И неудивительно, полигон был образован еще в 1969 году, когда активно расширяющему свой промышленный сектор Ленинграду было отчаянно необходимо хранилище для опасных и токсичных отходов. Место рядом с поселком Красный Бор было выбрано по причине залегания в этих местах на небольшой глубине мощного слоя синих глин, обладающего уникальными водоупорными свойствами, а, следовательно, способного удержать ядовитые отходы до консервации и не допустить их проникновения в почву. Долгое время полигон был настоящим спасением для города и становился предметом обсуждения ученых и специалистов исключительно на предмет изменения состава глин при взаимодействии с отходами.
Однако в 90-е годы карты полигона были уже значительно переполнены всевозможной химической отравой, и экологи уже заметно беспокоились по этому поводу. Однако управление полигоном в те времена, вместо того, чтобы остановить прием отходов, додумалось до сооружения обваловки карт, решив, что, если приподнять края карты над землей, в нее влезет больше яда, и полигон проработает еще много лет. Если бы тогда люди, принявшие такое решение, посоветовались с экспертами, они знали бы, что при обваловке нарушаются структурно-текстурные свойства глины, и она перестает быть водоупорной. Таким образом, еще в те времена началось заражение почв вокруг полигона, и оно продолжается до сих пор.
Сейчас эксперты-экологи характеризуют существование все еще продолжающего несмотря ни на что принимать отходы полигона «Красный Бор» как крупнейшее экологическое преступление. Карты, бывшие полными еще в 90 годы, сейчас переполнены сверх всякой меры, заражение почвы и грунтовых вод, а также воздуха вокруг характеризуется как катастрофическое. По оценкам экспертов, анализ земли, взятый на территории полигона, показывает превышение фенольным и формальдегидным составляющим в 6 тыс. раз выше допустимой нормы, что означает моментальную смерть любого живого организма. Кроме того, грунтовые воды, которые не могут быть задержаны водоупорным слоем глины из-за нарушений в эксплуатации и создании обваловки, выносят из полигона токсичную отраву в три реки: Ижора, Нева и Тосна. Всего в 2 километрах от ядовитого пустыря находится поселок Красный бор, а в 4 километрах – город Колпино, и у жителей этих населенных пунктов наблюдается повышенная частота заболеваний раком, астмой и болезнями сердечно-сосудистой системы. Медики связывают это обстоятельство с близостью полигона.
Нарушение на полигоне Роспотребнадзор фиксировал уже десятки раз, последний раз в конце зимы у руководства полигона отобрали лицензию. Жители близлежащих населенных пунктов и экологи, уже давно ведущие яростную борьбу за закрытие полигона, вроде бы смогли вздохнуть спокойно. Тогда чиновники собирались закрыть полигон и построить на его месте завод по переработке всех имеющихся отходов, что вызвало новую волну протестов и возмущения. Однако, сейчас строительство завода, в который уже было вложено 3 миллиарда рублей, заморожено, лицензию полигону вернули, «Красный Бор», который уже давно исчерпал все свои возможности, даже если бы эксплуатация его велась без нарушений, продолжает принимать токсичные отходы, и отравленное пятно возле Колпино все ширится и ширится. Альтернативы в северо-западном регионе пока все равно нет.