франции и Швейцарии до Чили.
Новичкам обычно первым делом рассказывают, что представление о гольфе как игре для ленивых далеко от реальности. Игроки, чтобы пройти, например, 18 лунок чемпионского поля, преодолевают быстрым шагом более 10 км, будучи нагруженными снаряжением или тележкой с ним. Получается вполне серьезная легкоатлетическая тренировка.
Еще, как выяснилось, зимний гольф демократичнее по стоимости, нежели летний, классический. Поля для игры можно обустроить на льду больших озер или рек. Годятся и летние гольф-поля, если предварительно утрамбовать на них снег. Но обычно зимой, по крайней мере под Петербургом, чемпионские поля берегут. Газон гольф-поля, особенно на «гринах» (площадках с лункой, отмеченной флажком) должен быть идеально гладким, почти как сукно бильярдного стола. За ним трепетно ухаживают, его поливают и стригут, а на зиму стараются защитить и от морозов, и от механических повреждений.
В гольф-клубе «Дюны», который открылся в Курортном районе, на 38-м километре Приморского шоссе, в 1995 году, зимой можно играть на драйвинг-рендже — тренировочном поле на шесть лунок. С этого поля начинался петербургский гольф. «В ближайшее время, — говорит Дмитрий Нейланд, исполнительный директор клуба, — будет готово зимнее поле с искусственной травой, которое дает траекторию отскока мяча, как на полях с натуральным газоном». Но на утрамбованном снегу удары у новичков получаются лучше, при отработке техники удара отчетливо видна траектория движения клюшки.
«Не верен стереотип, что гольф — дорогое удовольствие. Он намного дешевле катания на горных лыжах», — уверяет Дмитрий Нейланд. Набор клюшек можно купить за 15 тыс. руб., понадобятся еще ботинки за 3–4 тыс. руб. Остальное обмундирование новичку не обязательно приобретать в специализированном магазине. Другое дело, что для занятий зимним гольфом редко едут далеко, поэтому у клуба «Дюны» в Курортном районе, где много коттеджных поселков, большое преимущество, считает Дмитрий Нейланд. По его словам, сейчас туда каждые выходные приезжает примерно 25 членов клуба, живущих неподалеку, в Репино, Комарове, Сестрорецке. Они с удовольствием предаются любимой игре в ходе двух-трехчасовой партии, без полной самоотдачи, скорее для удовольствия. Когда выпадет снег и день станет длиннее, игроков прибавится. Зимой в «Дюнах» еще предлагают поучаствовать в виртуальном турнире по гольфу на зимний кубок клуба, который продолжается до начала марта. Игры проводятся на симуляторах в помещении с ударостойкими и шумопоглощающими стенами, а на экран транслируется полет мяча.
Новой и уже полюбившейся гольфистам традицией становится празднование Масленицы, собирающее петербургских игроков и гостей из соседних стран. Гольф-масленицу будут отмечать в GORKI Golf Club в Ломоносовском районе и в «Дюнах».
Strawberry Fields Golf Club, расположенный поблизости от города Ломоносов, рядом с Петергофом, Ораниенбаумом и Стрельной, собственную зимнюю программу предложит в следующем сезоне. Проект, который реализует та же компания, что строила «Гранд Петергоф СПА-отель», предусматривает не только инфраструктуру для игры в гольф, но и коттеджный поселок «Земляничные поляны».
К слову, обязательным ритуалом зимних гольфистов и кайтеров является отдых в спа. Несказанное удовольствие — после нескольких часов на заснеженном поле либо на льду посидеть в сауне, хамаме или русской парной, предаться теплу и приятным ощущениям в джакузи.