Разделение строительного процесса на этапы весьма субъективно — у каждой компании свои представления об их количестве и масштабировании. Тем не менее кое-что общее есть.
«Последовательность» дома
Перед началом строительных работ создается эскизный проект загородного дома и архитектурное решение, готовится конструкторская документация, разрабатывается проект фундамента. Работы на участке начинаются с сооружения фундамента. Его строительство важно завершить до наступления холодов, чтобы в случае перерыва законсервировать основу дома на зиму. Параллельно с возведением фундамента или после его завершения на заводе производится домокомплект либо на стройку привозят материалы для «коробки» коттеджа.
Следующий этап строительства — это сооружение стен и перекрытий, а также создание кровли. Готовую «коробку» при необходимости можно на время законсервировать.
Установка окон и дверей, обшивка стен фасадным материалом — следующий этап, после которого уже можно заниматься внутренней отделкой коттеджа.
Разумеется, когда дом будет полностью готов, недочетов заказчик уже не различит — они будут «зашиты». Поэтому заказчики тщательно следят за строительным процессом, особенно при завершении одного этапа и начале следующего.
«Есть принятый регламент проведения и сдачи работ, и мы его придерживаемся. Но многое зависит от клиента. Есть заказчики, которым необходимо контролировать каждый шаг, поэтому они приезжают на стройку несколько раз в неделю, а другим достаточно еженедельных фотографий со стройплощадки. Фото- и видеосъемка сейчас общепринятая практика, считаем, что это необходимо», — рассказывает Антон Серов, руководитель отдела реализации проектов УК «СТИНКОМ».
Действительно, если в прошлом фото- и видеоотчеты о строительстве были скорее экзотикой, то теперь эти методы используют почти все крупные компании.
Убедиться воочию
«Наш технадзор постоянно делает фотосъемку на объекте, фото предоставляются заказчику и просто так, и по требованию, они же служат неотъемлемой частью исполнительной документации, перечень которой регламентирован и четко соблюдается SKOG. Это необходимые акты, в том числе на скрытые работы, формы КС, сертификаты на материалы и лицензии, если нужно», — объясняет Владислав Ремиш, коммерческий директор компании SKOG Homes.
«Фото- и видеосъемку мы ведем на объектах постоянно. И предоставляем отчет о работе заказчику. Стараемся приглашать его на объект как можно чаще, чтобы он видел все этапы работы. Например, перед заливкой фундамента бетоном показываем армирование, демонстрируем основные сложные соединительные узлы, монтаж кровли и т. д. Бывает, клиент сам неплохо разбирается в строительных вопросах и понимает, что и как смотреть, вооружившись проектом, рулеткой и нивелиром. Но чаще для проверки приглашают стороннего специалиста — технадзор», — говорит Светлана Дорохова, специалист отдела развития строительной компании «Мера».
Со стороны может быть виднее
По словам Светланы Дороховой, сторонний технадзор полезен. Грамотные специалисты всегда находят общий язык, выдвигают рациональные идеи, оптимизируют процесс. Кроме того, контроль стимулирует рабочих быстрее и качественнее строить. При совместной работе застройщика и технадзора ответственность за выполненные работы несут оба.
«Одни клиенты довольствуются нашими гарантийными обязательствами, другие приглашают сторонние организации для проверки — это их право, мы уважаем его. Для нас сторонний надзор не является проблемой. Вопросы могут возникнуть, если заказчик выбрал надзорных специалистов без знаний специфики работ в деревянном загородном строительстве», — добавил Антон Серов.
Как видим, строители вовсе не против стороннего контроля. Серьезным компаниям скрывать нечего. «Нередко заказчик привлекает технадзор, по совету друзей или по своему опыту. Результат всегда положительный: даже если мы вначале воспринимаем друг друга в штыки, то к концу строительства, как правило, уже дружим. Нередко, технадзор заказчика указывает ему на очевидные недостатки того или иного этапа строительства, которые мы видим сами и устраняем своевременно, не посвящая заказчика, чтобы не нервировать его без необходимости, а не потому, что хотим скрыть», — объясняет Владислав Ремиш.
По словам эксперта, случалось, технадзор заказчика выявлял некоторые недоработки или некачественное исполнение, а внутренний технадзор — нет. «Тогда я, как руководитель компании, отвечающий в итоге за качество проделанной работы, в том числе гарантией и репутацией, искренне благодарил сторонний технадзор, вероятно, потому мы и становились приятелями, признательными друг другу за выполненный строительный процесс», — говорит Владислав Ремиш.
Есть этап — есть деньги
Разделение строительного процесса на этапы позволяет клиенту вносить плату постепенно. Но на слишком большие послабления рассчитывать не стоит. «Мы всегда идем навстречу клиенту, можем работать по укрупненному графику платежей по этапам строительства, можем каждый этап разбить на подвиды работ и оплачивать их соответственно. Однако специфика нашего производства такова, что перед заказом домокомплекта клиенту необходимо оплатить его в соответствии с договором о поставке», — рассказывает Антон Серов из УК «СТИНКОМ».
Как видно, строительные компании с репутацией готовы работать максимально прозрачно и предоставлять клиентам удобные графики платежей, при этом не нарушающие последовательность финансирования и ведения стройки. В этом, пожалуй, их отличие от частных бригад, которые обеспечивают заказчику скорее хаос, чем порядок. А договоренности на словах могут остаться словами.
Владислав Ремиш, коммерческий директор компании SKOG Homes
У нас схема поэтапной оплаты негибкая, но максимально безопасная для заказчиков, поэтому никогда и не возникает споров: мы составляем график работ и заказа материалов, и заказчик четко видит, в каком месяце что мы делаем.
К этим этапам и привязаны платежи, например: 50% предоплата за фундамент, за пару недель до начала этого этапа, затем промежуточный платеж 30%, затем 20% — окончательный расчет, после подписания акта приема-передачи и всех форм КС по возведению фундамента.
С домокомплектом: мы берем 50% при размещении заказа на его производство, затем промежуточный платеж 40% примерно через месяц, затем 10% в течение пяти дней после поставки на участок заказчика. Окна и двери SKAALA: 70% предоплата при заказе и 30% в течение пяти дней после получения уведомления от производителя о готовности заказа к отгрузке; оплачиваем полностью, затем доставляем на объект. Таким образом, платежи небольшие, четко привязаны к этапам строительства, поэтому не вызывают у заказчика возражений и подозрений в непрофильном использовании его средств застройщиком.
Светлана Дорохова, специалист отдела развития строительной компании «Мера»
Платежи разбиваются по этапам: проект, подготовка участка, фундамент, коробка, фасад, отделочные работы, инженерия и прочее. Каждый этап закрывается актом сдачи-приемки работ и полным расчетом по ним. Потом приступаем к следующему. Это удобно и позволяет клиенту рассчитать финансовые затраты.
На каждом этапе платежи тоже разбиваются на предоплату и остаток, если сумма небольшая. Если большая, составляется график финансирования по месяцам, с предоплатой, разбивкой суммы примерно на равные доли в каждом месяце и внесением остатка после приемки работ.
Бывает, что клиент просит исключить средние платежи, относя бóльшую часть суммы на последний платеж. Но это никому неудобно. Клиенту бывает психологически тяжело сразу выложить большую сумму, а компания может понести финансовые убытки, поэтому последний платеж обычно не более 20%.
Чтобы начать работы, надо выкупить материалы, таким образом мы фиксируем цену на них. Получается, что материалы авансируются на 100%. Или заказчик предоставляет все строительные материалы, тогда мы берем предоплату за работы. Оставшаяся сумма разбивается на платежи.
Антон Серов, руководитель отдела реализации проектов УК «СТИНКОМ»
Существует утвержденный регламент проведения и сдачи работ, однако многое зависит от клиента. Есть заказчики, которым необходимо контролировать каждый шаг, поэтому они приезжают на стройку несколько раз в неделю, а другим достаточно еженедельных фотографий со стройплощадки. Фото- и видеосъемка сейчас общепринятая практика, и мы считаем, что это необходимо
Привлечение стороннего технадзора — это право клиента. Для нас сторонний надзор не является проблемой. Вопросы могут возникнуть, если заказчик выбрал надзорных специалистов, не обладающих знаниями по специфике работ в деревянном загородном строительстве.
В утверждении графика платежей по этапам строительства мы всегда готовы пойти навстречу клиенту. Однако специфика производства домов из деревянного кирпича WOOD BRICK требует оплаты изготовления домокомплекта до начала выполнения заказа.