Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

В погоне за острыми ощущениями. Поиск приключений — удовольствие не из дешевых

Загородный отдых / 01.08.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Подняться по скальному ущелью в Австралии, пронестись на велосипеде по даунхильной трассе в Швеции, перейти вброд обжигающе холодную горную реку на Кольском полуострове, продраться сквозь бразильские джунгли, дюльфернуть по отвесной стене, пробежаться по россыпям валунов, разрезать байдаркой зеркальную гладь огромного озера и, затаив дыхание, прыгнуть в глубокий каньон — все это входит в «обязательную программу» приключенческих гонок. В качестве элементов «произвольной программы» — встречи с более чем реальными представителями местной фауны.

Опасно? Еще как! Так зачем рисковать, изнурять себя бессонными ночами, стирать в кровь ноги и тратить кучу денег на дорогу, стартовый взнос и снаряжение? Цена приключений измеряется не только деньгами — поверьте, они стоят того! Такие гонки позволяют оторваться от будничной суеты и испытать себя в экстремальных условиях. Не зря иначе их называют гонками на выживание.

Испытания в режиме non-stop

Приключенческая гонка (англ. adventure race) — это командное мультиспортивное соревнование со сменой видов передвижения на этапах, которое, как правило, проходит в режиме non-stop. Она может быть короткой, одно–двухдневной (именно такие гонки преимущественно проводятся в России), а может длиться 5–7 дней. Продолжительные мультиспортивные гонки еще называют экспедиционными. Команды иногда преодолевают более 1000 км, чередуя бег, езду на велосипедах, джипах, роликах, каяках, лошадях, проходя непростые скальные маршруты, демонстрируя альпинистские навыки и владение техникой закрепленных веревок. При этом на сон и отдых за это время у них остаются считаные часы.

В трассу часто включены техэтапы и секретные задания, подчас весьма неожиданные.

В ходе гонки участникам постоянно приходится преодолевать множество естественных препятствий и разгадывать ребусы организаторов. Все необходимое на этапе снаряжение приходится нести на себе. Маршрут соревнований привязан к определенным контрольным пунктам (КП), «взятие» которых строго обязательно, если, конечно, участники претендуют на результат, а не просто хотят прогуляться по маршруту. Чаще всего команда состоит из двух или четырех человек, причем в «четверке» должна быть хотя бы одна девушка.

Даже те, кто не знаком с мультиспортом, слышали о Camel Trophy и Land Rover G4 Challenge. Это тоже приключенческие гонки, только в них часть маршрута и спецзаданий предполагали использование внедорожника. К сожалению, в декабре прошлого года гонка Land Rover G4 Challenge, наследница Camel Trophy, пала жертвой кризиса. Впрочем, все желающие успели поучаствовать в региональных отборах и последующем национальном отборочном соревновании.

Позволить себе приключение может не каждый Многие любят смотреть телевизионные шоу, где звезды шоу-бизнеса, политики, популярные актеры попадают в сложные ситуации, пытаются приспособиться к условиям дикой природы без привычных мелочей, вдали от цивилизации. Это — отличный тест как на физическую, так и на психологическую готовность. Рейтинги таких телепередач очень высоки. Облаченные в форму шоу, они приносят телекомпаниям огромный доход. У организаторов приключенческих гонок прибыль куда скромнее, а гонщики не только не получают гонорары за участие в действии, но и сами выкладывают деньги. Сумма, в которую выливается утоление жажды приключений, набегает порой очень приличная. Она складывается из стартового взноса, транспортных расходов, трат на покупку необходимого снаряжения, одежды, многочисленных аксессуаров, а также продуктов спортивного питания, различных гелей и энергетиков, которые облегчают продвижение по маршруту без сна и отдыха. Так что поиски приключений — удовольствие недешевое. Чтобы позволить себе такое хобби, нужно быть не только хорошо подготовленным физически, но еще и весьма обеспеченным.

…Где в лесах много-много диких обезьян…

Особенно затратными, несомненно, являются крупные международные гонки, которые проводятся в других странах, а то и на других континентах. Но зато и впечатления там зачастую прямо пропорциональны затраченным средствам. Впрочем, российским участникам организаторы иногда делают поблажки и даже понижают стартовый взнос. Так было, например, на гонке Ecomotion/Pro в Бразилии, куда наша команда отправилась впервые в 2006 году. Тогда организаторы уступили ей с 2700 до 1700 дол.

Вот воспоминания о гонке капитана команды, петербуржца Юрия Бородулина («в миру» владельца строительной фирмы): «Перед гонкой нас всех предупредили, что рюкзаки с едой нельзя бросать просто так и, перед тем как лечь спать, их нужно привязать к дереву, чтобы не стащили обезьяны. Самым запоминающимся этапом на этой гонке было 100-километровое плавание по океану на бич-каяках. Шла высокая волна. Нужно было добраться до острова, высадиться, обойти контрольные пункты и уплыть на следующий остров. Необычайно впечатлили сами острова с чистым, хрустально-белым песком. Идешь по песку, а он скрипит… И еще запомнились восторженно-импульсивные люди в Рио-де-Жанейро».

Юрий Бородулин — один из наиболее сильных и опытных мультиспортсменов России. Спорт уже стал его образом жизни, без него он не может. И несмотря на руководящую работу, ему удается регулярно выкраивать время на тренировки три-четыре раза в неделю. В приключенческие гонки Юрий пришел из ориентирования. Первые соревнования давались очень нелегко — организм не был готов к такой длительной работе: «Сначала через 17–18 часов мы просто умирали, а потом начали готовиться, и бегать стало легче. Раньше после финиша я думал: «Все, больше никогда в жизни больше не буду участвовать в этих гонках!» Сейчас это норма, уже привык».

Сегодня приключенческие гонки проводятся круглогодично, и не только в мире, но и в России. Неутомимые искатели приключений заранее выбирают мероприятия, которые им хотелось бы посетить, составляют примерный график. Ведь если ехать на экспедиционную гонку за границу, нужно успеть получить визу, договориться насчет отпуска на работе, прикинуть бюджет и т. д. Финансовая составляющая часто определяет вероятность поездки на ту или иную гонку, и далеко не каждый может себе позволить регулярно тратить по нескольку тысяч долларов на такие путешествия. Многим по этой причине приходится довольствоваться участием в российских эвентах или вообще никуда не ездить.

Марина Исхакова (Санкт-Петербург), стоявшая у истоков развития мультиспорта в России, свой опыт участия в международных гонках впоследствии перенесла на организацию целого ряда соревнований, а также создала Федерацию мультиспорта и экстремальных гонок Санкт-Петербурга.

Вот что рассказала Марина: «Я начала заниматься мультиспортом в 2000 году. Как и все очень важное в жизни, это было стечением многих счастливых обстоятельств.

Я бегала за Сборную России по ориентированию и готовилась к Чемпионату мира, когда меня пригласили стать навигатором первой российской команды на самой известной в то время экспедиционной гонке Eco-Challenge. Гонка проходила на малазийском острове Борнео, и наша команда сошла через 400 км, не дойдя 100 км до финиша. Если бы мы тогда прошли трассу до конца, я думаю, ничего бы дальше и не было. Но наш вылет требовал реабилитации! Первый месяц, вспоминая все ужасы гонки, я думала, что никогда больше не решусь участвовать. Но через месяц появилась мысль: «Надо попробовать снова, мы дойдем до финиша!»

В мультиспорте меня привлекают всего три вещи: то, что гонки проходят в новых удивительных местах, что ты участвуешь в составе команды из близких и интересных тебе людей, и то, что ты постоянно узнаешь новое о себе и о пределах своих возможностей.

Какие у меня самые яркие впечатления?

О них всегда трудно говорить. Они или от последней гонки, или совершенно несравнимы, как вершина Эвереста и дно Мариинского желоба. Но все же в топ-3 я включила бы моменты, которые мгновенно встают перед мысленным взором, когда закрываешь глаза. Это старт гонки Eco-Challenge в Малайзии, когда 100 древних малазийских парусников-пераху кинулись в волны океана, а Марк Бернетт, директор гонки, кричал вслед: «Смотрите по сторонам, такого вы больше никогда не увидите!» Потом гонка в Китае, когда мы бежали по вырезанным в земле лестницам среди чайных плантаций. Тысячи ступеней за день. Словно медитация… А еще джунглевые леса на крошечном острове Реюньон в Индийском океане. Сам остров 50 на 50 км, и мы выбегали то к одному, то к другому океанскому побережью.

В 2002 году была создана Федерация мультиспорта и экстремальных гонок Санкт-Петербурга. Это было логичное продолжение моей мечты — принести фантастический и нереальный мир гонок в Россию, чтобы как можно больше людей узнало, что есть такой вид спорта, образ жизни, образ мыслей. Наша федерация стала первой организацией в России, которая начала развивать мультиспорт. Первые годы было немало сложностей, в том числе и из-за медленного и противоречивого становления российской экономики. В 2002 году далеко не у каждого был горный велосипед. На гонки собиралось 20–30 команд из двух человек, и это уже казалось ошеломительным успехом».

В почете качественное и дорогое

Очень тщательно опытные мультиспортсмены подходят к выбору одежды и снаряжения. Особенно те, кто претендует на подиум. Для них важна каждая мелочь, ведь потом она может стоить драгоценных секунд.

Марина Исхакова: «Осознание важности хорошего снаряжения приходит с ростом мастерства и с опытом участия в западных гонках. Не надо скрывать, что у наших спортсменов буквально срывало крышу от новизны, смелости идей, обилия и продуманности экипировки зарубежных команд. В мультиспорте экипировка имеет очень большое значение. Важны и минимальный вес, и качество тканей, и функциональность. В мире уже выделились бренды, которые развивают специальный ассортимент для мультиспортсменов».

Одна из наиболее сильных мультиспортивных команд России — Nike ACG. Ее спортсмены регулярно участвуют в приключенческих гонках, занимая призовые места.

Об используемом Nike ACG снаряжении рассказывает член команды Иван Петров, генеральный директор компании Smart Action: «Практика показывает, что обычное снаряжение в наше время уже не может конкурировать с профессиональным. Наша команда использует самую качественную и дорогую экипировку, снаряжение и одежду.

Взять, например, велосипеды. Железный конь должен быть всегда на ходу. Не дай бог ему сломаться на 400-километровой гонке, когда до финиша осталось ни много ни мало 150 км. Здесь уже пешком, с велосипедом на плече не дойдешь. Со стороны кажется, что то, что иногда приходится претерпевать железным коням и их всадникам, выдержать невозможно. Но выдерживают и занимают высокие места на пьедесталах. И все благодаря тому, что конь не простой, а качественный! Стоимость профессиональных гоночных велосипедов (кросс-кантрийных маунтин-байков), на которых выступают спортсмены нашей команды, — 70–130`тыс. руб.!»

В последнее время на водных этапах команда Nike ACG использует двухместные пластиковые каяки эстонского производителя Tahe Marine. В России такие модели вообще не продаются. Оценив преимущества, почти такую же лодку приобрел и знающий толк в хорошем снаряжении Юрий Бородулин. Он может себе это позволить. За ярко-оранжевыми пластиковыми красавицами ему специально пришлось ехать в Эстонию, не пожалев ни времени, ни денег. А стоимость каждой из них — около 1400 евро!

Иван Петров: «Вроде бы байдарка как байдарка. А вот когда вы выходите в бухту залива или на широкую гладь большого озера, то все встает на свои места. Байдарка нашей команды уверенно начинает отрываться от преследователей. Почему? Все дело в качестве и надежности. Жесткая конструкция не позволяет волнам гасить скорость. Более того, обеспечивает более четкое разрезание волн. И это еще не все. Анатомическое сиденье, удобная спинка, емкости непотопляемости (они же герметичные отсеки для вещей), упоры под ноги и чувствительная рулевая система — все это способствует комфорту и надежности в длительных переходах.

Раз уж заговорили о байдарке, упомяну и про весла. Держали ли вы когда-нибудь в руках гоночное весло профессионального гребца? Его практически не чувствуешь. И когда берешь разборное алюминиевое весло, понимаешь разницу. А если предстоит грести часа четыре? Отсюда и результат. Весла наша команда специально заказывала у питерских мастеров. Стоимость каждого — 3500–5000 руб.»

В ряде мультигонок спортсмены используют GPS-навигаторы. Это существенно облегчает передвижение по трассе и поиски контрольных пунктов. Впрочем, желающим получить такое подспорье при ориентировании придется раскошелиться: стоимость хорошего и надежного прибора GPS составляет от 17 до 25 тыс. руб.

Иван Петров: «GPS (прибор спутникового глобального позиционирования) — это возможность определения в любой момент, в какой точке вы находитесь. Более того, он позволяет рисовать на карте все передвижения».

Поскольку движение по трассе не прекращается и в темное время суток, каждый участник должен позаботиться об осветительных приборах.

Иван Петров: «Нужен для приключенческих гонок и налобный фонарь. Причем важен его вес, дальность светового луча и продолжительность работы батареек. Необходима и герметичность, так как зачастую приходится плавать. Оптимальным, на наш взгляд, сегодня можно считать фонарь Petzl MYO XP (цена около 3000 руб.).

Конечно, есть фонари с более ярким лучом, но у них значительно короче период работы батарейки. Плюс тяжелее аккумулятор, который нередко приходится класть в рюкзак».

В списке обязательного снаряжения встречаются альпинистская обвязка, веревка, карабины, самостраховка, жумары, спусковое устройство, спасжилет, гермомешок для вещей и др. Иногда участникам не обойтись и без гидрокостюмов. Помимо всего этого, необходимо обзавестись хорошей обувью, одеждой, палаткой и спальником. Можно, конечно, попробовать пробежаться по дистанции в кедах и джинсах, но первое же болото, брод или дождь поубавят энтузиазма у желающих сэкономить.

Иван Петров: «Все члены нашей команды выступают на гонках в одежде Nike ACG. Если не принимать во внимание марку, то о функциональности можно сказать следующее. Всегда надевается качественное термобелье, потом, в зависимости от погоды, флисовая кофта (иногда флисовые штаны), далее — ветро-влагозащитный слой с мембраной. Разброс цен очень велик: от 1500 руб. за термобелье до 18 тыс. руб. за ветро-влагозащитный костюм.

Что касается палаток, то мы используем кемпинговую и гоночную палатки. Кемпинговая палатка CAMP (цена примерно 10 000 руб.) рассчитана на четырех человек; в ней большой тамбур, в котором можно поставить раскладной столик и спрятаться от дождя и непогоды. Практически у каждого производителя есть кемпинговые палатки, и они все примерно одинаковы по качеству и цене. Другое дело — гоночная палатка. Для нее очень важны вес и размер. В нашей гоночной палатке четверо помещаются только боком, тесно прижавшись друг к другу. Она однослойная, быстро разбирается и собирается. Вряд ли кто-то будет использовать такую для отдыха».

Профессиональных мультиспортсменов не существует. Для большинства участников приключенческие гонки — это хобби, на которое они копят деньги, тратят свои выходные дни и отпуска. Впрочем, многие «завсегдатаи» мультиспортивных подиумов имеют разряды и звания по каким-то видам спорта. А вот еще одно наблюдение: в мультиспортивной элите России немало весьма обеспеченных людей, владельцев собственных фирм, генеральных директоров, топ-менеджеров. О чем это говорит? О том, что у них есть возможность покупать дорогое и качественное снаряжение, которое существенно влияет на результат? Или, может, о том, что у тех, кто готов к любой, самой неожиданной, ситуации, больше шансов достигнуть успеха в бизнесе? Попробуйте поучаствовать — и вы все сами поймете.

Примечание

НА ЗАМЕТКУ

Календарь соревнований по мультиспорту и ориентированию на август

8–9 августа

Мультиспортивная гонка «Три-О-Тлон»

22 августа

Соревнования «ПоБеГи Петергоф»

29 августа

7-й этап Кубка Санкт-Петербурга по рогейну

30 августа

GPS-ориентирование «Малиновый лабиринт»

В избранном В избранное
1877
Предложения