Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Парадоксальность стилевого феномена

Проектирование / 05.12.2020

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Дома по идеям Ф. Л. Райта или в традициях старой Англии, шале, хай-тек и фахверк, скандинавский минимализм и дворцовая классика — петербургский загородный премиум-класс примеряет разные стили. Смешивает, усложняет или использует как аллюзию, прагматично подчиняя форму функции.

В «Загородном обозрении» вышли десятки текстов о разных архитектурных стилях, популярных в петербургском частном домостроении. Приводились наиболее яркие и универсальные черты стиля, прослеживались истоки и приводились удачные примеры его воплощения в петербургском загороде. Однако настойчивым рефреном архитекторы продвигали два тезиса: архитектуру нужно понимать не как стилистику, а как философию. А качество архитектуры определяется ее соответствием контексту и функции. Петербургская частная архитектура пришла к функциональности, рационализму и тесной связи с окружающей средой. Приоритет отдан ландшафту: дом больше не стремится доминировать над участком, комнаты не отгораживаются от внешнего мира, а через огромные окна и террасы взаимодействуют с зеленым окружением.

По мнению Алексея Сколдинова, главного архитектора HONKA в России, сегодня в архитектуре и дизайне не существует жестких рамок стиля, никто не строит и не обустраивает дома в строжайшем соответствии каждой детали какой-то матрице. Форма, если она не подчинена функции, не важна. Сейчас правят лаконичность, сдержанность и целесообразность. Возможно, архитектуру можно считать зеркалом обещго и универсального понимания природы человека в начале 20-х годов XXI века.

Классический пассаж

Одним из немногих архитектурных направлений, мало подверженным тренду на лаконичность и сдержанность, остается классицизм. Привыкшим к облику исторического центра Петербурга людям интуитивно нравится дворцовая и усадебная архитектура XVIII –XIX веков, хотя говорить о «чистейших образцах» стиля приходится редко: чаще всего получается смесь разных образов, от барокко до английской классики и российских дворянских усадеб. И все же симметричная композиция, ордерная система и традиционный декор позволяют безошибочно опознать классическое здание — по балконам и балюстрадам, колоннам и пилястрам, фронтонам и сандрикам, а также непременным карнизам со сложным профилем.

Горизонтальные тяги, русты по углам дома, замковые камни над окнами украшают фасады. Если отказаться от этих деталей, что часто происходит при строительстве, здание упрощается и теряет характерный классический облик, а простое уменьшение объема дома в стиле классицизма с масштабированием всех помещений и элементов не приводит к хорошим результатам. Зачастую нарушается главное требование классической архитектуры — гармония пропорций. Таким образом, современное понимание заказчиками «классицизма» намного ближе к сталинскому неоклассицизму или эклектике второй половины XIX века. Чистая же классика остается уделом немногих обладателей участков внушительных размеров, подходящих для проектирования ансамбля в соответствующем ландшафтном окружении.

All Wright

Сам Фрэнк Ллойд Райт отрицал понятие «стиль»: «Хватит пародировать стили, пора начать думать и проектировать исходя из особенностей местности, климата, рельефа, доступных технологий, материалов, назначения здания, именно это должно определять его внешний облик, а не попытка сделать дом похожим на что-то, что построили где-то еще и назвали красивым». И все же многие заказчики дорогих домов ценят внешние черты «домов прерий», распластанность асиммет-ричных зданий со строгими геометрическими формами, пологими крышами с большим выносом и преобладанием горизонталей над вертикалями. Это привлекает тех, кто уже не хочет классики, но в то же время не готов к ультрасовременным решениям.

По европейским прототипам

Шале, фахверк, скандинавские или английские традиции в архитектуре наши строители загородных домов успешно и органично интерпретировали в современном ключе, причем петербургском.

Фахверк, например, будучи родоначальником каркасной технологии, сегодня предполагает большую площадь остекления фасада. За счет использования многослойного низкоэмиссионного энергосберегающего стекла даже в холодном климате можно избежать теплопотерь и обеспечить огромный приток дневного света в дом, что так важно при долгой зиме.

Как поясняет Владислав Ремиш, коммерческий директор компании SKOG Homes, современное прочтение шале идентично технологии фахверка, и заказчики, выбирающие дома-шале, ценят именно эти массивные элементы конструктива на фасаде, панорамное остекление, укрытые большими свесами кровель террасы. Для балочно-стоечной конструкции используется конструкционный клееный брус, более прочный и дорогой. Он способен выдержать нагрузку от массивного остекления и крыши из тяжелой черепицы.

Уроки скандинавского

Скандинавский стиль в архитектуре — синтетический термин, интуитивно понимаемый петербуржцами как свойственные финским, датским или шведским постройкам лаконичность, функциональность, разумность и близость к природе. В них нет ничего надуманного и сугубо декоративного. Каждое решение обусловлено климатическими условиями, окружающим ландшафтом и рельефом. Например, цокольный этаж не пользуется популярностью, но может появиться, если здание стоит на разновысотном участке. Скандинавский дом обычно представляют как довольно простую по форме постройку с двускатной крышей, чаще всего окруженную прос-торными террасами.

Поездив по Скандинавии, российские домовладельцы начинают ценить минимализм и приходят в строительные компании с аналогичным запросом. «Говоря «хочу, как в Финляндии», клиенты, однако, чаще всего имеют в виду «лучше, чем в Финляндии», — замечает Светлана Невелева, эксперт компании «Русь: НТ». Заказчики с легкостью перенимают скандинавскую любовь к природе и натуральным материалам, но дальше начинается игра «Найди отличия». Российский «финский дом» обычно выше и объемнее, а его площадь больше, как и число помещений. Фасад богаче и декоративнее, а форма и конфигурация крыши зачастую усложняются. В отделке сочетаются дерево, камень, панели, используется двуцветная покраска и украшение шпалерной решеткой. Изменяется и интерьер, который редко напоминает аскетичный скандинавский дизайн: отделка в российской трактовке гораздо роскошнее, а мебель в большинстве случаев из Италии.

Хай-тек становится ближе

«Домам хай-тек свойственны четкие линии, сочетание правильных геометрических форм и использование конструктивных элементов — монолитных поясов, ребер перекрытий, консолей в качестве формообразующих штрихов, создающих яркий образ фасада», — считает директор по развитию строительной компании «Мера» Алексей Соколов. То, что в начале прошлого столетия рисовал отчаянно смелый полет мысли новаторов, благодаря развитию технологий теперь можно воплотить в хорошем частном доме, и уже не по космическим ценам. Хотя дома в стиле хай-тек относятся к классу «бизнес» и выше; поскольку для масштабного остекления не подходят стандартные окна экономкласса, предпочтение отдается селективному стеклу, которое летом отражает избыточную солнечную энергию, а зимой не дает холоду проникать в дом. В «кубических» домах используют скрытые водостоки и особый пирог кровли, это несколько дороже привычных систем и требует подтвержденной квалификации строителей.

Алексей Соколов, директор по развитию строительной компании «Мера»

В линейке проектов строительной компании «Мера» дома строгой геометрии с плоскими крышами представлены довольно давно. Спрос на них постепенно повышался, а в последние два года вырос очень заметно. Люди привыкли к огромным окнам и перестали бояться новых технологий для плоских крыш.

Заказчики часто выбирают проекты с нависающими над первым этажом террасами и балконами, а возведение бетонных безопорных консолей тоже удорожает строительство.

Дома в стиле хай-тек сегодня относятся к классу «бизнес» и выше. Тем более что эта стилистика не всегда подходит домам небольшой площади — им идет вытянутость по горизонтали.

Притом что многие узлы отработаны, производители стали предлагать грамотные и технологичные решения, для «кубических» домов необычайно важна квалификация строителей, имеющих опыт работы с ними.

Владислав Ремиш, коммерческий директор SKOG Homes

Мы предлагаем клиентам дома по оригинальным финским проектам, и могу с уверенностью сказать, что спрос на них есть. Вопреки расхожему мнению о скандинавской архитектуре, как о простых однотипных постройках, жилищное строительство наших соседей активно развивается и видоизменяется. Известно, что школы дизайна в Хельсинки, Стокгольме и Копенгагене — признанные мировые лидеры, и их поиски не могли не найти отклика в архитектуре. Срез финской архитектуры, например, можно увидеть на ежегодной выставке Asuntomessut. Глобальные тенденции не обошли ее стороной, и наряду с традиционными домиками с небольшими окнами и двускатными крышами можно видеть современные кубические формы, обилие стекла, огромные пролеты и плоские крыши, да и проекты весьма разнообразны. Многие построены не только из бруса или по каркасной технологии, а из газобетона. Но неизменны лаконичный облик построек, безупречная эргономика, стиль contemporary и сдержанный декор.

Александра Давыдова, ведущий архитектор компании АСК «OD-Фамилия», девелопера коттеджного поселка «Шале Парк Superbia»

Для меня шале — это образ, дом, который всегда влечет теплом и уютом, в который всегда хочется вернуться. Я не приемлю понятие «стили» в архитектуре, и тем более попытку их скопировать. Шале не стиль! Важно понять: каждый дом должен быть спроектирован исходя из его окружения. Элементы могут обоснованно заимствоваться, но должны анализироваться и адаптироваться. Суровость высокогорного альпийского климата присуща и нашему региону. Поэтому защищающие от этих факторов элементы — камень, дерево, мощные кровли — обоснованны и актуальны у нас. И так же, как и в Альпах, в Петербурге зимой, когда дует ветер с залива, очень приятно прийти в шале и сесть у камина. Поэтому образ шале ложится на душу северному человеку и утилитарно, и ассоциативно. Я бы сказала, что заказчики таких домов — это романтики, которые хотят видеть в доме не только стены, но и особую атмосферу, которую он должен создавать. Современные шале — это в основном роскошные большие дома, иногда полностью деревянные, иногда каменные.

В своих архитектурных проектах я использую эмоциональный образ шале — как очень теплых домов из камня с элементами из натуральной древесины, с мощными крышами, укрытыми черепицей. Они дают ощущение защищенности и тепла, но отличаются от классического шале, в них добавлен необходимый в нашем регионе элемент: большие панорамы с зеркальным остеклением, — чтобы к теплу и уюту добавить свет.

Алексей Сколдинов, главный архитектор компании «Росса Ракенне СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России

При мысли о деревянном здании у большинства возникает образ скандинавского или русского дома. И, уж конечно, дерево не ассоциируется с постройками Райта, возведенными из кирпича, камня и бетона. Но тем и привлекателен этот стиль, что его можно развивать в иных материалах, привычных для той или иной местности. Кроме того, дерево хорошо сочетается с другими фактурами — керамогранитом или камнем, например, в разноуровневом доме на каменных опорах, вписанном в рельеф.

Приемы Райта, переосмысленные в российских реалиях, зачастую оказывают-ся актуальными в Петербурге. Вынос кровли в деревянном доме защищает фасад от прямых солнечных лучей, дождя и снега. А в постройки из клееного бруса легко интегрируются такие элементы стиля Райта, как свободные планировки, большая площадь остекления. В результате в архитектуре HONKA реализуется основной принцип Райта — целесообразности и органичности постройки.

При проектировании поселка HONKANOVA мы не ставили цель скопировать приемы Райта, а скорее искали нестандартные, острые решения, развивая найденные им художественные принципы и создавая при этом качественную современную архитектуру.

В избранном В избранное
3316
Предложения