Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Частная архитектура десятилетия

Проектирование / 02.08.2020

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Архитектура частных домов сегодня в меньшей степени ориентирована на форму, а в большей — на содержание.

Не форма, а функция

Всеобщим и самым ярким трендом последнего десятилетия Алексей Сколдинов, главный архитектор компании HONKA в России, называет рационализм. «Сегодняшние заказчики высококлассных домов четко знают, какие площади и зачем им нужны. Дело не в желании сэкономить деньги на строительстве, а в понимании необходимого и достаточного для образа жизни определенной семьи. Гигантомания и демонстративность в прошлом. Петербуржцам вообще присуще неприятие хаоса, визуального шума, этим мы близки европейцам и отличаемся от остальной России, включая Москву. Наш город с его упорядоченностью, стройной симметрией и уравновешенностью служит камертоном восприятия гармонии. В стремлении к сдержанности и любви к натуральным материалам ощущается мощное влияние соседей-скандинавов. В результате сложился и устоялся определенный петербургский стиль частных домов, выдержанный и рациональный, с тенденцией к лаконичности. Уходит избыточная сложность крыш и фасадов, заметно больше стало и совсем минималистичных домов», — говорит главный архитектор HONKA в России.

Петербургская частная архитектура последнего десятилетия пришла к функциональности, рационализму и тесной связи с окружающей средой. Теперь важен приоритет ландшафта: дом больше не стремится доминировать над участком, комнаты не отгораживаются от внешнего мира, а через огромные окна и террасы взаимодействуют с зеленым окружением. В формировании и продвижении в массы этого тренда Светлана Невелева, эксперт компании «Русь: Новые Территории», видит немалую заслугу организованных коттеджных поселков — без высоких заборов и с продуманной планировкой участков.

Большая площадь остекления, особенно уместная в нашем регионе ради естественного света в доме — это как раз рациональные подход, опирающийся на современные технологии и привязку к окружающей среде и климату, полагает Александ­ра Давыдова, ведущий архитектор компании АСК «ОД-Фамилия».

Задача интеграции архитектуры в природу решается за счет понижения этажности (еще один ярко выраженный тренд). Но следуют ему лишь при условии, что это уместно на участке и не в последнюю очередь подходит для бюджета, поскольку удельная стоимость одноэтажного дома выше, отмечает Алексей Сколдинов. В арсенале архитектора много разных приемов и методов достижения взаимодействия с природой, например повторение преобладающих вокруг линий, материалов и форм.

Форма стала прежде всего выражением функции, уверены архитекторы. Говоря об архитектуре, нет смысла анализировать взаимодействие стилей, игру фрагментов хай-тека и шале, «домов прерий» и ар-деко в каждом проекте — он создается в результате интеграции традиционных и новаторских подходов для решения утилитарных задач и подчинения природным условиям. Ведь слово «дизайн» происходит от итал. designare — «определять назначение».

Красное и черное

Функциональность проще оценить изнутри, а для тех, кто смотрит со стороны, цвет, объем и силуэты домов — это или виды из окон, настроение на прогулке, или вау-эффект и образец «каким я хотел бы видеть свой дом».

Светлана Невелева видит устойчивые изменения вкусов заказчиков, позволяющие создавать красивые дома в подходящем для Северной столицы сдержанном стиле. «К счастью, ушли из практики замысловатые, изломанные, украшенные шпилями, люкарнами-«кукушками» крыши, красные и зеленые металлочерепичные кровли, не увязанные с палитрой фасадов белые окна и двери. Предпочтение стали отдавать геометрически незамысловатым фальцевым металлическим кровлям цвета антрацита. И наконец, прижились односкатные крыши, в отличие от совсем плоских они проще в обслуживании снежными зимами.

Рациональным и облегчающим уход за домами стал отказ от полупрозрачных покрытий деревянных фасадов. Теперь чаще выбирают укрывные краски благородных, натуральных оттенков, например оливковых, отмечает Светлана Невелева. По мнению эксперта, приток клиентов нового поколения способствует разнообразию в строительстве. Производители стройматериалов соревнуются в инновациях и ценах, предлагая экономически выгодное и отличающееся обликом от привычного. Молодежь, выражая себя через необычное, легче «ведется» на эти эксперименты, выбирает барнхаусы, эксплуатируемые кровли, грубую фактуру бетона со сталью, стекло с эффектом запотевания, пытается повторить увиденное в Италии или Испании. Затем эти новации проходят проверку эксплуатацией, контекстом и иногда остаются надолго.

Рецепт хорошего дома

Алексей Сколдинов считает главным условием хорошего проекта дома доверие заказчика архитектору. И в этом плане есть прогресс: доверять стали гораздо больше.

Заказчики осознают, что копировать визуально, а тем более технологически, европейские проекты для Петербурга нет смысла, поскольку они не рассчитаны на климат наших широт.

Владислав Ремиш предлагает заказчику приходить в архитектурное бюро проверенной строительной компании с образом дома, близким его сердцу. Эта картинка из журнала или фото с выставки станет отправной точкой для создания проекта под конкретные участок, образ жизни семьи и бюджет. И в нем будут учтены технологические возможности компании, которые позволят с оптимальными затратами создать надежный, красивый и удобный дом.

Александра Давыдова, ведущий архитектор АСК «ОД-Фамилия»

Если рассматривать достижения с точки зрения стилизации фасада домов, то, безу­словно, они есть. Сейчас можно встретить разные дома: с плоскими кровлями, фахверковые, белые, темные, под классику и т. д. Проблема в том, что при попытке подстроиться под какой-то стиль, сделать визуальный образ «модным», можно забыть о сути дома и условиях, в которых он строится. В этом случае велик шанс через 5–10 лет оказаться в «немодном» и некомфортном доме, который не отвечает даже жизненным потребностям владельца. Именно поэтому Фрэнк Ллойд Райт создал не стиль в архитектуре, как это пытаются преподнести, а принципы проектирования — философию «органической архитектуры». Задача не подогнать фасад или планировку под тенденции, а создать дом, который будет максимально отвечать окружающей среде, климату и образу жизни владельцев. Дома должны проектироваться под определенные условия, тогда они не выйдут из моды, так как не может выйти из моды органично вписанное в окружающую среду здание, интерьер которого естественно раскрывается через окна, террасы и так связан с внешним миром. Именно поэтому дома Райта, которые стоят уже несколько десятилетий, до сих пор остаются стильными и красивыми. Плоские крыши, эксплуатируемые кровли, фахверк и даже классические фасады старых итальянских домов — все эти приемы появились не для создания внешнего облика домов, а для решения определенных задач с учетом климатических условий при помощи доступных технологий. Радует, что многие архитектурные элементы и приемы, оправданные в нашем регионе, начинают все больше привлекать внимание. Например, укореняется тенденция увеличения площади остекления, что обоснованно в Санкт-Петербурге. И покупатели осознают, что при этом в нашем климате особое внимание надо уделять качеству стеклопакетов, утеплению стен и кровли, иначе расходы на отопление будут очень большими. Самое главное понять, что в архитектуре не должно быть модных стилей, планировок и архитектурных приемов для приемов, а нужны обоснованные и естественные в каждом случае. Это и есть рецепт хорошего дома.

Владислав Ремиш, коммерческий директор SKOG Homes

До начала 2000-х красивые с архитектурной точки зрения дома строились, но широкой публике были не видны, поскольку стояли за высокими заборами. Это были большие и дорогие коттеджи премиум-класса. Но за последнее десятилетие хорошая, зрелая архитектура пришла и в массовый сегмент, и такой архитектуры стало заметно больше. Я говорю об уместности формы в окружающем контексте, пропорциональности внешних элементов и соразмерности дома окружению.

Если 10 лет назад мы, путешествуя по Финляндии, чему-то учились, старались перенять подход финнов, то сегодня под Петербургом есть концептуальные поселки, которые смотрятся куда интереснее, чем финская частная застройка, — благодаря строительным компаниям и прогрессивно мыслящим петербуржцам.

Если среди сосен гармоничным будет дом любой стилистики, то на полях «концептуальный минимализм», например, не столь уместен. С 1990-х мы окончательно ушли от строительства классических помещичьих усадебных домов, с колоннами, фронтонами и полукруглыми крыльями и пандусами, а жаль! На большом открытом пространстве такие особняки смотрелись бы благородно и несли культурную преемственность классической российской архитектуры.

Светлана Невелева, эксперт корпорации «Русь»

Чем выше класс дома, тем меньше заказчик склонен к экспериментам. Люди, давно заработавшие деньги, предпочитают дорогую классику — и в архитектуре, и в одежде или автомобилях. Молодое поколение легче ведется на новации, проверяя их в эксплуатации и в контексте. Иногда новинки становятся трендом.

В целом в частной загородной архитектуре Петербурга и Ленобласти вижу тренд отказа от демонстративности: большие дома стараются выглядеть легче и меньше, а не поражать воображение размерами, объемы скрадываются членением фасадов, уходом от прямоугольника в плане.

Некоторые архитектурные черты, применяемые сегодня повсеместно, возникли и прижились благодаря примеру организованных коттеджных поселков. Большая площадь остекления, тот же фахверк с заполнением стеклом, «второй свет» мы реже видим в неорганизованной застройке, они уместны только при грамотной планировке всех соседних участков.

Весна и лето 2020 года внесли свой вклад в функционал помещений: стало понятно, что в доме необходимы кабинет и место для организованного хранения запасов.

Что по-прежнему не принимают заказчики на этапе планировки участка, так это перспективу, что рано или поздно они заведут теплицу и кухонный садик с пряными травами и редиской. Эту приятную неизбежность надо обязательно принять и заранее «вписать» в план участка.

Алексей Сколдинов, главный архитектор «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России

Самые удачные проекты рождаются, когда заказчик доверяет архитектору. Это ключевой фактор успеха и серьезный шанс, что архитектору удастся свести воедино пожелания заказчика, особенности участка, функционал в единое гармоничное целое.
И главное, что изменилось за последние 10 лет в частной архитектуре, это как раз рост доверия к архитектору. Возможно, сыграл опыт клиентов, возможно, портфолио построенных домов, но это общий тренд в том классе, в котором работает HONKA.
Еще один глобальный тренд — рациональность, отказ от излишеств вроде бассейнов, бильярдных, каминных залов.

Сравнивая, как развивается частная загородная архитектура у нас, под Петербургом, и в остальной России, в том числе в Подмосковье, вижу, что у нас кардинально меньше визуального шума, хаоса. Очевидно, это влияние города с его правильной, уравновешенной, структурой, который служит камертоном восприятия визуального ряда и придает петербургскую сдержанность частной архитектуре. У нас в приоритете свет, удобство, сохранение природного окружения.

Из наработок последнего десятилетия надолго останутся сложившаяся планировочная структура дома, ядром которого служит большое пространство кухни-гостиной, максимальное естественное освещение за счет панорамного остекления, просторные террасы как средство связи интерьера с участком. Ярко выражена тенденция минимизации декора фасадов и использования в их отделке натуральных материалов — здесь, наверное, читаются скандинавские мотивы. Более рациональными становятся крыши, несмотря на любовь к сестрорецким дачам с их сложными силуэтами. Пожалуй, реже выбирают черепицу, предпочитая металлические фальцевые кровли.

В избранном В избранное
2111
Предложения