По числу судовладельцев, гостей-яхтсменов и обустроенных марин Северная столица уступает соседям. Но развивать яхтинг и водный туризм пытаются: в июне был заявлен грандиозный проект туристического кластера «Кронштадт. Остров фортов», начата реконструкция двух яхт-клубов и строительство нового.
Интерес к яхтингу начинается чаще всего с прогулок по акваториям, для чего парусную яхту или водно-моторное судно берут в аренду. Второй шаг — обучение искусству вождения маломерных судов и приобретение яхты. Это хоть и хлопотно, но вполне доступно.
Для новичков — яхты в аренду
Президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев в интервью называет, как правило, три наиболее крупные марины, «заточенные» под парусные суда: Речной яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе, Яхт-клуб Санкт-Петербурга (в Лахте) и «Балтиец» на Петергофском шоссе. Между тем в Санкт-Петербурге в настоящее время примерно
39 марин и яхт-клубов. Это не много, но и не мало, если учесть, что парк
маломерных судов, включая надувные лодки, составляет примерно 45 тысяч единиц. Для сравнения: в соседней Финляндии больше 385 тысяч.
Цены на аренду яхт в Северной столице варьируют от 5 до 13 тыс. руб. в час (обычно арендуют небольшое судно для компании 5–6 человек), но за очень комфортную и продвинутую модель запросить могут и 25 тысяч в час. При этом речь идет о яхте со шкипером. Бронировать яхту операторы советуют заранее, но в день обращения, если судно окажется вакантным, можно добиться существенной скидки — 40, а то и 50 процентов.
Небольшой нюанс: почасовая арендная плата за парусное судно и яхту с мотором может быть одна и та же. Однако скорость передвижения под парусом и на моторной яхте не сравнить — по воле ветра плыть до места придется дольше, и путешествие встанет в разы дороже.
Во время регаты можно попасть на борт яхты (чаще всего парусной) в качестве члена команды. За гоночный день придется заплатить 4,5–7 тыс. руб., за два дня — 8–10 тыс. рублей.
Гостеприимные марины
Яхтенный спорт — это, конечно же, круизы. Маршруты путешествующих на собственных яхтах прокладываются с учетом достопримечательностей и удобства гаваней.
Гавани Балтики привлекательны и гостеприимны. Таллин, например, принимает за сезон десятки тысяч судов, а в Хельсинки гостей-яхтсменов исчисляют сотнями тысяч. И для тех, кто решил погостить на своем судне в чужой гавани, актуальна стоимость стоянки.
В окрестностях Санкт-Петербурга, как и во всем мире, расценки на «приют» судов в гавани яхт-клубов зависят от размеров судна и длительности стоянки. Посуточно всегда дороже — от 300 до 2000 руб. в сутки и больше, но первые сутки часто бесплатно. При долгосрочной аренде, обычно сезонной полугодовой, цены стартуют от 5000 руб. в месяц. Такие расценки, как правило, в отдаленных гаванях, например в яхтенном порту Johannes в поселке Советский, под Выборгом, для яхты размером до 6 м (LOA). Ближе к Санкт-Петербургу цены повышаются, но незначительно. Так, небольшую парусную яхту в Северной столице можно держать за 6000 руб. в месяц, а постой крупного судна — длиной от 18 до 24 м в яхт-клубе Терийоки обойдется в 189 тыс. руб. за полгода (чуть больше 30 тыс. руб. в месяц).
Дорого ли арендовать стояночное место — вопрос философский. Леонид Андреев, владелец яхты, вспоминает советское время, когда ежемесячная плата была два рубля, а зарплата — 120 рублей, то есть на аренду уходила 1/60 зарплаты. Сейчас он платит 6000 руб. в месяц, но говорить о зарплате 360 тысяч не приходится.
Марины, предлагая место в своей гавани, обычно предоставляют комплекс услуг. Туда могут входить помощь в швартовке судна, подключение к источникам электроэнергии, подача воды, вывоз бытового мусора и уборка территории яхт-клуба.
Оплата за хранение яхты в яхт-клубе вне сезона — отдельная статья расходов, довольно существенная. Цена зависит от типа хранения — открытое или закрытое — и составляет от 200 до 500 руб. за квадратный метр в месяц.
Перспективы развития
Хотя владельцы парусных и моторных яхт с горечью вспоминают, сколько яхт-клубов закрылось (в Стрельне, клуб «Молния» и другие), перспективы развития у яхтенного спорта есть.
Комитет по туризму Петербурга заявил программу-максимум: добиться, чтобы в Северную столицу яхты заруливали так же часто, как к финнам и прибалтам. Если в Таллин ежегодно прибывает около десяти тысяч яхт, то гостеприимством петербуржцев за сезон пользуются от 300 до 700 судов.
В концепции развития яхтенного туризма предложены участки для новых яхт-клубов с возможностью строительства не только яхтенной инфраструктуры, но и гостиниц, офисов, жилья. Это территория на Канонерском острове и участок недалеко от яхт-клуба «Балтиец» в Красносельском районе.
«Газпром» как якорь?
Во многих проектах, связанных с яхтингом, фигурирует «Газпром». Госкорпорация представила концепцию масштабного проекта в Кронштадте: три форта — «Александр I» (он же «Чумной»), «Петр I» и «Кроншлот» — откроют для туристов, обустроят внутреннюю марину, зал для торжественных церемоний по канонам XVIII века, гранд-отель «Петр I» в морском стиле со спа-зоной, сделают причал для метеоров из Петербурга и Петергофа, построят самый большой в России океанариум, детский технопарк, дайвинг-центр с открытым глубоководным бассейном, гостиницы, музеи, рестораны и плавучие апартаменты.
Кроме того, «Газпром» участвует в развитии яхт-клуба «Геркулес» в Лахте, на Береговой улице, 19. Запланирована комплексная реконструкция, в результате которой акватория клуба увеличится примерно в два раза, а конфигурация мола изменится. Проектировкой занимается ООО «Модуль; документацию готовит ЗАО «Базис-проект».
Клуб в Стрельне, рядом с Константиновским дворцом, должен быть реконструирован в рамках проекта элитного комплекса с ледовой ареной, бассейном, отелем и коттеджами. Также «Газпром» намерен распорядиться в пользу яхтинга землей на Крестовском острове — 2,4 га намывной части южнее метро «Новокрестовская». Рассчитывает справиться за три года.
Рядом, на полуострове Безымянный, где «Спортивный клуб дзюдо «Явара-Нева» Аркадия Ротенберга намеревался построить комплекс с отелями, яхт-клубами и инфраструктурой для них по проекту компании Urbis, после передачи участка под пансион для воспитанниц Минобороны, развитием яхтенной инфраструктуры займется «Крестовский клаб». Здесь будет яхтенный порт класса А, с необходимыми инфраструктурными объектами для обслуживания маломерных судов и экипажей, а жилья под видом «помещений для временного пребывания яхтсменов», как случилось с Морским (Императорским) яхт-клубом на наб. Мартынова, не будет.
Курс на планы
Санкт-Петербургский парусный союз в содружестве с «Водоканалом» намерен восстановить клуб «Кронштадтский берег». Ведутся проектные работы, а на стадии воплощения понадобятся серьезные вложения, поскольку гидротехнические сооружения полностью разрушены.
Большим шагом в развитии станет формирование морского пункта приема маломерных судов под Выборгом. Существовавший там до июня 2018 года понтон не функционирует, так как признан непригодным по причальной инфраструктуре. Кроме того, в соответствии с проектом Евросоюза под названием «30 миль» нужно сформировать сеть оборудованных гаваней, расположенных не дальше 30 миль друг от друга. Сейчас гаваней мало, поэтому говорить о комфортном круизном плавании не приходится, тем более на парусных яхтах. Создание кольца современных марин помогло бы развить маршрут Хельсинки — Таллинн — Санкт-Петербург, чтобы принимать большой поток туристов-яхтсменов.
Сергей Медведников, заместитель генерального директора яхт-клуба «Терийоки» (Зеленогорск)
В Санкт-Петербурге и окрестностях водно-моторных судов существенно больше, чем прочих, парусные суда составляют лишь несколько процентов общего числа яхт. И нашему клубу хотелось бы быть не просто стоянкой, а создать некое сообщество любителей яхтинга, капитанов водно-моторных судов, объединенных общими идеями и совместными делами. У клуба есть календарь мероприятий, в том числе культурных.
Развитию яхтинга в Северной столице мешает отсутствие организации, которая бы объединяла все виды спорта на воде и создавала возможности для пользования судами любого формата — от лодки ПВХ до парусной яхты. Необходим какой-то межклубный ресурс — информационный, живой, и мы сейчас уже вплотную подходим к его созданию. Хотелось бы объединить в кластер капитанов, которым интересны совместные походы, соревнования, общение, светские собрания. Мало проводится мероприятий для водно-моторников среднего класса. Надо стремиться гармонично развивать все сферы отдыха на воде.
Проектов по развитию марин и причалов много. Это очень важно: чем больше марин в акватории — тем больше смысла во владении маломерным судном.