Конкуренция на рынке загородного домостроения сейчас достаточно высока. Заказчикам предлагают построить коттедж из дерева, кирпича, газобетона, по каркасно-панельной технологии, предполагающей использование комбинации разных материалов, и др.
Более того, внутри каждой разновидности существуют подвиды. Например, деревянный дом может быть выполнен из бревна, бруса разных классов и даже деревянных кирпичей.
Неопределенный рынок
На сегодняшний день нет точной статистики спроса на те или иные строительные технологии. Мы можем оперировать только наблюдениями отдельных экспертов. Так, по словам директора по развитию строительной компании «Мера» Алексея Соколова, в целом по рынку среди типовых проектов лучше всего сейчас продаются дома из газобетона площадью до 200 кв. м. Но многое зависит от района, удаленности от Петербурга и даже от особенностей ассортимента каждой компании.
«В нашей фирме, которая строит как из газобетона, так и из кирпича, а также из клееного бруса, большинство заказчиков останавливают свой выбор на кирпичной технологии. Я думаю, у каждой фирмы свое соотношение востребованности разных технологий», — считает эксперт.
Эту мысль подтверждает коммерческий директор компании «Сканди» Данил Арустамов: «Наша организация представляет три направления в области технологии строительства: коттеджи из клееного бруса, дома TimberFrame — фахверк, а также дома, собранные из панелей заводского изготовления. На данный момент распределение по продажам у нас приблизительно одинаковое».
Неоднозначный выбор
Но как именно происходит выбор типа домостроения? Эксперты считают, что клиенты редко руководствуются каким-то одним критерием.
Основным мотивом в выборе технологии строительства, как правило, является опыт друзей и знакомых. Действительно, логическим путем невозможно вывести, какая технология лучше. У каждого варианта есть плюсы и минусы. Так, безусловным преимуществом кирпичного дома будет долговечность, а недостатком — высокая цена. Каркасно-панельные дома относятся к самым доступным, но прослужат они не так долго.
Поскольку круг общения каждого человека, как правило, состоит из людей, примерно одного социального положения и уровня дохода, они часто выбирают строительные технологии одинаковой стоимости. В ряде случаев выбор заказчика определяется тем, какими домами преимущественно застроен коттеджный поселок, где он собирается приобрести землю. «Многие клиенты, прежде чем купить участок в поселке, смотрят на уже возведенные в нем дома. Можно сказать, что они настраиваются на «общую» волну», — делится опытом руководитель отдела продаж компании «Пулэкспресс» Николай Урусов.
Конечно же, немаловажную роль играют сроки, которыми располагает заказчик. Если каркасно-панельный дом можно собрать за неделю или даже быстрее, то строительство качественного деревянного коттеджа займет гораздо больше времени. Учитывая нестабильность нынешней экономической ситуации, можно предположить, что желающих затевать долговременное строительство будет все меньше и меньше.
Когда технология выбрана, начинается согласование параметров коттеджа. По словам Данила Арустамова, первоначальный эскиз обычно делается для одного из стандартных домов, представленных на сайте, далее диалог строится на предпочтениях клиента и его привычках и, как следствие, возникает абсолютно новый, индивидуальный проект дома.
Строительная динамика
По мнению специалистов, за 2013–2014 годы предпочтения заказчиков изменились не сильно. Компании, которые продавали больше кирпичных домов, по-прежнему основную выручку получают от этой технологии. Кто делал упор на строительство из газобетона, продолжает активно развивать это направление.
Что касается площади приобретаемых домов, то в сегменте комфорт- и бизнес-класса, как и раньше, наиболее востребованы дома площадью 150–350 кв. м. При этом сумма, которую готов заплатить покупатель за такой дом, составляет около 7–15 млн руб. (включая отделку), считают эксперты «Сканди».
В экономсегменте покупатели, учитывая финансовые затруднения, предпочитают малогабаритные постройки не больше 70 кв. м. Заплатить за такой дом они, как правило, готовы 4,5–5 млн руб. В то же время исследования маркетологов показывают, что в последнее время даже в недорогом сегменте покупатели стали активно интересоваться, из какого материала будут построен дом, насколько он экологичен, долговечен и т. д. Тогда как раньше чуть ли не единственным определяющим фактором служила низкая цена. Другое дело, что сочетать качество и доступную цену удается далеко не всегда.
Следует отметить еще одну тенденцию уходящего года. Многие девелоперские компании, которые оказывали услуги строительного подряда исключительно в собственных коттеджных поселках, стали выходить на открытый рынок строительных услуг. Что неудивительно: данные аналитиков свидетельствуют об ослабевании спроса на земельные участки. Особенно если речь идет о предложении с обязательным подрядом.
Данил Арустамов отмечает, что клиенты загородного рынка стали все чаще обращаться к профессионалам, они перестают доверять низкоквалифицированным строительным бригадам. Приходит понимание, что зачастую строительство с привлечением непрофессионалов обходится даже дороже, — ведь многое впоследствии приходится переделывать.
Сложно прогнозировать, как будет развиваться рынок строительного подряда в 2015 году — слишком много на него воздействует внешних факторов. Рост курсов доллара и евро приводит к подорожанию технологий, ориентированных на применение импортных товаров. В результате соотношение спроса на разные технологии может измениться.
Слово экспертам
Александр Дубовенко учредитель компании «ГУД ВУД»
Мужской и женский подход при выборе материала или технологи строительства будущего дома существенно различаются. Для мужчин весомыми аргументами являются функциональность и энергоэффективность дома, стоимость квадратного метра и возможность построить коробку за сезон, опыт друзей и знакомых, наконец. Женщина же принимает, как правило, эмоциональные решения: она представляет дом, в котором ей будет хорошо и приятно, как играют ее дети, горит огонь в камине и т. д. На такую позицию цифры и доводы не влияют, но, возможно, все перечисленные выше условия суммируются и интуитивно выбирается нужный вариант. По-крайней мере я женской интуиции привык доверять. Мужчины же мыслят гораздо прямолинейнее: у них есть определенная цель, соответственно которой и делается выбор. Но мы заметили, что способны повлиять даже на мужское мнение. Например, мужчина уверен, что дом должен быть его крепостью: каменным, с оштукатуренными стенами, плиткой в санузлах, современной техникой. Но как только он заходит в наши деревянные демодома, это представление меняется: он видит, что деревянный дом может быть не хуже каменного по комфорту, вариантам отделки, теплоизоляции и другим характеристикам. Так что объяснить выбор той или иной технологии или материала зачастую не может даже сам клиент.