Загородная первичка
В 375 коттеджных поселках, представленных на рынке Петербурга и Ленобласти, на начало апреля 2020 года не распродано 43,6% лотов, сообщил консалтинговый центр «Петербургская недвижимость». Год назад в продаже было 46,2%. Объем предложения — 19,3 тысячи лотов, среди которых 94% — участки без подряда.
Данные не учитывают раскупленные в ходе апрельского всплеска покупательской активности объекты. Многие застройщики говорят о кратном росте числа сделок.
В январе-марте было зафиксировано сокращение продаж загородной недвижимости — по сравнению с I кварталом прошлого года. Надо отметить, что на итоговые данные повлияли и «нерабочие дни» с закрытием МФЦ в Петербурге и в Ленобласти (в области центры не работали неделю, а затем вновь открылись для приема документов по сделкам с недвижимостью по предварительной записи).
Интерес к загородным домам и дачам, начавшийся в марте с взрывного роста запросов на загородную аренду, в апреле-мае продолжился уже покупками участков и домов.
Готовое недорого?
Большинство покупателей начинают поиск с новых, готовых к заселению или к финальной отделке загородных домов. И сталкиваются с ограниченным выбором.
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость», отмечает, что в отдельных сегментах дефицит привлекательного предложения уже повлиял на спрос. Так, число сделок с готовыми домами и участками с подрядом сократилось на 40%, и консультанты связывают это с тем, что в поселках бизнес-класса, лидировавших в продажах, готовые дома почти распроданы.
В сегменте бизнес-класса, со средней ценой предложения 19 млн руб. большинство покупателей не решают проблему отдыха этим летом. Скорее у них изменилось отношение к владению загородным домом не дальше чем в часе езды от работы, отмечает Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: Новые территории».
В более демократичных комфорт- и экономклассе (где средние цены предложения 8,7 млн и 3,7 млн руб. соответственно) предложение почти не обновляется. Поэтому и здесь выбор у покупателей невелик.
Часть покупателей, не найдя готовых отдельных домов, переориентировалась на секции в таунхаусах. В результате продажи секций немного выросли — на 8% за год. На секции стоимостью до 5 млн руб. пришлось две трети продаж. Спросом пользовались поселки «Вартемяги Парк» (в том числе «ВП-Лайт»), «Новая Ижора», «Любовино», «Федоровское».
Старты прошедшие и будущие
По данным консалтингового центра «Петербургская недвижимость» за три первых месяца в продажу вышло 9 новых коттеджных поселков, что пополнило предложение на 1100 участков и 100 секций в таунхаусах. Обновлений в сегменте поселков с готовыми индивидуальными домами за квартал не было.
Можно прогнозировать, что старты новых проектов на рынке загородной недвижимости в 2020 году будет заметно меньше, чем в прошлом. В 2014 году, например, застройщики сократили запуск новых проектов сразу в 2,5 раза.
В непростой экономической ситуации финансировать разработку новых проектов, инженерную подготовку земли будут очень немногие загородные застройщики.
Ольга Трошева, руководитеь консалтингового центра «Петербургская недвижимость»:
Интерес к загородном направлению сейчас дополнительно подстегнут эффектом от пандемии короновируса: это понимание, что загородный дом – необходимая альтернатива квартире при текущих ограничениях в перемещениях, опасения за здоровье и пр. Реализации спроса будет препятствовать снижение доходов. Возможно, толчок к развитию рынок загородной недвижимости получит после утверждения программы поддержки ИЖС, которую представил Минстрой. Предлагаются такие меры, как развитие индустриального строительства частных домов в проектах комплексного освоения территорий, создание стандарта ипотечного кредитования ИЖС, выделение под ИЖС земельных массивов из федеральных земель — там, где есть спрос на частные дома, субсидирование строительства инфраструктуры.
Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: Новые Территории»:
В апреле и мае спрос на загородную недвижимость очень активный. Покупатели заметно быстрее принимают решения. На спрос влияет сразу несколько факторов: и желание получить больше пространства для семьи, и освоенные возможности удаленной работы, и изменение отношения к владению зарубежной недвижимостью, и курс рубля к другим валютам. Насколько долгосрочным будет влияние этих факторов, трудно сказать, но все понимают, что ажиотаж не продлится долго, поскольку доходы сократятся у большинства.
И в этих условиях девелоперы вряд ли будут вкладывать серьезные средства в подготовку новых загородных проектов — в разработку и утверждение проекта планировки территории, создание архитектурных проектов домов, получение и выполнение технических условий по подключению к инженерным сетям, прокладку этих сетей, в строительство дорог и другой инфраструктуры.