В новом распоряжении изменен порядок взимания и размеры платы за регистрацию права общей долевой собственности на основании одного правоустанавливающего документа, регистрацию сделок, частично изменены сроки государственной регистрации прав. Имеется ряд других, менее существенных изменений.
Увеличение размеров платы за регистрацию касается в основном юридических лиц. Следует иметь в виду, что максимальный размер платы за регистрацию для юридических лиц в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.98 № 248 составляет 50 МРОТ и достаточно широко применяется в других субъектах Российской Федерации. По новому же распоряжению Администрации максимальный размер платы составляет 37 МРОТ и установлен только по одной позиции, а в остальных случаях лежит в пределах 12-32 МРОТ.
При регистрации права общей долевой собственности на основании одного правоустанавливающего документа плата взимается в единичном размере независимо от количества участников и приобретателей права, при большом (5 и более) их количестве варьируются сроки регистрации. Такой принцип для большинства граждан существенно уменьшает затраты на регистрацию прав на жилье, полученное в собственность в порядке приватизации, особенно учитывая, что договор приватизации как сделка регистрации не подлежит. То же относится к членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов.
Необходимо отметить также, что регистрация прав на основании договоров приватизации, справок о выплате паевого взноса членами ЖК и ЖСК при количестве участников менее 5 по-прежнему может осуществляться в однодневный (для районных отделов ГБР - двухдневный) срок. Регистрация прав по указанным основаниям является самой массовой и составляет 25-30% от всего объема регистраций. Однодневный срок исполнения сохранен и по выпискам о правах на объект недвижимого имущества и справкам о содержании правоустанавливающих документов, т.е. по абсолютно преобладающим видам предоставления информации. Минимальный срок регистрации по нотариально удостоверенным сделкам увеличен до 3 дней. Это вынужденная мера и объясняется она тем, что из-за незначительной разницы в величине платы по срокам исполнения, за время действия предыдущего распоряжения количество заявлений на однодневную регистрацию возросло более, чем втрое. Кроме того, по указанию Минюста России и в соответствии с требованиями Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) расширен пакет документов, представляемый для государственной регистрации и, соответственно, возросла трудоемкость регистрационного процесса. Сочетание указанных факторов в существующих условиях затрудняет обеспечение выполнения основной задачи учреждения по проверке и правовой экспертизе документов и даже созданию нормальных условий для их приема в установленном порядке.
Немалое количество земельных участков традиционно находится в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) у физических лиц. Согласно предыдущему распоряжению, плата за регистрацию ПНВ составляла в зависимости от срока исполнения: 2,3; 2,6; 3,0 МРОТ, а по новому распоряжению при тех же сроках: 1,0; 2,0; и 3,0 МРОТ.
Существенно дополнена таблица 2 примечаний к распоряжению. Значительно расширен перечень ситуаций, при которых регистрация прекращения права и обременений производится без внесения платы. Плата за государственную регистрацию прав, их ограничений (обременений), зарегистрированных до введения в действие Закона, то есть до 31 января 1998 года и взимаемая ранее в общем порядке, установлена с коэффициентом 0,25 к ее значениям в основной таблице. В настоящее время это особенно актуально для тех, кто хочет зарегистрировать ипотеку жилого помещения, так как требование повторной регистрации права собственности, зарегистрированного до указанной даты, диктуется вышеупомянутой Инструкцией от 16.10.2000 № 89/235/290.
В целях экономии бюджетных средств в пять раз уменьшена плата за регистрацию аренды юридическими лицами государственного имущества Санкт-Петербурга и Российской Федерации.
В соответствии с принципами Закона за плату будут регистрироваться право пользования жилым объектом на основании договоров социального найма и право собственности на жилье для военнослужащих, приобретенное с использованием жилищных сертификатов.
Совершенно новыми являются положения последнего абзаца пункта 6 и пункта 7 распоряжения, направленные на усиление ответственности учреждения юстиции и защиту интересов заявителей.