Разумеется, «скандинавская архитектура» — понятие условное, объединяющие совершенно разнотипные образцы. Дома вроде шале из камня и дерева, здания в стиле северного модерна, напоминающие петербургские дачи начала XX века, ультрасовременные постройки и «коровники» из норвежской традиции — все это можно встретить в Скандинавии и Финляндии, которую даже не всегда причисляют к странам полуострова. Вдобавок архитектура сильно разнится в зависимости от достатка, возраста владельцев и назначения дома. По словам Светланы Невелевой, коттеджи, которые мы видим в каталогах аренды недвижимости и которые привыкли считать традиционными финскими домами, таковыми вовсе не являются. Это здания для отдыха на лоне природы, в окружении рек и озер, вдали от цивилизации, в то время как финны обитают совсем в других домах, рассчитанных на постоянное проживание и отличающихся по архитектуре, более компактных и функциональных.
И все же такие разные скандинавские постройки объединяет абсолютная архитектурная лаконичность, функциональность, разумность и близость к природе. В них нет ничего надуманного и сугубо декоративного. Каждое решение обусловлено погодными условиями, окружающим ландшафтом и рельефом. Например, цокольный этаж не пользуется популярностью, но может появиться, если здание стоит на разновысотном участке. Скандинавский дом обычно представляют как довольно простую по форме постройку с двускатной крышей, чаще всего окруженную просторными террасами. Средняя площадь варьирует от 70 до 150 кв. м, а 100 кв. м считаются вполне достойным и комфортным пространством для жизни семьи. В таком коттедже один, максимум два уровня. «При равной площади одноэтажное здание обойдется дороже, зато будет комфортнее и интереснее по архитектурному решению», — считает архитектор Алексей Сколдинов. Второй этаж, как правило, мансардный, причем невысокий. Что касается декора фасада, то финны об этом не сильно беспокоятся, полагая, что даже однотонные стены смотрятся вполне гармонично в окружении елей и сосен.
Поездив по Скандинавии, российские домовладельцы начинают ценить минимализм и приходят в строительные компании с аналогичным запросом. «Говоря «хочу, как в Финляндии», клиенты, однако, чаще всего имеют в виду «лучше, чем в Финляндии», — замечает Светлана Невелева. Заказчики с легкостью перенимают скандинавскую любовь к природе и натуральным материалам, но дальше начинается игра «найди отличия». Российский «финский дом» обычно выше и объемнее, а его площадь больше, как и число помещений. Фасад богаче и декоративнее, а форма и конфигурация крыши зачастую усложняются. В отделке сочетаются дерево, камень, панели, используется двуцветная покраска и украшение шпалерной решеткой. Изменяется и интерьер, стиль которого редко напоминает аскетичный скандинавский дизайн: отделка в российской трактовке гораздо роскошнее, а мебель в большинстве случаев из Италии.
Тем не менее, похоже, что россияне переняли еще одну северную истину: практичный дом не тот, который создан по последнему писку моды, а тот, который сохраняет актуальность долгие годы. Этим можно объяснить и динамику спроса на скандинавский стиль. Хотя он не первенствует у российских домовладельцев, довольно давно демонстрирует стабильный интерес и находит поклонников.
Алексей Сколдинов, главный архитектор HONKA в России
Отличие финских домов от российских аналогов кроется в менталитете наций. Исторически сложилось так, что финны не приемлют избыточное потребление, роскошь и украшательство. У российских же клиентов скандинавские минималистичные проекты не находят понимания, а требуют доработки или проектирования с нуля с учетом потребностей. Там, где финны остановятся на простых геометрических формах, у нас нужно добавить эркеры, а маленькие окна расширить и увеличить по высоте. Достаточные для Финляндии потолки высотой 2,3–2,5 м в нашем случае всегда увеличиваются до 2,7–3 м, а низкие мансарды повышают хотя бы до 1,5–1,7 м. Террасы, распространенные у финнов, которые ценят близость природы в любую погоду, в России менее популярны и не так объемны, как в Финляндии. Площадь дома в российской трактовке увеличивается до 200–350 кв. м, при этом расширяется гостиная, добавляется второй свет, становится больше комнат и санузлов. Фасад и интерьер коттеджа более декоративны, а финский концептуальный дизайн уступает место роскошным и дорогим предметам обстановки.
Светлана Невелева, директор по развитию компании «Русь: Новые Территории»
Если сравнивать финский и российский подход к домостроению, то финские покупатели кажутся менее придирчивыми и требовательными, и не только к архитектуре и качеству материала, но и к функциональности дома. Общее пространство для всей семьи, желательно с красивым видом — основное пожелание скандинавских соседей. Частные покои могут быть совсем небольшими, тогда как для российского клиента важны просторные комнаты для всех членов семьи, нередко еще и с индивидуальными санузлами и гардеробными.
В Скандинавии климат определяет архитектуру. Простые двускатные и односкатные крыши практичнее всего при снежных зимах. Этим объясняются и большие выносы террас. У нас же односкатные крыши почти не прижились, а сложные конструкции с ломанной линией крыши встречаются гораздо чаще, чем в Финляндии.
Другой фактор, влияющий на внешний вид дома, — природа. Здание, возведенное на каменистом участке среди елей и сосен, по определению должно отличаться от виллы в окружении пальм. Сказывается и природная скромность финнов: чаще всего они выбирают универсальный дом, который соответствует ценностям человека и практичнее в плане вложений, чем остромодный или ярко индивидуальный объект. При этом прогрессивно переосмысляется оснащение жилья: старые технологии уступают место новым, энергосберегающим и практичным.
Владислав Ремиш, коммерческий директор SKOG Homes
В нашей компании мы предлагаем клиентам дома по оригинальным финским проектам, и могу с уверенностью сказать, что спрос на них есть. Вопреки расхожему мнению о скандинавской архитектуре, как о простых однотипных постройках, жилищное строительство наших соседей активно развивается и видоизменяется. Известно, что школы дизайна в Хельсинки, Стокгольме и Копенгагене — признанные мировые лидеры, и их поиски не могли не найти отклика в архитектуре. «Срез» финской архитектуры, например, можно увидеть на ежегодной выставке Asuntomessut. Глобальные тенденции не обошли ее стороной, и наряду с традиционными домиками с небольшими окнами и двускатными крышами можно видеть современные кубические формы, обилие стекла, огромные пролеты и плоские крыши, да и проекты весьма разнообразны. Многие построены не только из бруса или по каркасной технологии, а из газобетона. Но неизменны лаконичный облик построек, стиль contemporary и сдержанный декор.
Александра Давыдова, ведущий архитектор компании «АСК «ОД-Фамилия»
Скандинавский стиль — весьма общее понятие. Скандинавия — это территория с довольно сложным климатом и рельефом, что, безусловно, отразилось на местной архитектуре. Прежде всего ей присущ рационализм. Даже в дорогом жилье не будет ничего лишнего. Фасады почти лишены навесного декора, выразительность достигается за счет объемного решения, разных вариантов кладки кирпича и ритмики, чаще всего с использованием деревянных элементов. Пример — дома знаменитого финского архитектора Алвара Аалто, соответствующие скандинавскому образу жизни и спроектированные по принципам разумной архитектуры. Это светлые каменные дома, вытянутые в горизонтальной пропорции, с малоуклонной или даже плоской кровлей. Такие дома строят обеспеченные заказчики. В массе преобладают небольшие утилитарные каркасные дома, в которых минимум декора и максимум функций.
К нам скандинавский стиль пришел в двух вариантах высокой ценовой категории: большие каменные дома, строгие и лаконичные, напоминающие финские виллы, и дома из бруса, адаптированные под петербургский менталитет как по виду, так и по выбору материалов. В Скандинавии таких домов совсем не много. Там строят каменные, если есть возможность, или каркасные, когда нужно сократить бюджет. К примеру, дома Алвара Аалто: летний в Ювяскюля и всесезонный в Хельсинки — из кирпича.