Классический стиль по-прежнему ассоциируется с богатством и хорошим вкусом, поскольку апеллирует к решениям, проверенным временем. Дом в таком стиле смотрится солидно, респектабельно и подчеркивает статус владельца — как правило, состоявшегося человека среднего или старшего возраста. А при создании дворца без классики просто не обойтись: в массовом сознании эти два понятия фактически стали синонимами. «Любовь к стилю связана с представлением о дороговизне здания, многие заказчики отождествляют классицизм с дворцовой и усадебной архитектурой XVIII–XIX веков», — считает архитектор Александр Трофимов. По мнению эксперта, дворцовая архитектура интуитивно понятна и позитивно воспринимается большинством, привыкшим к классическому облику центра Петербурга.
Классика классике рознь, и порой этим понятием определяют совершенно разные сооружения. Редко приходится говорить и о чистоте стиля: новые дворцы чаще всего представляют собой смесь разных образов — от барокко до английской классики. В то же время симметричная композиция, ордерная система и традиционный декор позволяют безошибочно «вычислить» классическое здание. Излюбленными элементами стиля можно назвать балконы и балюстрады, колонны и пилястры, фронтоны и сандрики, а также непременные карнизы со сложным профилем. Украшение фасада — это различные горизонтальные тяги, русты по углам дома, замковые камни над окнами. На практике именно от этих деталей чаще всего отказываются заказчики при строительстве, в результате чего здание сильно упрощается и теряет характерный классический облик.
Другая особенность стиля, о которой порой забывают, — масштабность и жесткое подчинение всех элементов постройки определенным пропорциям. «Классические стили развивались для строительства очень больших и дорогих зданий: дворцов, палаццо, усадеб, храмов, общественных учреждений, — и целых ансамблей, — напоминает архитектор Александра Давыдова. — Простое уменьшение объема дома с масштабированием всех помещений и элементов не приводит к хорошим результатам».
Разумеется, современная жизнь вносит коррективы и в архитектуру зданий, построенным по историческим прототипам. В попытке свести воедино классические принципы и нынешние реалии хозяева и архитекторы все чаще приходят к эклектике, оставляющей гораздо больше свободы для творчества и позволяющей создавать дома скромной площади. Чистая же классика остается уделом немногих обладателей участков внушительных размеров, подходящих для проектирования ансамбля в соответствующем ландшафтном окружении.
Алексей Сколдинов, главный архитектор HONKA в России
Дворцовый стиль уже не столь востребован, как 10–20 лет назад. А у наших клиентов такой запрос встречается совсем не часто. Однако в портфолио компании есть несколько великолепных домов в классическом стиле, выполненных из дерева. По своему образу они приближаются к усадебной архитектуре прошлых веков: двухэтажные симметричные здания с фронтонами, колоннами и белоснежным резным декором. Подобные дома необычайно органичны в природном окружении и становятся достойным продолжением классических традиций. Каждое по-своему примечательно. Изюминкой проекта «Элегия» стало парадное крыльцо с балюстрадой в обрамлении лестниц, большие арочные окна и балкон с кованым ограждением. Другой проект, Kartano, более строгий, однако не менее элегантный — с высокими колоннами в два этажа и резным орнаментом в тимпане фронтона.
Александр Трофимов, архитектор ООО «Архитектурная Кампания»
Классицизм — это строгая художественная система, а в чистом виде — один из самых сложных архитектурных стилей. Наличие колонн и карнизов еще не делает дом классической постройкой. В загородной архитектуре практически не применяется чистый «классицизм», широко используются лишь некоторые его элементы, что ближе к прочтению классики в 1920–1950-х годах в СССР, когда экспериментировали с упрощением ордерной системы. В первую очередь в постройках задействован классический декор: тяги, карнизы, обрамление проемов, иногда кованые решетки. Однако при этом зачастую нарушается главное требование классической архитектуры — гармония пропорций. Таким образом, современное понимание заказчиками «классицизма» намного ближе к сталинскому неоклассицизму или эклектике второй половины XIX века.
Владислав Пашкевич, руководитель агентства недвижимости «Ваш дом»
Дома в дворцовом стиле выбирают люди состоявшиеся, с определенным достатком, высокой самооценкой и большими амбициями. В создании или приобретении такой недвижимости есть элемент самореализации человека. Каждый объект эксклюзивен, и на рынке их немного. Классический дом — это не только выдающаяся архитектура, но и высокий уровень строительных работ, а также обстановка премиум-класса.
Усадьбы и дворцы строят для себя и своей семьи, чтобы потом передать их по наследству, поэтому в продажу они попадают очень редко. Как правило, речь идет о домах больше 500 кв. м, с большими залами, бассейном и спа, многочисленными спальнями с индивидуальными гардеробными и санузлами. Детский блок состоит не только из спален, а еще из гостиной с игровой. Остальное наполнение зависит от потребностей хозяина и может включать винный погреб, библиотеку, бильярдную, домашний кинотеатр, комнаты или даже отдельные постройки для персонала.
Один из таких домов сейчас продает наше агентство — это роскошный двухэтажный особняк с пристроенным бассейном. Как архитектура, так и интерьеры полностью соответствуют классическим традициям. Здесь есть все: от французских окон с роскошными видами до художественного паркета и инкрустированных дверей.
Александра Давыдова, архитектор компании «ОД-Фамилия»
Архитектурные стили возникают не просто так, их особенности обуславливаются временем, местом, назначением и доступными технологиями, поэтому очень часто попытки перенести образ в здание с другими параметрами дают совсем не тот эффект, который хотели получить создатели дома. Стиль — это не только отделка фасада, но и определенный объем, пропорции, ордерная система, которые регулировались и создавались по определенным правилам. Совершенно не удивительно, что в городе с великолепными классическими зданиями у людей возникла мысль внедрить классические принципы в частное домостроение. Не учли только, что Санкт-Петербург сам по себе огромный ансамбль, где все дома перекликаются. Размер, нормированная геометрия и роскошь этих величественных сооружений вызывают восторг. А перенос классики в современный частный дом средних размеров — 200–500 кв. м противоречит основным принципам создания классических сооружений и не дает желаемого результата.