Годовую динамику цен на стройматериалы Росстат оценил в 25%, с начала года — в 13%. При этом в мае подешевели металлочерепица (–6,4%) и ДСП (–3,6%), менее чем на процент снизились цены на обрезную доску, еврошифер. Масляные краски и эмали, стекло, цемент растут в цене, оборудование для отопления и водоснабжения и отделочные материалы продолжают бить рекорды удорожания.
Импортозамещение и цены
Общие затраты на возведение индивидуального дома под чистовую отделку за год выросли на 30–50%.
Динамика цен на многие материалы зависит от объема многоквартирного строительства: когда у производителей много крупных заказов, они поднимают цену. Сейчас объем заказов сократился (по сравнению с уровнем 2019 года, строящихся МКД в Петербурге меньше на 41%, в Ленобласти — на 49%, по данным Nicolliers), и видна коррекция по отдельным позициям, отмечает Владислав Ремиш, коммерческий директор компании SKOG Homes. Алексей Соколов, директор по развитию СК «Мера», считает, что, даже при сегодняшней цене «квадрата» 80–150 тыс. руб. (в стадии готовности к чистовой отделке), собственный дом выступает рациональной альтернативой квартире.
Наибольшая доля импортной готовой продукции на рынке наблюдалась в следующих категориях: фасадная клинкерная плитка (97%), саморезы и фасадный крепеж (85%), герметики и клеи (80%) и полимеры для гидроизоляции (60%). По остальным позициям доля импорта менее 50%, сообщает Ассоциация производителей стройматериалов НОПСМ, которая совместно с Аналитическим центром СМ ПРО опросила представителей ведущих предприятий.
В оценке замещения сырьевых компонентов респонденты были еще менее оптимистичными. Зависимость от импорта сырья для кровельных ПВХ-мембран, полимерной теплоизоляции, лицевого кирпича, стекла, стройхимии, монтажных пен, герметиков и клеев, радиаторов, плитки и керамогранита называют критической. В перспективе трех лет динамика будет определяться уже импортозамещением оборудования, и тут положение дел еще сложнее. От импортного оборудования на 100% зависит производство клинкерной плитки и лицевого кирпича, полимерной теплоизоляции, монтажных пен, сантехнической керамики, герметиков и клеев, саморезов и фасадного крепежа, даже газобетона, а на 70% — цемента.
Выбор заказчиков
В этом году часть заказчиков отложили строительство в ожидании определенности своих финансовых перспектив и стабилизации цен. Представители стройиндустрии говорят, что необходимы срочные и кардинальные меры для предотвращения тотального дефицита.
Те же, кто принял взвешенное решение входить в стройку, ориентируются не на колебания цен по позициям, а на свои представления и мнения архитекторов и строителей. По наблюдениям Алексея Соколова, заказчики домов бизнес-класса и выше в большей степени, чем раньше, ориентируются на капитальность и надежность, поэтому вырос объем строительства домов с монолитным бетонным каркасом и перекрытиями. Владислав Ремиш отмечает, что сохраняется популярность современного фахверка (домов с усиленным каркасом, мощными балками на фасаде и большим остеклением фасада под коньком). Даже в дорогом сегменте, по мнению эксперта, качественные энергоэффективные каркасные дома пользуются большим спросом.
Владислав Ремиш,
коммерческий директор
компании SKOG Homes
Цены на газобетон, в частности компании YТONG, с которой мы сотрудничаем в качестве дистрибьютора, снизились по сравнению с максимальными в марте на 40% (с 13,5 тыс. руб. до
8,5 тыс. руб. за кубометр).
С пиломатериалами ситуация иная: производители сухих строганых материалов бодро подняли цены в прошлом году, а в этом, видя значительное снижение цены на сырой лес, тем не менее стараются держать планку, уверяя: «Мы, конечно, для вас цену сохраним…» Думаю, те, кто не проявит гибкости сегодня, вскоре «упадут» заметнее — чтобы восстановить клиентскую базу. Пока же приходится больше времени тратить на поиск адекватных договороспособных поставщиков.
Наши клиенты никогда не выбирают стеновой материал исходя из разницы в цене. Играют роль изначальные предпочтения и архитектурный проект. Если человек задумал дом, который конструктивно требует металлических балок и столбов, из-за их стоимости он не станет упрощать архитектуру и конструктив. Аргументацию у нас запрашивают, но желание получить задуманное всегда побеждает.
Если есть задача уложиться со строительством в определенный небольшой бюджет, я бы начал с выбора металлочерепицы для кровли, металлопластиковых окон, дверей попроще — финские распашные двустворчатые двери сейчас предлагаются по 200 тыс. руб. за блок. Возможно, в самом «бюджетном» сегменте кто-то заменит железобетонный фундамент свайно-винтовым, использует 10 см утеплителя для стен вместо 15–20 см, а для крыши ограничится толщиной 20 см.
Алексей Соколов,
директор по развитию строительной компании «Мера»
Ситуация с ценами на стройматериалы остается сложной, хотя, например, производители бруса отыграли назад больше половины прошлогоднего подорожания. Совсем не характерно для «обычного рынка», теплая керамика предлагается почти по той же цене, что и газобетон. Можно пользоваться моментом!
Видим, что заметно выросла популярность монолитного каркаса и перекрытий, с различным заполнением: кирпич, газобетон или «сэндвич» с утеплителем. По этой технологии строятся дома как в стиле хай-тек (с плоскими крышами), так и в стиле Райта.
При желании сэкономить, наверное, стоит выбирать менее дорогую и сложную отделку фасадов. Хотя москвичи, например, предпочитают проекты с толщиной стен 300 мм и толстым пирогом из утеплителя и дорогой отделки. Второй заметный резерв кроется в выборе архитектуры, определяющей конструкцию крыши. Плоская крыша почти всегда выполняется на монолитном перекрытии, требует двух слоев наплавляемых ковров, то есть большого объема и материалов, и работы. Самый демократичный вариант — двускатная с деревянной стропильной системой и металлочерепицей. Хотя осенью металлочерепица предлагалась по цене цементно-песчаной, ситуация до сих пор странная: все популярные виды кровли почти сравнялись по цене. Я уверен, что надо выбирать архитектурный проект и материалы, которые нравятся, а не ориентироваться на колебания цен, пытаясь выиграть 3–5% за «квадрат». И наши клиенты придерживаются этой стратегии.
Анатолий Комар,
генеральный директор компании «Красный камень»
Петербуржцы особенно консервативны и зачастую выбирают материалы по привычке или «как у соседа». По привычке многие считают, что дом из газобетона дешевле кирпичного, а мягкая кровля дешевле натуральной, цементно-песчаной черепицы, хотя сейчас логичнее покупать ЦПЧ — она красивее и долговечнее.
В премиум-сегменте заказчики гораздо чаще ориентируются на рекомендации профессионалов, архитекторов и строителей, поэтому редко выбирают для себя газобетонный дом по цене кирпичного. В общей смете экономия на стеновых материалах не очень существенная, а строительство из теплокерамических блоков выводит дом в более высокий класс.
Импортные фасадные материалы практически ушли с рынка, а даже самые дорогие отечественные, при сходной эстетике и качестве, позволяют вдвое сократить затраты на стены с отделкой. Поэтому на отделке фасадов клиенты не экономят, выбирая материалы по душе, чаще всего клинкерный кирпич или плитку.
Мы в этом году запустили в производство и продажу премиальную линейку фасадных отделочных материалов (3–6 тыс. руб./кв. м),
и она пользуется большим спросом: импортные не только дороже (8–10 тыс. руб. за «квадрат»), но и получить их быстро невозможно.