Яндекс.Метрика

Километры до знаний

Инфраструктура поселков / 31.01.2018

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

+7(812)313-63-61

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Где учатся дети, живущие в коттеджных поселках?

О наличии в поселке или поблизости детской инфраструктуры спрашивает каждый второй покупатель. Однако лишь 20% девелоперов обещают построить в своем комплексе детский сад и всего 5% — школу. Фактически нет и этих пяти процентов. Что понятно: строительство собственной школы в поселке — дело затратное, хлопотное и ответственное.

Реклама коттеджных поселков для постоянного проживания нередко обещает покупателям «социальные объекты» если не внутри самого поселка, то поблизости. Это лукавство: в ближайших поселковых школах часто попросту нет мест. Специалисты компании «Ламбери» поделились статистикой по Бугровскому поселению, где строится «Ламбери». В Бугровское СП входят девять населенных пунктов, а учиться можно только в самих Буграх, где находится ближайшая и единственная школа. Число учащихся в ней постоянно растет: с 380 учеников в 2011 году до 750 в 2016-м. Детям приходится учиться в три смены, а состояние государственной школы оставляет желать лучшего. Детский сад комбинированного вида №35 рассчитан на 150 мест, а еще 360 детей ждут своей очереди. При этом активно строятся объекты в д. Капитолово, Мендсары, Мистолово и Порошкино: в ближайшие три года будут заселены около 3,5 тыс. домов. Значит, появится еще как минимум 1,5 тыс. школьников. Ситуация на севере города, пожалуй, стоит наиболее остро.

В южных районах, напротив, немало населенных пунктов, в которых школы недозагружены: скажем, в Тайцах и Лаголове в школах на 700–800 мест учится по 400 детей. Но и здесь не идет речи о пешей доступности: от коттеджных поселков до ближайшей школы расстояние измеряется километрами.

В результате, что на севере, что на юге, родители или няни тратят по 15–20 часов в неделю на поездки в школу, на кружки и секции.

Первый путь: совместно с государством

Схему государственно-частного партнерства использовали в «Новой Ижоре», где школа работает с 2011 года. Светлана Аршинникова, руководитель отдела маркетинга ГК «Балтрос», рассказывает: «Мы не очень любим называть наш проект загородным, он расположен в Пушкинском районе. Но образ жизни у нас «малоэтажный». В поселке 976 домов и около 4 тыс. жителей. В каждом доме есть дети. Поселок рядом с Колпином, но оно изначально было не готово принимать детей в сады и школы. Поэтому мы почти сразу начали строить школу на 825 мест, на это потрачено около 1,5 млрд руб. (с учетом индексации). Еще пять лет, пока длился выкуп, мы обслуживали школу, платили охране, персоналу, закупали оборудование и расходники. Пришлось создать отдельную управляющую компанию. Все эти траты компенсировали далеко не сразу».

При этом и школа, и детский сад помогают продавать жилье.

«Мы понимали, зачем идем на это — наличие школ и садов действительно помогало нам в реализации проекта. Когда мы открыли школу, стоимость объектов в «Новой Ижоре» на вторичном рынке взлетела в два раза, — рассказывает Светлана Аршинникова. — Те объекты, которые мы продавали за 7,1 млн руб., в момент открытия школы поднялись в цене до 12–13 млн. Объекты небольшого метража подорожали еще больше».

Правда, при наличии 825 мест школа на сегодняшний день заполнена не полностью. «Детские сады и начальные классы заполнились мгновенно, но после 2014 года у нас пошел определенный отток детей, — говорит г-жа Аршинникова. — Учеников забирают в гимназии, лицеи, возят в Пушкин и в город. Играет роль субъективный фактор: родители считают поселковую школу недостаточно престижной, ведь это обычная общеобразовательная школа. Я бы сказала, что мы видим колоссальную востребованность начальной школы и детского сада и провисание на уровне старших классов. В 11-х классах учится по восемь человек. Так что девелоперу при строительстве объектов детской инфраструктуры надо ориентироваться на дошкольные учреждения и началку. В целом, наш опыт вряд ли можно назвать удачным на 100%. Да и тиражировать эту схему не получится: договориться с властями о таком партнерстве сегодня практически нереально, а затраты девелопера колоссальны. Это сложный организационный процесс, включающий долговременные согласования с местными властями и исполнение определенных нормативов».

Другой пример сотрудничества с администрацией — организация школьного автобуса для доставки детей в местные школы. Так, из ЖК «Славянка» (также проект «Балтроса») в школу в «Новой Ижоре» детей доставляют специальные автобусы.

«Возможно, что на юге города, где окрестные школы не укомплектованы полностью, школьный автобус станет хорошим решением, — говорит Сергей Будько, исполнительный директор компании Vantaa Village. — Именно так мы и постараемся решить вопрос для жителей нашего поселка в Тайцах».

Второй путь: дорого и со вкусом

Многих родителей поселковая школа попросту не устраивает. Современные родители хотят загрузить своих детей по максимуму и записывают их в различные кружки и секции, а также хотят оставлять детей на продленку, так как работают в городе и не могут забрать ребенка после обеда. Это подталкивает девелоперов к сотрудничеству с частными образовательными структурами, которые имеют опыт создания школ и детских центров.

Так, компания «Ламбери» в ноябре подписала договор с частным образовательным учреждением Петербурга «Деловая волна». Совместно они будут создавать школу в Энколове. Здание для нее уже построено, затраты девелопера на строительство и обустройство школы составили около 260 млн. рублей. Школа рассчитана на 200 детей, в ней же предусмотрен детский сад на 60 малышей. Расчетный срок окупаемости – 10–15 лет.

«Частная школа — это место, где дети получают не только обязательную программу, но и дополнительное образование — музыкальное, художественное, хороший уровень иностранных языков, — говорит Ирина Королькова, директор частного общеобразовательного учреждения «Деловая волна». — Школа, в которой ребенок проводит целый день с утра до вечера, должна стать культурным центром. Конечно, мы не рассчитываем сразу набрать 200 учеников, но за три года мы выйдем на полную мощность. Стоимость обучения одного ребенка — не меньше 50 тысяч рублей».

У Константина Лапшина, начальника отдела продаж «1-й Академии недвижимости», тоже есть опыт сотрудничества с частной школой. Но в его случае инициатива исходила от организатора школы. «К нам пришел инвестор, который готов был выкупить участок в поселке под детский сад и начальную монтессори-школу. Мы согласовали с администрацией поселения изменение целевого назначения участка», — сказал Константин Лапшин. Вот уже три года монтессори-центр «Былина» успешно работает — причем детей в него привозят не только из окрестных поселков, но и из Выборгского района города. 

В новых проектах «1-й Академии недвижимости», «Сосновские горки» и «Разметелево», также выделены площади под строительство образовательных учреждений — школы на 540 мест и двух детских садов. Правда, точные сроки строительства не заявлены: «Будем стараться, — говорит Константин Лапшин. — Садики построим точно, об этом ведем переговоры с инвестором «Былины».

Цена вопроса

Частные школы — отдельный вид бизнеса, и занимаются им люди, которые этого хотят и умеют зарабатывать на этом деньги. В области и ближних пригородах их не так уж и много. На севере города это Монтессори-центр «Былина» (Осиновая Роща), школа-пансион «Грейс» (Всеволожск), «Первая новая школа» (Левашово), вальдорфская школа в Порошкино, начальные классы «Академия» (Репино), сад и школа «Сказка» (Сестрорецк), старшие классы в гимназии при Гуманитарном университет профсоюзов (Ольгино).

На юге — и того скромнее: частная школа-пансион Горчакова в Павловске (одна из старейших), Михайловская школа-пансион в Стрельне, Школа имени императора Александра III в Гатчине. Такие школы как правило рассчитаны на то, что возить детей будут из поселков, расположенных по данному направлению.

Естественно, их услуги недешевы. Обучение в среднем стоит от 30 до 60 тыс. руб. в месяц плюс вступительный взнос в размере месячной оплаты, редко — годовой.

Пока что частных школ совсем мало, если судить по тому количеству поселков, что на данный момент уже построено за КАД. Но не исключено, что именно такие школы, организованные совместными усилиями опытных менеджеров от образования и девелоперов, помогут частично решить проблему с обучением. Хотя бы на уровне начальных классов.

Третий путь: сами по себе

В последние годы наметился еще один вариант. Если не удается найти удовлетворяющую требованиям школу и нет возможности тратить время на дорогу, родители забирают детей на семейную форму обучения. А затем создают семейный клуб или родительское сообщество, куда приглашают ведущих по выбранным дисциплинам. Нередко родители сами ведут занятия. Родительские объединения не должны получать лицензию на образовательную деятельность, что существенно сокращает расходы на старте. А экзамены и аттестации дети сдают в районной школе, к которой прикреплены — это стандартные проверочные работы по государственным программам.

В городе первый такой клуб появился несколько лет назад, сейчас аналогичные проекты функционируют и в Ленобласти. Например, семейный центр на базе Детской Конной Академии «Рутения» в Мельничном Ручье.

«Фактически наша структура работает как центр семейного досуга и дополнительного образования, — говорит Юлия Стрекалова, инициатор проекта. — Внутри нашего клуба мы можем сами выбирать те предметы и задания, которые кажутся нашим родителям важными и нужными. Аттестации у нас организованы централизованно — к нам приходят учителя из всеволожской школы, которая активно работает с “семейниками”».

Перед таким сообществом не стоит задачи преподать детям школьную программу в полном объеме — ответственность во многом ложится на плечи родителей. Зато много внимания уделяется общению — совместным прогулкам, играм и проектам. В «Рутении» пока что занимаются дети от 5 до 11 лет.

Аналогичным клубом является и вальдорфский семейный центр в Песочном (который посещают дети от 5 до 15 лет), и Шуваловская школа в Озерках (ориентирована на детей 7–11 лет).

Юрий Вьюрков, Руководитель отдела по работе с клиентами мастерской архитектуры и дизайна «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ»

Когда мы проектируем коттеджные поселки, то стараемся предусмотреть всю инфраструктуру, включая школу, детсад и спортивные объекты. Это повышает уровень комфорта и престиж будущего поселка. Тем не менее, важен градостроительный контекст проектируемого поселка, а также его специфика. Иногда соседние поселковые школы позволяют вместить больше учеников или же жители элитного поселка предпочитают домашнее обучение, поэтому востребованность школы или детского сада теряется. У нас есть опыт проектирования поселков как жилого назначения, так и курортного, где школы и детские сады по факту не нужны. Например, спроектированный и построенный нами клубный поселок CLUB в горнолыжном курорте Коробицыно.

Часто поселковые школы, построенные в XX веке, нуждаются в обновлении. Мы выполняли проекты модернизации городских и поселковых школ. В основном это касалось реконструкции отдельных помещений, требующих современного оборудования и дизайна, таких как компьютерные классы и классы начальной школы.

В избранном В избранное
2271
Предложения