— Владимир Петрович, Всеволожский район сегодня лидирует в Ленобласти по вводу в эксплуатацию жилья. Как строятся отношения районной власти с главами администраций поселений, которые застраиваются наиболее активно?

— Диалог есть со всеми. Другое дело, что у застройщиков свои договоренности с местной властью. Мы в эти договоренности вмешиваться не можем. Но поскольку наша задача — контролировать решение социальных вопросов, сейчас выправляем «выверты», которые были допущены в ряде случаев. Хорошо, что и Роспотребнадзор, и прокуратура поддерживают мои действия как главы районной администрации, поскольку понимают, что мы боремся за гармоничное будущее нашей территории.
Если говорить о конкретных поселениях, например о Новом Девяткине, то в нынешнем виде оно лишь часть прежнего большого. И, вероятно, не следовало разделять Новое Девяткино и Мурино — тогда, может быть, было бы понятно, как осуществлять полномочия местной власти.
В случае с городом Всеволожском ситуация другая: по-прежнему выдаются разрешения на строительство жилья с превышением нормативов по плотности застройки, этажности и т. д. Мы пытаемся повлиять на развитие событий, например, не вводим в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями законодательства. Конечно, для более эффективного решения возникающих вопросов стоит объединить администрации города и района. Пока, после очередного перераспределения полномочий, мы перенаправляем жителей из одной администрации в другую. Но такое объединение считаем необходимым только мы.

— Ведете ли вы работу по выявлению и возврату в муниципальную собственность земель, которые не используются либо используются не по назначению?

— Да, мы проверяем, как используются все земли, особенно сельхозназначения. Ведь именно на «сельхозке» чаще всего происходит пал травы и другие ЧП. Сейчас есть команда от губернатора: установить, кому принадлежит каждый гектар неиспользуемой сельхозземли, с какого времени она пустует, каковы пожелания по ее использованию. Мы готовим перечень этих земель на изъятие, и это тысячи гектаров.

— Вы думаете, что в нынешнем году удастся вернуть какую-то часть этих земель?

— Не уверен, но мы в этом направлении мягко работаем. Никого не напрягая. Понимая, что это частная собственность. Если собственники на своей земле что-то делают, конечно, никто не будет посягать на их права. Но в основном все выжидают, чтобы продать землю подороже.

— Какие территории, на ваш взгляд, перспективны под жилищную застройку?

— Это, наверное, самое интересное. С появлением нового Прио­зерского шоссе даже самые отдаленные уголки нашего района оказались максимум в получасе езды от Санкт-Петербурга. А это курортные места: никаких опасных производств, одна-единственная мусорная свалка (но только для отходов пятого класса опасности), великолепные озера, лес. Мы недавно проводили там совет по межнациональному сотрудничеству, и все были удивлены, какая шикарная дорога построена и какое перспективное будущее у этих мест. Оно связано с малоэтажным строи­тельством. Все, что сейчас нужно для комфортной жизни на природе, обеспечивают Агалатово, Лесколово и Куйвози.

— То есть в вашем районе будет преимущественно развиваться малоэтажное жилищное строительство?

— Всеволожский район — все-таки больше пригород Санкт-Петербурга, предназначенный для комфортной жизни. А какой смысл приезжать из Петербурга за город в такую же квартиру в 20-этажном доме?
От многоэтажной застройки нам тоже никуда не деться. Территории под комплексное освоение выделены, тип застройки утвержден и генпланами поселений, и районными документами терпланирования. Но я убежден: необходимо строить нормальные кластеры с двух-, трехэтажными домами, школами, детсадами и магазинами. Таких проектов у нас довольно много уже сегодня, особенно в Юкках, Буграх — там активно работает ООО «Карелия Девелопмент» (входит в холдинг RBI) и другие компании. В ближайшее время начнется активное освоение Кузьмолова, где уже строится коттеджный поселок «Небо».

— Много ли среди покупателей в новостройках жителей Всеволожского района?

— Достаточно. Но, конечно, много и приезжих: из Санкт-Петербурга, Псковской, Новгородской областей, Республики Карелия. Недорогие квартиры покупают родители для детей-студентов, которые поступают в вузы Петербурга. Жилье приобретают молодые семьи. Недавно приходили ко мне на прием с вопросами как раз такие новоселы: купили недорогое жилье, а нет ни садика, ни школы, ни нормальных подъездных дорог. Но, решаясь на покупку недорогой квартиры, надо быть готовыми к тому, что инфраструктура появится не сразу.
Есть хорошие кварталы, даже шикарные. Например, я считаю, что правильно застраивается Кудрово. Там застройщики сами возводят и школы, и садики, и спортивные площадки, там даже оборудованы лыжная и лыжероллерная трассы. Строят так, чтобы жителям было удобно. Переезжая туда, люди оказываются за городом, но в то же время не в стесненных условиях.

— Не секрет, что транспортная доступность Всеволожского района вызывает массу нареканий. Как будет развиваться дорожная сеть в ближайшие годы?

— Уже разработаны два проекта объезда новостроек Мурина и Нового Девяткина.
Во-первых, дорога в продолжение Пискаревского проспекта с выходом на завод «ТУРБОАТОМГАЗ». Во-вторых, четырехполосная дорога с выходом на Всеволожск, к выезду на Колтушское шоссе — к Всеволожской межрайонной клинической больнице. Думаю, уже к осени проект пройдет экспертизу. И уже в следующем году, возможно, начнется подготовка к строительству — вырубка леса и т. д. Подрядчик есть, проект готовится за счет застройщиков.
Проблемный с точки зрения транспортной доступности и участок Янино — Колтуши. Здесь требуется расширение дороги до четырех полос от кольцевой до дер. Суоранда и выход на «пьяную дорогу» на Всеволожск. Дополнительная сложность в том, что проект затрагивает сельхозземли в частной собственности. К счастью, с 1 апреля вступил в силу федеральный закон, позволяющий изымать такие земли для государственных и муниципальных нужд без судебных слушаний, принудительно в случае несогласия собственника.
В Буграх ситуация иная. Там появится съезд с КАД и по другую сторону от железной дороги, с расширением и выездом в Санкт-Петербург. Таким образом, Бугры будут соединены с городом не только кольцевой автодорогой — ведь выезд на Парнас не очень удобен для жителей Ленинградской области.