И по сравнению со вторым кварталом продажи выросли, но при отслеживании год за годом — а третий квартал традиционно наиболее активный на загородном рынке, — то оказалось, что в 2016 году эти три месяца (с июля по сентябрь) самые малоактивные за последние годы.
При этом в дорогих сегментах — бизнес-классе и элитном отмечен рост продаж именно к прошлогодним показателям. Объектов самого высокого класса А за третий квартал продано почти столько же, сколько за предыдущие полгода, и на 23% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Увеличились продажи и в бизнес-классе: плюс 18% к 2016-му.
Участники рынка отмечают, что потенциальные покупатели, внимательно следившие за предложениями в дорогом сегменте, убедились, что ждать новых объектов нет смысла и разобрали то, что есть, — иногда последние, наименее привлекательные лоты в давно продаваемых поселках.
По информации застройщиков, осенью в близких к завершению поселках на каждый из оставшихся в продаже объектов было несколько потенциальных покупателей: они приезжают, смотрят, убеждаются, что лучшее распродано, спрашивают, когда можно ждать новых, но сходных по качеству предложений. Половина покупателей ищут построенный дом, готовый к отделке. Еще около 40% хотели бы дом, готовый для жизни: с отделкой и мебелью. Рынок не отвечает этим запросам.
По данным Knight Frank SPb предложение в дорогих сегментах за квартал сократилось: на 10% в классе А и на 18% в классе В. По числу поселков в продаже класс А ужался на 28%, класс В — на 22%.
За третий квартал, по данным Knight Frank SPb, в продажу не выведено ни одного нового проекта коттеджного поселка классов А и В. Снижения цен на объекты не было: колебания средних показателей связаны исключительно с продажей наиболее дешевого предложения и повышением цен в существующих поселках.
Аналитики считают, что дефицит предложения подтолкнет застройщиков к выводу новых проектов. Это будет непросто: государство ощутимо усложняет жизнь загородному рынку. Но здравомыслящие люди — оптимисты.