Упарился вусмерть (так, помню, характеризовал сей процесс наш деревенский знаток банного искусства дед Прокоп) – и в снег. Или в прорубь. Потом – снова на полок. А в предбаннике уже поджидает жбан с холодным пенным квасом и немудреная закуска. Или кое-что покрепче кваса… Да-а-а-а, только раззадорил себя банными воспоминаниями, а ведь мне еще надо поведать вам обо всех особенностях русской бани, в которой, позвольте уж похвастаться, столько березовых веников об себя, любимого, исхлестал, что иному и не снилось.
Что немцу хорошо, то русскому…
Конечно, сейчас совсем не те времена, когда ваш покорный слуга постигал азы банного мастерства в затерянной в таежной глуши деревеньке Орехово Усть-Ишимского уезда. Сейчас такие чудеса могут предложить для баньки, которую вы задумали поставить возле своего загородного дома! Вагонку из канадской лиственницы для обшивки, финскую электрокаменку для парилки и немецкую оптоволоконную систему «Млечный Путь», дабы расцветить ею потолок предбанника. А то и вовсе посоветуют устроить новомодную инфракрасную баню. Всего-то тысяч за семь-восемь долларов.
В чем преимущества классической русской бани для загородного быта? Во-первых, строительство такой баньки обходится не так уж и дорого: на сооружение 4 х 6 м со стенами из цельных бревен, потолком и полом из обрезной доски и крышей из необрезной, стоящее на ленточном или монолитном фундаменте, понадобится не более чем 90 тыс. рублей. Во-вторых, русская баня абсолютно автономна, не зависит ни от электроэнергии, ни от газа, которые (особенно электричество) обладают странной способностью пропадать в самое неподходящее время. Здесь все просто: нарубил дровишек, растопил печку, натаскал воды – и вперед, парься! В-третьих… А в-третьих, дражайший мой читатель, ну какие новомодные чудеса заменят вам прапрадедовский банный процесс? Тут же постоянно действовать надо, колдовать, творить! Поддать пар, опустить пар, передохнуть, попариться веником, проветриться, просушиться… Что там бездушные электрокаменки с инфракрасными «кипятильниками», которые все делают за вас. Полет души, импровизация и фантазия – вот что важно в бане! И для здоровья какая польза! А сколько удовольствия доставляет суета с шайками, вениками и дровами! Бог ты мой, а как легко на душе и в теле становится после изрядной «пропарки» – словами не опишешь…
Убедил? Тогда начинаем строить русскую баню.
Танцуем от печки-каменки
Прежде всего вам понадобятся хорошие мастера – строитель и печник с рекомендациями и опытом работы, иначе получится не баня, а одно сплошное недоразумение. Помню, в деревне Низямы оказались мы вместе с археологами в бане, сделанной строителями, возводившими мост через Обь. Вроде бы дипломированные спецы работали, а печку сложили – ужас! Стенки греются – не подойти, в парилке – страшная духота, зато камни еле тепленькие: плеснешь воды, пар – как из чайника. Да и тот сквозняк тут же «высвистывает» наружу. Замерзли мы по глубокой осени в этой «баньке».
Если все делать по уму, как незабвенный дед Прокоп, надо класть большую печь-каменку, внутри которой лежат камни, за дверцей. Дверцу эту открывают, только чтобы поддать воды. Как правило, печь топится из предбанника, поэтому большую ее часть помещают в предбаннике, а в парную выводят лишь стенку с той самой заветной дверцей, откуда пар приходит. Печь-каменка – это вам не отопительная печь! Теплоотдача стенок должна быть минимальной, чтобы не перегреть парилку, печь должна нагревать лишь камни. Вот тогда получается тот самый фантастический эффект, которым славится русская баня: при наибольшей разнице между температурой воздуха в парилке (35–40 градусов) и температурой камней (800 градусов) появляется максимально диссоциированный водяной пар. Как этого добиться? На этот вопрос и даст практический ответ мастер-печник, знающий секреты кладки печи-каменки. Сколько я ни расспрашивал по молодости деда Прокопа, он мне свои тайны так и не открыл. «Я, милок, организмом чую, как каменку ложить (в смысле – класть) надо», – обычно отвечал старик. Талант нужен в этом деле, как и в любом другом.
Не угореть бы!
Но ведь одной печкой не ограничишься. Саму баньку тоже надо поднимать. Иногда говорят, мол, печник построил хорошую (или плохую) баню. Неверно это! Не строит печник баню, ибо кладка каменки и строительство бани (особенно устройство парной) – вещи хоть и связанные, но совершенно разные. Обычно собирается маленькая бригада, в которой обязанности четко распределены: одни – строят, другие – кладут печь. В деревне подобные бригады назывались шабашками. Но работала такая «шабашка» на совесть: иначе вместо оплаты могли и оглоблей попотчевать – сибиряки народ горячий. Кстати, комплексные фирмы, практикующие на рынке загородного домостроения и предлагающие клиентам, помимо всего прочего, устройство бань, создают подобные мини-бригады, приглашая мастеров высокого класса. Ведь им надо устроить такую парилку, чтобы на полках было удобно, пар из печи не обжигал того, кто плещет воду на камни, и лежащих на полках, а высота помещения соответствовала объему и возможностям печи – иначе пара не будет хватать или, напротив, его будет слишком много. Вот, кстати, еще один забавный случай из своей банной практики вспомнил. Под Сургутом дело было. Местный Петя, хант, не от великого ума устроил крохотную баньку с огромной печью. Камни – сверху. Дверь – напротив каменки. Жара дикая! Плеснешь воды – дверь паром вышибает так, что она о косяк бьется. Закрыл я дверь на крючок, не подумав о последствиях. Плеснул водицы ледяной на раскаленные камни… Я-то сбоку стоял, меня чуть задело, а вот девчонок так ошпарило, что они голышом до протоки бежали на потеху зевакам. Смех смехом, но дело серьезное – тут ведь и покалечиться можно. Поэтому еще раз обращаю ваше внимание: ищите мастеров банного строительства и остерегайтесь проходимцев!
Парилка русской бани должна быть максимально простой, без излишеств: полки, ушат с водой – вот и все. Из каких пород деревьев можно строить парную? Я лично получал удовольствие в парилках из лиственницы, кедрача, осины – у каждой своя энергетика, свой неповторимый аромат и, если хотите, вкус. Однако принято считать, что хвойные породы имеют ряд недостатков, и дело здесь не только в том, что они сучковатые и могут выделять смолу. Хвойные деревья – энергоположительные, они стимулируют, тонизируют. А чтобы снять напряжение, лучше всего подходят энергоотрицательные или нейтральные лиственные породы – липа, осина. Самое главное – не смешивать хвойную и лиственную обшивку: это все равно что соединить друг с другом два электрических провода – один с «плюсом», другой с «минусом».
В последнее время кое-кто стал класть на пол парилки кафель или покрывать деревянные поверхности специальным лаком – они-де от этого меньше загрязняются. Это уж сами решайте, как лучше и выгоднее. Насколько я знаю, в классическом варианте использовалось дерево в чистом виде. А появлявшуюся со временем грязь легко устраняли мелкой шкуркой.
Освещение парилки с незапамятных времен осуществлялось за счет небольшого прямоугольного проема в стене, который служил еще и для естественной вентиляции помещения. Если есть такая возможность – двух небольших светильников на 40–60 ватт под потолком будет вполне достаточно. Но маленькое окошко на улицу все-таки удобнее. Помимо всего прочего, оно устраняет эффект замкнутого пространства. В небольшой, пышущей жаром парилке с глухими стенами человек с непривычки чувствует себя не слишком комфортно. А кто-то вообще страшится зайти в такую «преисподнюю».
Кстати, о вентиляции. Тут тоже надо действовать с умом. Русская баня – это, если говорить научным языком, помещение с избыточным давлением. После того как на камни плещут воду, в замкнутом пространстве печи происходит нечто вроде взрыва – образуется пар, который под давлением вылетает в парную. И по законам физики поднимается под потолок. Чтобы получился хороший пар, его надо хорошенько перемешать с воздухом. У нас в деревне, например, просто махали вениками, «сгоняя» пар вниз, а потом еще поддавали жару – таким образом, паром заполнялось все пространство парной, сверху донизу. Потом следует немного посидеть, пропотеть. Попариться веничком. И только чуть погодя открыть вытяжную вентиляционную задвижку.
Крапивой исхлестать – и удовольствие получить
Ну а пока строители и печник колдуют над каменкой и парилкой, вы тоже не сидите без дела. Веники-то кто за вас заготавливать будет? Небось рассчитываете в магазине их купить – в полиэтилен упакованные и подписанные «Веники банные, березовые». Бросьте! Лучше всего самому наломать. В наших краях их сначала подсушивали, а потом прятали в стог сена. Аромат получался – куда там импортным фитопрепаратам! А в городских условиях веники можно хранить в пластиковых мешках на балконе. Или в кладовой.
Самый популярный веник у парильщиков – конечно же, березовый. Он прочен, гибок, удобен. И для здоровья полезен: целебные свойства листьев, почек, коры, сока березы известны на Руси испокон веку. Для веников подойдет любая береза, но лучше всего кудрявая – ее ветви более густые, они хорошо сохраняются, а листья под воздействием пара не скользят. Хорош и дубовый веник, в котором содержится много целебных дубильных веществ. Главное – заготовить его вовремя, в августе – сентябре, чтобы хватило на три-четыре бани. И хвойный веник годится – только его надо подержать 15–20 минут в кипятке, чтобы стал мягким. И кожу подготовить к процедуре, полежав 15–20 минут в парной.
А крапивный веничек не хотите испробовать? Зря, между прочим. Наши, деревенские, у кого ломило суставы и болела после полевых работ поясница, только такими вениками и спасались. Веник из крапивы вяжется маленький, и прежде чем им воспользоваться, его дважды перекладывают из холодной воды в горячую, выдержав две-три минуты. Хлещитесь после этого – ожога не будет. А если для большего целебного эффекта хотите, чтобы крапива жгла, опустите веник на секунду-другую в кипяток.
Если веник лежит давно и сильно пересушен, его можно просто запарить в горячей воде. Но только долго не держите – аромат пропадет! Лучше всего, вынув из воды, положить веник на раскаленные камни: пар от мокрых листьев и веник распарит, и всю парилку свежим ароматом пропитает.
На прощание – еще один совет, позаимствованный у деда Прокопа, который, раскуривая на завалинке козью ножку, с умным видом изрекал: «У каждой бани, как и у человека, – свой характер. К ней приноровляться надо…» Это я к тому, что нет двух одинаковых русских бань. Для того чтобы изучить характер бани и понять, как добиться в ней хорошего пара, париться в ней надо постоянно – придумывать что-то новое, экспериментировать. Водой ключевой попробовали на каменку плескать – в следующий раз плесните хлебным квасом. Сегодня заходите в сухую парилку, а в следующий раз, прежде чем приступить к любимой процедуре, облейте пол и полки водой. Сравните, как лучше. Поговорите со знатоками, почитайте книги, коих по банному искусству написано великое множество. И постоянно совершенствуйте свое мастерство. Потому что хороший пар может сделать только хороший банщик.
Легкого вам пара!