![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/75982bcddad38c5519a19d0960ae20a0.jpg)
Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/9f5567d9a1e49470425f785837798db8.jpg)
Основатели стиля
Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмптон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/c36b61b942682fe4170831f8ae830caf.jpg)
Большой стиль
«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/d75be80d5ab74d01a26bd10e091976e2.jpg)
Особенности стиля
Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.
Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом...
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/d75df732b6ba23d1344b11768fb39e3b.jpg)
С острова на континент
Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.
![](https://services.zagorod.spb.ru/images/content/3542b018bfc57376c1fc6878ba9d532b.jpg)