Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Лихая барская забава

Загородный отдых / 27.11.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Что мы знаем об охоте с борзыми собаками? Это наша национальная традиция, прерогатива русской аристократии, страсть, будоражащая сердца современных охотников. Аристократичные и элегантные русские псовые борзые многократно запечатлены в шедеврах мирового искусства. Кисть художника, рука скульптора, перо писателя, конечно, не могли оставить без внимания столь эффектное зрелище.

В памяти всплывает старинная поговорка: «Соколиная охота — царская, псовая — барская, а ружейная — псарская». С собаками охотились не столько ради добычи зверя, сколько ради захватывающего процесса. Это было своеобразное состязание, в котором охотники выясняли, чьи борзые резвее и поимистее. А тех, кто на первый план ставил именно добычу, убивая зверя из ружья, презрительно называли «шкурятниками».

Примечание

Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чём свет уж на конях сидят,

Борзые прыгают на сворах...

А. С. Пушкин

Жива ли сейчас лихая барская забава? И сохранились ли у нас настоящие русские псовые борзые, без примеси иностранных кровей?

В окрестностях Петербурга вы наверняка встречали компании охотников с борзыми собаками, которые, растянувшись в шеренгу (в охотничьей терминологии это называется «равняжка»), прочесывали поля в поисках зверя. С открытием полевого сезона такое зрелище можно наблюдать буквально каждые выходные… если, конечно, погодные условия благоприятны. Бизнес-тренинг Санкт-Петербург — это разновидность обучения, цель которой развитие трудовых знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника.

Особенности национальной охоты

«Псовая охота — лихая забава наших предков — еще в настоящее время тешит сердца охотников, дорожащих заветами старины, поддерживающих породы кровных борзых и гончих собак и все традиции этой благородной забавы как в правилах езды с комплектными охотами, так и в строгом употреблении охотничьего языка (терминологии) при рассказах или описаниях этих охот», — это цитата из книги Д. П. Вальцова, вышедшей почти 100 лет назад. Канули в Лету комплектные охоты, борзятникам теперь приходится передвигаться не на лошадях, а на своих двоих, но тем не менее эти слова не потеряли своей актуальности.

Примечание

Название «псовые» русские борзые получили от слова «псовина» — то есть волнистая шелковистая шерсть.

Генерал Вальцов в течение многих лет был управляющим знаменитой Першинской псовой охоты, существовавшей в конце XIX — начале XX века. Эта охота принадлежала императору Николаю Николаевичу Романову и была известна не только в России, но и за рубежом. По составу и организации она стала своеобразным эталоном, несмотря на то что возникла уже после «золотого века» отечественных псовых охот.

Д. П. Вальцов: «Во времена крепостного права, до 1861 года, когда большинство дворян жили в своих поместьях, в редкой барской усадьбе не было борзых собак. Богатые охотники держали комплектные охоты, то есть стаю, а иногда и две, гончих собак, выставлявших зверя из его лесных убежищ (островов) в чистые поля, и различное, смотря по величине охоты, количество свор борзых, преследовавших и ловивших выставленного в поля зверя. До каких крупных размеров доводили свои охоты некоторые помещики, видно из примера смоленского охотника Самсонова, у которого комплект псарни был 1000 собак и который гордо подписывался: «первый охотник России». Охотники победнее держали только несколько свор борзых…»

В целом псовая охота в России развивалась по синусоиде. В результате событий 1861 года она пришла в упадок. Только самые страстные охотники не смогли расстаться со своим увлечением, да и они были вынуждены уменьшить поголовье собак.

Д. П. Вальцов: «Если бы в 1873 году инициативой псового охотника Василия Алексеевича Шереметева не было основано в Москве Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, объединившее псовых охотников примосковских губерний, давшее им возможность познакомиться друг с другом, а главное, с тем, что уцелело в разных охотах от прежних, когда-то знаменитых псовых борзых, эта старинная русская порода собак могла бы совсем исчезнуть в нашем отечестве».

После революции 1917 года русские псовые борзые были объявлены «господскими» собаками, которые подлежали истреблению. Большая часть поголовья была вывезена за границу, а опустевшие здания и сооружения охотничьих подворий разрушены и сожжены. И лишь в 90-е годы ХХ века начался новый виток истории этой породы.

Куда дует русский ветер?

Изначально в нашем городе были два крупных кинологических центра разведения охотничьих собак: Клуб кровного охотничьего собаководства при Ленинградском областном обществе охотников и рыболовов (ЛООиР) и клуб при Военном окружном обществе охотников (ВООО). После 1995 года былая мощь этих гигантов сильно пошатнулась, так как из их состава вышли довольно много однопородных клубов, в том числе и клубов борзых собак. С течением времени многие из них прекратили существование, а некоторые разделились на несколько новых. На сегодняшний день разведением русских псовых борзых занимаются четыре однопородных клуба и два многопородных, секция борзых ККОСа и секция борзых КОС «Русский ветер».

Рассказывает Инна Кулькова, председатель клуба охотничьего собаководства «Русский ветер»: «Наш клуб был организован в 1995 году. Единомышленники-борзятники вышли из состава секции борзых ККОС ЛООиР и объединилась в питомник борзых собак «Русский ветер». Такая необходимость возникла из-за того, что разведение борзых чисто русского происхождения (и так очень малочисленной группы) было ориентировано на поглощение импортными кровями. Это неминуемо привело бы к исчезновению гордости России — русской псовой борзой в ее первозданном виде (что и произошло).

В 1970-х годах начался активный ввоз импортных производителей, оправдываемый тем, что во время революции все лучшие собаки из известных охот России были вывезены за рубеж. Это утверждение, не подкрепленное документально, возымело действие на деревенских охотников, тем более что оно исходило от московских мэтров псовой борзой. Реклама из Москвы распространилась по псовым охотникам всех губерний и областей. Таким образом, на сегодняшний день борзых собак, происходящих непосредственно от царских охот и самой знаменитой Першинской охоты, без участия европейского или американского племенного материала, около 60 голов во всем мире. И в нашем клубе их больше всего — 47».

Теперь понятно, откуда в названии клуба слово «русский». А почему «ветер»? Оказывается, Ветер — это кличка выдающегося чемпиона породы, родоначальника всех собак клуба.

В 1998 году питомник борзых «Русский ветер» был реорганизован в одноименный клуб охотничьего собаководства и в нем появились другие породы охотничьих собак: русские гончие, русские пегие гончие, немецкие охотничьи терьеры (ягд-терьеры), фокстерьеры и западно-сибирские лайки. Целью создания клуба, помимо сохранения и преумножения борзых чисто русских кровей, является также закрепление и улучшение замечательных рабочих качеств собак этого типа.

Борзая — это спортсмен

При проверке рабочих качеств у большинства охотничьих собак добыча зверя, то есть его отстрел, совсем не обязательна. Испытания с последующей выдачей наград и дипломов по охоте как на подсадного, так и на вольного зверя могут проводиться круглый год. А вот с русской псовой борзой все по-другому. Дело в том, что это единственная ловчая порода, поэтому любые испытания приравниваются к охоте. Официально сезон охоты на зайца и лису с борзыми собаками открывается в октябре и длится до конца февраля. Так что для подготовки и тестирования собак есть лишь 2–3 месяца в году.

А если из этого вычесть непригодные для испытаний условия, такие как мороз ниже 10 градусов, снег глубиной более 10 см и наст, то в общей сложности в условиях Ленинградской области с борзой в поле можно провести не более одного месяца.

Инна Кулькова: «За это короткое время собаки должны успеть войти в форму и показать высокие результаты на испытаниях и состязаниях. Ведь борзая — это спортсмен, и она должна быть в тренинге постоянно. Вот еще одно объяснение того, почему мы так радеем за сохранение чистоты русской крови у наших собак. Зарубежная борзая не участвует в охоте на вольного зверя, так уже закрепилось генетически. Это шоу-собака, которая должна красиво пробежать круг по рингу и эффектно встать в стойку перед экспертом. Все охотничьи инстинкты у нее почти погашены — они создают слишком много проблем владельцам. Многие борзые уже напоминают сенбернаров с мордой колли. Представляете, лежит такая огромная лохматая собака на газоне возле загородного дома, а мимо идет мадам с мопсом. Если бы этот огромный «борзой» решил поохотиться на мини-собачку, то его хозяин уже сидел бы в тюрьме. Но псина так и останется лежать, провожая взглядом любую собаку, кошку или зайца.

Максимум, куда заводчик повезет своих питомцев в Европе или на Западе, — на бега. Это, конечно, тренировка, но весьма условная. Бегая за тряпочкой, выступающей в роли зайца, собака скорее играет, чем работает. Ведь оператор машины, которая тянет приманку, всегда должен держать ее на определенном расстоянии от собаки. Устала собачка — «побежала» медленнее и тряпочка. Но такого никогда не будет в реальных условиях. Заяц порой так выматывает борзых ускорениями и резкой сменой направления движения, что в начале сезона они не могут бежать уже после двух-трех проскачек.

А наши собаки отличаются от «импортных» как раз пылкостью, то есть желанием овладеть добычей. Когда настоящие борзые видят зверя, то бегут до тех пор, пока могут передвигаться, и иногда даже умирают в поле от сердечного приступа».

Инна вспоминает случай пятилетней давности на испытаниях в Тамбовской области: «Третий день подряд выходим в поле. Собаки уже не тянут на сворках, но внимательно следят, не встанет ли где косой. Каждая проскакала по два раза, да и мы сами передвигаемся с трудом, проваливаясь в грубые отвалы неборонованной пашни. Идем и рассуждаем, что если сейчас встанет заяц, то отпускать собак не будем, а то «сожжем» («сжечь» борзую можно, если нетренированную, сняв с дивана, вывести в поле и дать три-четыре проскачки, — тогда ей можно легко посадить сердце и легкие). И в эту самую минуту заяц поднялся с дневной лежки. У двух идущих в равняжке не выдержали нервы, и они сбросили своры. По зайцу заложились две борзые, кобель и сука. Их скачка была как в замедленном кино. Уставшие собаки старались изо всех сил, но, споткнувшись в отвалах пашни, оба перекувырнулись через голову. Сначала кобель — кобели крупнее и тяжелее сук, и скакать в таких сложных условиях им очень трудно, — а затем и сука. Видимо, это охладило их пыл, да и усталость сказалась. Вся равняжка замерла в ожидании.

И вдруг, поднявшись после кульбита, собаки завыли, глядя на уходящего от них косого. Раздался всеобщий хохот — такого мы еще не видели!»

Примечание

Русская псовая борзая — это не только удивительная красота, но и огромная ответственность. Будучи ее владельцем, нельзя ограничиваться короткими прогулками на поводке вокруг дома. Охотничья собака всегда должна быть в тонусе, и нужно поддерживать ее рабочие качества, регулярно выезжая в поля и на испытания.

Это, конечно, требует так много времени, что в конечном итоге становится образом жизни владельцев.

Впрочем, те, кто заводит борзого щенка, изначально к этому готовы. С открытием охотничьего сезона вопрос «Чем бы заняться в выходные?» становится для борзятников неактуальным. При этом у каждого владельца должен быть охотничий билет и путевка на охоту. Путевки начинают выдавать за две недели до официального открытия сезона. Правда, поднять зайца на полях Ленобласти в последние годы стало проблематично. Ежегодно петербургские борзятники вынуждены выезжать туда, где еще сохранилась «достаточная плотность зверя». И если лет пять назад можно было выехать в Саратовскую, Тамбовскую или Воронежскую область, то сейчас и там со зверем стало напряженно.

Собака-мечта

Инна Кулькова: «Борзая необъяснима, как и все русское. При всей своей красоте и элегантности, это самая быстрая и самая сильная собака. Наши предки выводили эту породу для охоты как на зайца, так и на волка. И им удалось совместить несовместимое: силу и скорость. В мире нет подобных пород, у всех узкая специализация. А настоящая русская борзая способна справиться с мастифом и догнать уиппета. Уникальна и психика борзой — очень спокойной, почти флегматичной дома и необычайно активной, возбужденной в поле».

Говорить об этих русских красавицах Инна может бесконечно. Ее детская мечта стала реальностью, превратилась в увлечение, которому она посвящает все свободное время. Первая борзая по имени Зарок появилась у нее еще в школьные годы, в 11-м классе. Маленький и нескладный щенок превратился в шикарного кобеля — чемпиона, обладателя многочисленных титулов, дипломов и кубков. Прямо как в сказке о гадком утенке! Именно с Зарока все и началось. С тех пор в ее городской квартире сменилось уже несколько поколений борзых.

Примечание

Словарь псового охотника

Жадная к зверю — борзая, азартно и упорно преследующая зверя.

Заводчик — охотник, занимающийся разведением, выращиванием и воспитанием породистых собак.

Заполевать — добыть на охоте зверя или дичь.

Заложилась — борзая поскакала в направлении бегущего зверя.

«Борзые пометили цвелого русака и заложились» — так говорят, если борзые увидели убегающего зайца и помчались за ним.

Комплектная псовая охота — охота с полным комплектом борзых, гончих, лошадей и обслуживающего персонала.

Красный зверь — лисица, волк.

Красное поле — охота с борзыми, когда удалось взять волка или лисицу.

Лихая — борзая исключительной резвости, молниеносно настигающая и надежно берущая, способная догнать любого зверя по любому грунту.

Поле — охота с борзыми или гончими.

Полевые испытания — проверка (экзамен) охотничьих качеств собак, а также определение их пригодности в качестве производителей.

Потащила — борзая схватила зверя и не сразу остановилась.

Поимистая — борзая, без промаха берущая зверя.

Протравить — упустить зверя.

Равняжка — шеренга охотников с борзыми на сворах, идущих (или едущих верхом) на определенном расстоянии друг от друга (таким образом они прочесывают местность). Перед кем зверь поднимется, тот и пускает свору.

Свора — 1) борзые, идущие с охотником, от одной до четырех; 2) любое количество борзых, принадлежащих одному человеку; 3) совокупность борзых, лошади и охотника как охотничьей единицы; 4) ремень-сворка, на которой водят борзых собак.

Сосваривать — приучать борзых ходить вместе.

Сосворить — подобрать в свору борзых одинаковой резвости.

«С полем!» — обращение к охотнику, добывшему птицу или зверя.

Слово экспертам

Инна Кулькова, председатель клуба охотничьего собаководства «Русский ветер»:

Меня просто завораживал внешний вид этой непохожей на других собаки. Высокая, элегантная русская красавица. Я мечтала иметь такое чудо! Щенка мне продали при условии, что я буду выезжать с собакой в поля. Конечно, я пообещала. Но представить себя в роли охотника не могла, считала, что поле — это точно не для меня. Уговаривала себя, что для любимой собаки смогу один раз в год выехать на испытания. И вот настал этот момент! Тогда специально собрали таких, как я, «зеленых» охотников с годовалыми собаками, чтобы показать и нам, и им настоящего зверя.

Встав в пять утра, я на перекладных добралась до Балтийского вокзала и села в электричку. Я отлично помню тот день. Раннее осеннее утро. Над полем зеленки стелется легкий туман. Далеко на горизонте полоска леса. Небо висит низкое, свинцовое… Нам объяснили основные правила: как идти, как пускать собаку, какие должны быть расстояния. Я, конечно, ничего не запомнила. И вот наша «зеленая» равняжка тронулась по команде эксперта. Через час хождения по полю в моих сапогах хлюпала вода, а штаны насквозь промокли от росы. Я уже проклинала это мероприятие, и вдруг мой Зарок сильно дергает свору. Поднимаю глаза. Как прикинуть расстояние до зверя или определить, напротив какого номера место подъема? Это была для меня непосильная задача. Я крепче сжала руку со своркой, глядя на быстро убегающего зайца. Конечно, от эксперта я услышала не самые лестные отзывы, но дальше идти стало веселее. И вот опять свора натянулась. Поднимаю глаза, отпускаю руку и…. То, что было дальше, не передать словами! Все длилось пару минут. Передо мной до сих пор та картина осеннего поля, желтой стерни, пересеченной ярко-зелеными озимыми, и на фоне леса летят борзые — белые и красно-пегие. Такая красота, что забываешь про все! Сразу всплывают строки Розенбаума: «Борзые стелют, доезжачих крик…» В тот день перед нами прошло еще несколько таких картин. Были и зайцы, и яркая красная лиса. И поездки в поля у меня стали регулярными.

В избранном В избранное
3841
Предложения