Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Импорту на замену. Из чего строить

Технологии строительства / 28.08.2015

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Рынок загородного домостроения ощутимо зависит от курса национальной валюты. Стоимость качественных импортных строительных материалов, к которым привыкли и строительные компании, и заказчики, существенно выросла. Изменили ли свои вкусы участники рынка и запустили ли российские производители процесс импортозамещения, рассказывает «Загородное обозрение».

Подводя промежуточные итоги текущего года, эксперты сходятся во мнении, что ситуация не так критична, как казалась в первом квартале. Отложенный спрос набирает обороты и, по мнению коммерческого директора ГК «Петростройсервис» Олега Степанова, пик продаж придется на осенний период. И сегодня, хотя денег у заказчиков и стало меньше, сделки заключаются. Так, в компании «Строительный трест» отмечают, что объемы продаж соответствуют показателям прошлого года: в 2014 году они составили 1 млрд руб., а за первые месяцы 2015 года — 0,5 млрд руб. Юлия Евсеева, специалист по PR компании «Тареал», застройщика ЖК «Ванино», где наряду с квартирами в ситивиллах продаются участки с подрядом под строительство коттеджей, рассказывает, что повышение стоимости квадратного метра на 5% не оттолкнуло покупателей. Льготная ипотека и рассрочка помогли удержать их внимание. Более пессимистично к сложившейся ситуации на рынке относится директор торгово-строительной компании «Эглстрой» Юлия Эглит. Она подчеркивает, что если в докризисные времена для клиента в приоритете был понравившийся объект, на который он находил недостающие средства, то в нынешней ситуации стараются покупать то, что по карману. По наблюдениям эксперта, зачастую рассматривают дома стоимостью 3–4 млн руб., реже до 6 млн рублей.

Резать по живому?

Кризис вынуждает экономить. Такую тенденцию среди заказчиков уже почувствовали строительные компании. Олег Степанов делится, что объем стоимости заказов снизился на 10–15%. Но при этом ряд заказчиков подошли к вопросу снижения затрат импульсивно. Они сохраняют жилую площадь дома, но, как сетует Юлия Эглит, «закрывают тепловой контур дома из чего угодно и с кем угодно». Это происходит из-за некорректной оценки бюджета строительства, без учета затрат на отделку, инженерию и эксплуатацию. Для того чтобы избежать долгостроя или не брать на себя лишние финансовые обязательства, заказчики начинают резать по живому.
Можно сказать, что в выигрыше оказались те, кто сейчас только на этапе проектирования: у них еще есть шанс поменять планы, переориентироваться с дорогих импортных материалов на дешевые отечественные. Олег Степанов подтверждает, что с падением национальной валюты российские стеновые материалы стали более популярными. «У нас есть заказчик, который хотел строить из импортных материалов, а в результате выбрал отечественные», — рассказывает эксперт. Смещение спроса в первую очередь касается теплой керамики и клинкерной продукции. «Клееный брус в этом году мы тоже использовали только отечественный», — дополняет коммерческий директор ГК «Пет­ростройсервис».

Производители отечества

Но, возможно, колебания рубля только ускорили импортозамещение. Эксперты вспоминают, что пять-шесть лет назад на основе западных технологий стали производить, а потом и использовать такие стеновые материалы, как клееный брус, газобетон и несъемные опалубочные системы. «Сейчас этот процесс набирает колоссальные обороты, — считает Юлия Эглит. — С каждым годом рынок импортных материалов сдает позиции. При нынешнем курсе валют работа с такими материалами будет индивидуальным предложением для тех, кто привык к западному и может себе его позволить. Тренд этого года — панельно-каркасное домостроение, строительство из газобетона, использование несъемной опалубки, крупноформатной керамики и бревна».
В выигрышной позиции оказались крупные застройщики, у которых есть собственная производственная база, как у ­компании «Строительный трест»: «Цены на основные строительные материалы: кирпич, бетон, арматуру, цемент и т. д. — для нашей компании не изменились, остались в рамках ранее достигнутых договорных обязательств», — рассказывает директор по строительству ЗАО «Строительный трест» Леонид Кузнецов.
Благоприятна ситуация и с окнами: Юлия Эглит отмечает, что российские производители за последние двадцать лет научились выпускать качественные оконные системы. Но есть исключения: мансардные окна, зимние сады и гаражные системы, как отмечает эксперт, все еще везут из-за границы.

Без альтернативы

Если в вопросе стеновых материалов и окон у заказчика еще есть альтернатива, то 90% качественного инженерного оборудования и материалов для внутренней отделки, по мнению экспертов, представлены на российском рынке западными производителями. И совсем не дешево. Так, весной многие поставщики устанавливали цену, исходя из курса евро 60–65 руб. Учитывая продолжающиеся колебания на валютном рынке, осенью розничная стоимость может вырасти еще. Поставщики дают цену по запросу, а счет, как предупреждает Юлия Эглит, действителен в течение пяти дней. «Нет смысла откладывать покупки — дешевле не будет», — подчеркивает эксперт.
По мнению эксперта ЗАО «Строительный трест», в первую очередь подорожали вентиляционное и сантехническое оборудование, автоматика и системы пожаротушения. «В марте, вслед за укреплением рубля, цены стали постепенно снижаться. Таким образом, итоговый рост цен на импортные материалы за последний год не превысил 10%», — считает Леонид Кузнецов. А застройщик ЖК «Ванино» замечает, что стоимость строительных материалов и материалов для отделки повысилась на 25–30%. «Часть из них мы и прежде приобретали у российских поставщиков, — рассказывает Юлия Евсеева. — Но такие материалы, как паркет, керамическая плитка, сантехника, панорамное безрамное остекление и другие, заказываются в Европе. Пока нам не удалось найти аналоги у российских производителей». Представитель застройщика подчеркивает, что в качестве антикризисной меры покупателям предлагают объекты без отделки и добавляет: «Но практика показывает низкий процент отказов от отделки». Олег Степанов считает, что российский рынок не скоро заполнится отечественными строительными материалами. Это связано в первую очередь с тем, что компаниям сложно прогнозировать развитие экономики.

Олег Степанов, коммерческий директор ГК «Петростройсервис»: «Некоторые зарубежные производители инженерного оборудования и комплектующих, а также поставщики значительно подняли цены в рублях на свою продукцию. В стоимость заложено колебание курса. Аналогов, например, котельного оборудования у отечественных производителей нет. Однако некоторые наши комплектующие, которые в 2013 году были дороже немецких, сейчас оказываются дешевле. А качество у них приемлемое. Российские производители пытаются сделать продукт на высоком уровне (например, ростовские котлы), но до зарубежного оборудования им еще далеко. Так что аналогов нет и в ближайшем будущем не предвидится. Одна из причин такой ситуации в том, что неизвестно, на сколько затянутся наши проблемы с экономикой и западными санкциями: если было бы понятно, что лет десять все останется на текущем уровне, то отечественные производители могли бы инвестировать средства в развитие технологий, не опасаясь, что через год или два курс рубля станет прежним и рынок опять займет высококачественное зарубежное оборудование».

Юлия Эглит, директор торгово-строительной компании «Эглстрой»: «Рынок стеновых материалов начал меняться еще в 2008–2009 годах, когда стали появляться и активно использоваться отечественный клееный брус, газобетон, несъемные опалубочные системы. К сожалению, приходится констатировать, что качественной отечественной продукции на нашем рынке по-прежнему мало. Некоторые стеновые материалы в России до сих пор не производят. Например, блоки для несъемной опалубки из бетона с утеплителем. Эта финская технология позволяет создавать энергоэффективные дома со сроком службы более 50 лет. Она не имеет никаких ограничений в применении. Мы, как преж­де, работаем с этим импортным материалом и возим его в Россию, потому что для строительства сложных каменных домов и подземных сооружений (цокольных этажей в комбинированных домах) аналога нет. Раньше такую технологию на стадии теплого контура мог позволить себе покупатель экономкласса, сейчас она доступна заказчику классов «бизнес» и «элит».

Надежда Солдаткина, генеральный директор компании H+H

Рынок частного домостроения в этом сезоне оказался самым активным. Индивидуальные застройщики в условиях инфляции из опасения подорожания строительных материалов стремились вложиться в строительство по максимуму, стараясь завершить поскорее. Эти заказчики из числа самых платежеспособных и активных. Показателен и такой тренд этого сезона, как рост покупательского спроса на объекты высокой степени готовности с качественной инженерной подготовкой. Если в конце прошлого года многие сделки совершались для сохранения денежных средств, то сегодня участки в коттеджных поселках покупают с целью строительства для себя жилья за городом.
Из-за кризиса и инфляции платежеспособность населения упала, что привело к сокращению объемов продаж загородной недвижимости. По данным наших аналитиков, за первое полугодие в Санкт-Петербурге и Ленобласти было реализовано около 2,6 тыс. объектов. Это на 27% меньше, чем в первом полугодии 2014 года. Весной и в начале лета отмечался традиционный рост спроса, однако динамика была скромнее, чем год назад. Во II квартале проданы 1,6 тыс. новых объектов недвижимости: это на 22% меньше, чем в апреле — июне 2014 года.

Алексей Онищенко, начальник отдела маркетинга компании «ЛСР. Стеновые-СЗ»

Если говорить о каменных стеновых материалах, то импорт газобетона и теплой керамики был и остается незначительным, в рамках статистической погрешности. И та и другая продукция производится в России. Качество по многим параметрам объективно превосходит импортные аналоги. Поэтому здесь изменений не произошло.

Иначе с керамическим лицевым кирпичом, фасадным и тротуарным клинкером, которые в последние несколько лет активно импортировались. Так, в 2013 году было импортировано до 100 млн штук кирпичей: частично из Европы, Украины, частично из Китая.
Конечно, в текущем году объем импорта существенно снизился. По отдельным видам кирпича снижение составило от 50 до 70%. Здесь произошло импортозамещение отечественной продукцией «Группы ЛСР», производящей кирпичные изделия под брендом RAUF.
При этом мы не видим изменений в подходе потребителя. Сезон 2015 года (да и конец 2014 года) показал стабильный спрос частных застройщиков как на газобетон, так и на кирпич. Более того, в сегменте частной застройки мы наблюдаем некоторый рост спроса и по кирпичу, и по газобетону. Однако текущая ситуация не гарантирует подобного роста в следующем году.

В избранном В избранное
2526
Предложения