Не только поставщики и производители
Такого многочисленного собрания в стенах РФН не было ни разу - в "круглом столе" приняли участие более пятидесяти представителей тридцати шести компаний. Причем на встречу пришли не одни лишь поставщики и производители стройматериалов, а и много представителей строительных и ремонтных фирм. Это свидетельство и актуальности заявленной тематики, и возросшей значимости журнала "Загородное обозрение", который создает информационное пространство не только посредством текстового формата, но и живого обмена мнениями.
Традиционное знакомство началось с Семиозерского карьерного управления, которое поставляет щебенку и строительные смеси на бетонные узлы и строительные предприятия. Тротуарная плитка, стеновые и облицовочные камни производятся в большом количестве и пользуются постоянным спросом - благо, строительный рынок сейчас находится на подъеме. ООО "Синяя линия" выпускает черепицу и металлочерепицу, а также занимается кровельными работами с использованием этих материалов и отделкой фасадов. Сочетает производство материалов и строительную практику и другая фирма - АДС "Совби". Эта компания не только изготавливает оборудование для производства монолитного пенобетона, но и непосредственно осуществляет заливку при загородном и город-ском строительстве.
Другой сегмент строительного рынка представляла фирма "Домострой", о специализации которой говорит ее название. Она занимается возведением загородных домов из самых разных материалов, а потому проявила естественный интерес к обсуждаемой теме. Строительством по собственной технологии с использованием несъемной опалубки из пенополистирола занимается и ЗАО "Теплый дом - Балтика". Несмотря на молодость, компания уже замечена и сейчас активно про-двигает свои ноу-хау на рынок загородной недвижимости.
Американские ноу-хау предлагает на отечественном рынке компания "AMhome": дома делаются на заводе почти конвейерным способом, после чего в виде блоков поставляются на место, где собираются за считанные дни.
Среди участников были и те, кто строит не демократичное жилье, рассчитанное на широкого потребителя, а "эксклюзив", то есть дома с уникальными архитектурными и инженерными решениями. Так, объекты компании "Бионика-строй" единичны, но тем не менее хорошо известны в городе и в профессиональной среде.
Компания "Победа Кнауф", производящая качественные керамические изделия - кирпич и плитку, а также сухие строительные смеси, не нуждается в особом представлении. В этом году она вы-шла на рынок с двумя принципиально новыми продуктами: сверхпоризованными керамическими блоками и лицевым кирпичом повышенной устойчивости к внешним воздействиям. Достаточно известна в городе и компания "Акватерм СПб", полипропиленовые трубопроводы которой "ведут" в завтрашний день в области инженерных систем водоснабжения и отопления.
Битумные материалы и отделочные камни, оконные блоки и лестницы, стеклянные и металлические двери Йошкар-ола, сантехника и осветительное оборудование - трудно назвать продукцию, производители или поставщики которой не присутствовали бы на "круглом столе". И лишь ограниченный объем статьи мешает перечислить всех и рассказать об их деятельности. Все же важнее обмен мнениями со-бравшихся.
Цена и качество
Первой проблемой, которую обсуждали, стало соотношение цены и качества строительных материалов и работ. Начальник отдела маркетинга компании "Победа Кнауф" Виктория Глейм сказала, что качественный материал вряд ли может быть дешевым, поскольку фирма вкладывает деньги в развитие новых технологий и эти затраты автоматически включаются в себестоимость. Кроме того, в загородном домостроении существует своя специфика: как правило, здесь возводятся единичные объекты, поэтому приходится продавать материалы небольшими партиями, что всегда оказывается дороже для потребителя. О факторах, которые способствуют снижению цен на строительные материалы, рассказал генеральный директор фирмы "AMhome" Евгений Жмаев. По его мнению, в первую очередь это конкуренция производителей, которые вынуждены бороться за клиентуру и, соответственно, снижать цену, повышая при этом качество. Но если в США, например, конкуренция очень сильно влияет на ценообразование, то у нас этот фактор пока сказывается в меньшей степени по причине не столь развитого рынка.
Представитель компании "МеликонПолар" считает, что дороговизна и качество строительных материалов будет в значительной степени определяться ситуацией на рынке строительства городского жилья, так как основные производители материалов ориентированы на возведение зданий и сооружений именно в городской черте. Прозвучало и такое мнение: все зависит не от того, насколько дорогим и качественным будет материал, а от того, кто именно будет его применять и с ним работать. Можно затратить огромные средства, купить самые качественные материалы, но затем пригласить бригаду халтурщиков и благополучно "похоронить" свои денежки.
Далее разговор плавно перешел к перспективам загородного рынка. Первым на эту тему высказался представитель СК "Эколоджинг" Павел Шелков, заявив, что перспективы здесь очень большие, причем основное развитие пойдет не по линии строительства отдельных объектов. Гораздо привлекательнее сейчас проекты возведения коттеджных комплексов с развитой инфраструктурой. Современному потребителю важно не только качество материалов, применяемых при строительстве его дома, но и то, как выглядит поселок в целом, какие предлагаются удобства и кто живет по соседству. Наличие (или отсутствие) хороших подъездных дорог, газопровода, охраны - вот что сегодня начинает интересовать клиента, и этот интерес будет расти. Павла Шелкова поддержал Евгений Жмаев, добавив, что в настоящее время и в городе, и за городом люди хотят жить среди равных себе по уровню достатка и именно по этой причине в ближайшем будущем станут развиваться социально однородные поселки, как это происходит во всем цивилизованном мире.
Сравнение ситуации в "цивилизованном мире" и в России провел генеральный директор фирмы "Совби" Всеволод Васильев, подчеркнув, что "у них" - высокая степень сменяемости загородного жилья (которое через пять-десять лет можно покинуть или просто разобрать), "у нас" же строят в расчете на детей и внуков. Отсюда и одно из основных требований к материалам, которые должны быть долговечны, чтобы обеспечить "жизнь" домов на многие десятилетия. Другой генеральный директор - Александр Костыренко ("Акватерм СПб"), согласившись, что мало-этажное строительство, без сомнения, будет расширяться, выделил проблему "начинки" загородного дома, поскольку за-стройщики пока что уделяют недостаточно внимания качеству инженерных систем. Дом не может поражать одним лишь красиво отделанным фасадом - все коммуникации в нем тоже должны соответствовать высокому уровню жизни. А для того чтобы добиться такой гармонии, необходимо воспитывать и просвещать клиентов, учить ориентироваться в ситуации на рынке.
Но призыв "воспитывать клиентов" поддержали не все, поскольку, на взгляд некоторых участников "круглого стола", нынешние заказчики и без того весьма "подкованы" и подчас задают настолько профессиональные вопросы, что ставят в тупик работников компаний-застройщиков. В частности, представитель торгового дома "Бриг" сказал, что на самом деле неготовность воспринять новые технологии чаще проявляют строительные фирмы. Те же полипропиленовые трубы от "Акватерм СПб" многие не хотят использовать лишь по той причине, что это - еще одна головная боль, а работать по старинке значительно легче.
Временами разговор перерастал в полемику. А вот по вопросу развития загородного рынка разногласий не было. Представитель компании "Победа Кнауф", в частности, привел такие данные: если в Европе доля домов для постоянного проживания в ближайших пригородах составляет более двадцати процентов, то у нас - всего лишь несколько процентов. Другими словами, рынок пока пустой, а коль скоро мы движемся по стопам Европы, он непременно будет наполняться в ближайшие годы.
Роль заказчика в этом процессе подчеркнул представитель компании "Теплый дом - Балтика" Александр Логвинов. Дом, по его мнению, должен быть оптимален для проживания конкретного человека и его семьи, ну и, конечно, соответствовать современным требованиям экономичности. А директор этой компании Николай Смирнов добавил, что экономить на отоплении, например, дает возможность используемая ими технология несъемной полистирольной опалубки, позволяющая получить "коробку" средней стоимости и при этом - качественную, экологически чистую и очень теплую. Представители компаний затрагивали разные стороны темы, акцентируя то, что им ближе. К примеру, заместитель директора по маркетингу "Завода интерьерных форм" Дарья Соловьева подчеркнула экологический аспект загородного строительства. Нынешние архитекторы (а значит, и заказчики) все чаще требуют соблюдения всех экологических норм, и тут, хочешь, не хочешь, а приходится подчиниться. И в будущем подобные требования не исчезнут, а, на-против, лишь увеличатся, поэтому к проблемам экологии строителям следует относиться серьезнее.
Почем квадратный метр?
Вторая предложенная к обсуждению тема - реальные составляющие цены квадратного метра загородного жилья. Из чего она складывается? Задавая этот вопрос, главный редактор "Загородного обозрения" Сергей Авдеев попросил для соблюдения корректности не принимать во внимание место расположения загородного дома, ведь, как известно, стоимость земли где-нибудь в Курортном районе и "халупу" делает в ценовом отношении "дворцом".
Тут мнения также разошлись, более того, была подвергнута критике сама постановка вопроса. Так, Александр Логвинов из ЗАО "Теплый дом - Балтика" заметил, что в загородном строительстве некорректно привязывать цену дома к квадратному метру - это уместно разве что в работе риэлтеров на городском рынке. Строителям следовало бы говорить о строительном объеме, то есть о совокупности выполненных работ, определенного качества, с применением конкретных материалов. Строительство загородного дома предполагает подведение инженерных сетей, ландшафтные и другие работы, которые не требуются при возведении городских многоэтажек, поэтому понятие "строительный объем" более точно отражает реальность и могло бы способствовать сдерживанию той "скачки" цен, которая наблюдается на загородном рынке. Представитель компании "Бионика-строй", которая строит "штучные" дома, пояснил, что цену квадратного метра их объектов определить крайне трудно, поскольку архитекторы и строители зачастую создают настоящие произведения искусства, а цена шедевра, как известно, стремится к бесконечности и выражается словом "бесценный".
Впрочем, большинство присутствующих подходили к вопросу не с точки зрения "бессмертного искусства", а практически. Например, специалисты компании "Победа Кнауф" подчеркнули следующий момент: цена стеновых материалов (а именно их в первую очередь выбирает заказчик) составляет всего лишь пять-десять процентов от общей цены дома. Остальные затраты приходятся на отделку, инженерные системы и т. п. Именно эти составляющие и определяют цену квадратного метра, причем, как правило, выбор дорогого материала для стеновых конструкций влечет за собой покупку дорогих отделочных материалов и, соответственно, дорогих инженерных систем.
Нередко вспыхивали дискуссии, которые уводили собравшихся от обсуждения предложенной темы. Что ж, на "круглом столе" разговор всегда живой, неформальный, и потому можно было услышать и страстный призыв директора ЗАО "Теплый дом - Балтика" Николая Смирнова продвигать новые технологии на рынок загородного строительства. А клиентов надо не "воспитывать", а просвещать, особенно в отношении так называемых "черных бригад", работающих без лицензии и зачастую - из рук вон плохо. Заказчик должен знать компании, имеющие все лицензии и дающие гарантии на свою работу, чтобы к ним обращаться.
По ходу дискуссии о продвижении на рынок новых технологий выявились претензии к цеху архитекторов, которые, по мнению некоторых участников встречи, тормозят его. Объяснение тому тривиальное: с привычными материалами и технологиями работать легче и проще. Поэтому в последнее время бывает так, что, купив понравившийся ему архитектурный проект, рассчитанный по устаревшим стандартам, заказчик приходит в "продвинутую" строительную компанию и просит скорректировать его с учетом применения новых технологий и материалов.
Вернул всех к предложенной теме Евгений Жмаев, сказав, что на рынке загородного домостроения конкурируют эксклюзивный и стандартный продукты. И если для первого крайне затруднительно определить цену квадратного метра, то для второго ее можно установить с достаточной точностью. В серийных домах, счет которым на десятки тысяч, безусловно, есть возможность вы-считать затраты с точностью до одного доллара и, соответственно, выдать точную цену квадратного метра заказчику.
ВИКТОРИЯ ГЛЕЙМ "Победа KNAUF" | АЛЕКСАНДР ЛОГВИНОВ ЗАО "Теплый дом - Балтика" | АЛЕКСАНДР ШУМСКИЙ "LVL Ugra" | ПАВЕЛ ШЕЛКОВ СК "Эколоджинг" |
НИКОЛАЙ ШАЖКО "Ремфасад" | ДАРЬЯ СОЛОВЬЕВА "Завод интерьерных форм" | АЛЕКСАНДР КОСТЫРЕНКО "Акватерм СПб" | ЮРИЙ ЕРШОВ "ТД "Бриг" |
ВЛАДИМИР РОСТОВСКИЙ "Центр АдмиКор" | АЛЕКСАНДР КУЛИКОВСКИЙ "Меликон Полар" | НИКОЛАЙ СМИРНОВ ЗАО "Теплый дом - Балтика" | ЕВГЕНИЙ ЖМАЕВ "АМ Home" |
Ближе к концу встречи в качестве аргументов генеральный директор АДС "Совби" демонстрировал фотографии, сделанные с помощью тепловизора. На них предстали построенные в Петербурге дома с применением всевозможных материалов (редакция, естественно, воздерживается от конкретных названий), которые просто "светились", обнаруживая крайне низкий уровень теплозащиты. Такой "фактический материал" вы-звал очередное бурное оживление в зале.
Завершал "меню" "круглого стола" вопрос выбора материала потребителем. В частности, было замечено, что всего десять лет назад люди ориентировались на капитальные, практически вечные материалы вроде обожженного кирпича, возводя из них своего рода замки и крепости. Нередко хозяевам таких фундаментальных построек теперь не хочется в них жить, поскольку появляются новые материалы, технологии, архитектурные моды, которые приходится "брать на вооружение", чтобы не отстать от жизни. Поэтому в ближайшем будущем заказчики, возможно, станут отдавать предпочтение более легким и быстровозводимым домам, которые спустя десять лет можно будет заменить на другие.
Обсуждение всех вопросов было долгим, интересным и продолжилось во время фуршета. Уж очень это животрепещущая тема - стройматериалы на загородном рынке жилья.