Яндекс.Метрика
Загородное обозрение
салон загородной недвижимости

Пейзажный парк: мечты и реальность

Стили / 15.03.2021

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

+7(812)313-63-61

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Английские пейзажные парки завораживают, поскольку в их рукотворных ландшафтах природа улучшена, с тем чтобы создать приятные глазу виды.

Прежде всего нужна большая территория — в малом саду подобные ландшафты воплотить не удастся. А что можно перенести на участок около дома и как это обыграть?

Наиболее комфортно человек чувствует себя среди групп деревьев и больших открытых пространств между ними, холмов и перелесков, рек и озер. Но участок 10–20 соток в обычном коттеджном поселке — это, как правило, часть поля, леса или склона с двух-трехэтажным домом посередине. Вокруг несколько сопоставимых по размеру, этажности и архитектуре коттеджей. То там, то здесь видны небольшие постройки: бани, гаражи, беседки, летние кухни. Вся территория поселка перегорожена заборами, обычно непрозрачными.

Перелески? Холмы? Озера? Луга? Взгляд, уносящийся на километры? Нет, в лучшем случае через несколько десятков метров он уткнется в глухой забор или соседский дом. Тем не менее, мечтая о саде, многие представляют пейзажный парк и почему-то непременно с газоном. Хотя, казалось бы, какой стриженый газон может быть в пейзажном стиле?

Обмани меня

На собственном участке мы обычно зажаты геометричес­кими формами: постройками, забором, домами на соседних участках. Неживые объекты всегда преобладают в человечес­ком восприятии над живыми.

Так устроена наша психика. Мы сначала отметим дом и только потом заметим необычное дерево перед ним. И лишь в силу «профессиональной деформации» ландшафтный архитектор прежде увидит в цветнике отличный план, а затем уже скульптуру и растения, ботаник же заметит экзотичес­кое дерево, садовник — хорошо сформированную живую изгородь.

С точки зрения обычного человека, неживое неизбежно привлекает внимание, и единственный способ избежать ощущения бессмысленного хаотичного сада посреди урбанизированной среды — создать структуру, обратить внимание зрителя внутрь участка вокруг дома, чтобы то, что находится за его границами, перестало иметь значение, а большие постройки на территории не подавляли все остальное.

Как живому побороть неживое? — Прикинуться неживым. Именно этим объясняется обилие в садах европейских пригородов стриженых форм, жесткая геометрия которых связывает природные растения и формы, вполне способные конкурировать с постройками и заборами. Европейцы обычно создают живую изгородь на паях с соседом, получая куда более функциональный элемент садового интерьера, чем забор. Ведь изгородь защищает не только от взглядов, но и от шума, пыли, ветра. К сожалению, у нас часто пренебрегают стрижеными изгородями и формами, считая их слишком сложными в уходе. Однако это не так: в первые годы, пока изгородь растет, ее нужно стричь 2–3 раза за сезон, а зрелую — достаточно один раз в год, при условии что растения правильно подобраны по скорости роста.

Еще один элемент, примиряющий живое с неживым, — это газон, ставший у нас почти необходимым элементом сада. Для соответствия пейзажному стилю его можно чуть усложнить, задействовав геопластику и создав небольшие искусственные холмы, отвлекающие внимание от неприродного окружения.

Играем в природу

Где же разместить элементы пейзажного парка на участке? Между газоном и живой изгородью. И это будут лишь отдельные объекты свободных очертаний, уголки, создающие ощущение «природности»: древесно-кустарниковые группы, цветники, каменистые горки и россыпи, пруды, водопады и ручьи. Главное — не пытаться копировать природу, только создать ощущение естественной среды. Еще важно использовать «заимствованный пейзаж»: размещать элементы сада так, чтобы ландшафты за его пределами смотрелись как их продолжение. Например, группы деревьев могут стать продолжением посадок на участке, выходы скальных пород — частью альпинария, а водоем — деталью озера.


Древесно-кустарниковые группы оказываются самодостаточной пейзажной структурой, притягивающей взгляд. Композиция должна состоять из проверенных сочетаний растений, совместимых и биологически, и визуально: деревьев и кустарников, иногда многолетников. Размер деревьев зависит от масштаба группы: чем больше ее площадь, тем крупнее могут быть выбранные виды. Следует сочетать вечнозеленые хвойные и листопадные породы. Нередко на участках с домом для постоянного проживания стремятся ограничиться хвойными, потому что зимой лиственные стоят голыми. Не стоит: сад из хвойных статичен, зимой, в мороз, хвоя тускнеет, лиственные же меняются круглый год, силуэты ветвей в сочетании с низким зимним солнцем и снегом создают так называемую зимнюю графику. Зимой в саду хочется видеть больше света, и становящиеся прозрачными кроны листопадных деревьев способствуют. Кроме того, кора многих деревьев и кустарников ярко окрашена — сорта отбираются и по этому признаку.

Пейзажный цветник — новая волна, популярная во всем мире. Естественность достигается использованием больших массивов многолетников, напоминающих полевые цветы. Любители флоксов, астильбы или ирисов могут создать ощущение натурального пейзажа, посадив в моноцветнике сорта разных оттенков, образующий пестрый рисунок, похожий одновременно и на меланжевую пряжу, и на мазки художников-импрессионистов.

Альпийские горки редко отличаются хорошим дизайном. Как сделать альпинарий? Нужно использовать один вид камня, при этом мало подходят гранитные валуны, им проще найти место в древесно-кустарниковой композиции. Иногда удается сочетать два вида, но их надо тщательно подобрать и использовать по-разному (например, дорожка внутри из одного, а скалы — из другого). Растения же должны напоминать высокогорные: невысокие, компактные, стелющиеся формы, декоративные не только в период цветения. Очень модный в последние годы вид альпинария — «чешская скалка», имитирующая выход горной породы. Это вертикально поставленные рваные каменные плиты, пространство между которыми засыпано камнями разного размера, среди которых высажены альпийские растения. В итоге готовое сооружение напоминает каменистую осыпь.

Водная гладь, шум водопада, бег ручья оживляют учас-ток и улучшают микроклимат. Пейзажный стиль предполагает свободные очертания береговой линии, для отделки берегов и дна подойдут плитняк и глыбы, особенно если предполагаются «выходы» камня на берегу. Можно выложить дно водоема или ручья галькой, но подобрать похожую на плитняк по цвету и фактуре. И не экономить на количестве, поскольку ничто так не портит водоем, пы-тающийся казаться природным, как выглядывающая из-под облицовки пленка или пластмассовый бортик. Сорта водных растений нужно подбирать с таким расчетом, чтобы, разрастаясь, они не закрыли всю поверхность водоема. Если площадь участка позволяет, через пруд можно перекинуть мостик, и в пейзажном уголке сада просится мост, облицованный рваным камнем.

Сад вокруг дома — это не пейзажный парк хотя бы в силу размеров, в нем можно использовать лишь элементы пейзажного стиля, встроенные в общую концепцию участка. Создание сада и уход за ним лучше доверить профессионалам, поскольку исправление ошибок, сделанных при проектировании, благоустройстве и озеленении, обходится дороже, чем проведение работ с соблюдением необходимых технологий.

Алеся Овчинникова, генеральный директор Fashion Family Garden

Конечно, большое преимущество пейзажного сада — это впечатляющие живописные виды, которые можно создать даже на небольшом участке, если использовать его особенности, задействовать разные приемы ландшафтно-архитектурного проектирования и правильно подобрать растения. Главный девиз пейзажного парка — максимальная естественность. Здесь мы отметаем правильность и симметрию и включаем некий природный порядок. Пейзажный стиль — неисчерпаемый источник вдохновения. Сад демонстрирует свободное, естественное расположение всех основных элементов. Единственное, что позволительно в современном пейзажном стиле, это идеально ухоженный газон, по периметру которого расположены нежные натуральные композиции. Также в рельеф органически вписывают водоемы с кувшинками и склонившимися над водой ивами, ручьи природных очертаний, с оврагами и возвышенностями. Естественность должна быть во всем, даже в мощении дорожек — в ход идут такие природные материалы, как песчаник, спилы, булыжник и другие. Что касается растений, то чаще используются малоуходные, неприхотливые цветы: тюльпаны, крокусы, нарциссы и даже некоторые сорта роз. Неизменный атрибут природного стиля — деревянные скамейки и перголы, увитые плющом и диким виноградом. Все эти элементы помогают создать пейзаж, достойный восхищения.

В избранном В избранное
1403
Предложения