Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Фабрика здоровых идей и домов

Каркасные, панельные, щитовые дома / 28.11.2009

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Именно так можно охарактеризовать концепцию строительной компании, стабильно входящей в тройку ведущих производителей деревянных домов Германии. Минувшей осенью ее представители пригласили в гости журналистов, чтобы поделиться планами предстоящего выхода на российский рынок. По словам российского партнера «Бауфриц» (Bau-Fritz GmbH) Константина Юрченкова, компания рассчитывает занять определенное место в сегменте деревянных домов премиум-класса.

Отметим сразу, что увиденные нами в альпийских предгорьях Баварии «элитные» деревянные дома разительно отличаются от таковых в наших пригородах. «Византийские» представления россиян о «недвижимой роскоши» в Германии не в почете. К тому же российские архитекторы и их заказчики часто убеждены, что каркасный дом (а коттеджи от «Бауфриц» — это именно каркасные дома) вообще не может быть ни элитным, ни даже коттеджем бизнес-класса. Производители из Баварии настойчиво и последовательно опровергают это расхожее убеждение. В ходе пресс-тура хозяева то и дело предлагали журналистам что-нибудь покритиковать и подвергнуть сомнению.

И это правильно: с сомнениями и критическими взглядами лучше столкнуться заранее, чтобы выйти на рынок уже с соответствующей «прививкой» от скепсиса потребителя.

Дома от законодателя домостроительной моды из Баварии для современного российского домовладельца действительно непривычны. И это даже несмотря на то, что, к примеру, разрабатываемые в этих краях автомобили всем известной марки уже давно являются для нас образцом комфорта, респектабельности и надежности.

Элитный каркас баварского домпрома

Для начала господин Чарли Мюллер (журналистам его представили как «главного идеолога» «Бауфриц») предложил посетить «парк идей», в который приводят будущих домовладельцев. На живописном рельефе перед «проходной» фабрики (в кавычках, потому что традиционной проходной в нашем понимании здесь нет) выстроены «образцовые» дома, в некоторых из них все окна и стены разные. Каждый заказчик может выбирать и сравнивать проекты, интерьерные, экстерьерные и технические решения. Итак, что же сегодня модно у просвещенной публики, бизнесменов и твердо стоящих на ногах представителей среднего класса?

Прежде всего в Германии котируется все натуральное и естественное. Эта тенденция находит отражение как в экстерьерах, так и в интерьерах современных домов. Снаружи «модные» коттеджи чаще всего отделываются деревом. Причем количество следов сучков у облицовочной вагонки порой такое, что ретивый российский прораб, работающий с «денежным» заказчиком, забраковал бы. В отличие, к примеру, от финнов, иногда доводящих поверхность древесины до «пластмассового» состояния, немцы не относятся к обработке столь фанатично, однако любят острые грани и прямые углы.

Примечание

В интерьерах популярны белые стены, открытые пространства, перегородки-трансформеры. Словом, минимализм с элементами хай-тека, но всего этого в меру: ничто не должно утомлять и стеснять движение.

К слову, в коттеджах от «Бауфриц» всегда грамотно, с уважением к пожилым домочадцам вписаны лестницы (никого не хочется обижать, но далеко не все европейские и тем более российские строители коттеджей придают этому вопросу такое значение). Но, будучи выверенной и рассчитанной до мелочей, такая лестница иногда становится настоящим произведением искусства. В отделке «образцовых» домов от «Бауфриц» можно встретить и необрезную доску, как бы брошенную на стену с небрежностью художника, и перегородку, отделанную теплым на ощупь натуральным серым войлоком: такая комната в мансарде — как уютный свитер.

Кроме того, здесь широко используется все то, что мы называем элементами «умного дома» и считаем дорогой экзотикой: дверная ручка, которая «узнает» хозяина по отпечатку пальца, окна, которые сами закрываются, когда включается кондиционер, жалюзи, автоматически опускающиеся навстречу палящему солнцу. На террасе со стеклянной крышей cabrio (она поднимается вверх с нажатием кнопки, хотя все системы могут управляться и голосовыми командами) предлагается установить джакузи.

Эргономика дома складывается из множества продуманных и работающих мелочей. Белье из расположенной в мансарде ванной комнаты по специальному транспортировочному туннелю будет доставлено в прачечную, к стиральной машине, установленной в цокольном этаже. Газон перед домом доверен косилке с дистанционным управлением, а уборка помещений — автоматическому пылесосу…

Но все это не главное. Главное то, что словосочетание «элитный коттедж» означает для обитателей этого уголка Европы, не роскошный, а в первую очередь экологичный и здоровый дом. А также (внимание!) рациональный, экономичный и не загрязняющий окружающую среду — ни в стадии производства, ни при эксплуатации. Стало быть, «элитарий», в представлении жителей Альпийских предгорий, это человек прежде всего просвещенный, который заботится о здоровье окружающих. Вот в этом-то и заключается принципиальное различие между тамошним и российским представлениями об элитарности. «Элитный» дом в Германии может позволить себе и представитель среднего класса (не любой, конечно).

Примечание

С технологической точки зрения дом от «Бауфриц» являет собой обычный (в нашем представлении не слишком популярный) «каркасник». Однако он собран и скомпонован только из экологичных материалов.

Главная сегодняшняя фишка — внутренняя отделка гипсокартоном с тонким слоем углерода. Облицовочные панели являют собой заземленный контур: просвещенные немцы боятся вредных электромагнитных излучений. Мобильный телефон в таком доме не работает (самому довелось проверить), да и вообще его лучше выключить: в беспокойных поисках доступной сети, он сажает аккумулятор и излучает неполезные волны. Чтобы позвонить другу, партнеру или родным, надо выйти на улицу. Но звенящий от свежести воздух Альп к этому располагает. Если же обитателям дома нужно быть на связи, им предлагается установить на крыше антенну, а в гостиной классический проводной телефон. Популярные у нас квартирные радиотелефоны стандарта DECT здесь тоже уже не в почете, и по той же причине. Зато каким украшением интерьера, оформленного в традициях минимализма, становится телефонный аппарат с диском, отделанный медью и древесиной ценных пород! Он словно подчеркивает, что в этом доме никуда не спешат и ценят время. И радиоприемник здесь работать не будет, но он и не нужен: разработчики предлагают проектировать медийные системы вместе с домом. Еще одна особенность сегодняшнего дня — отказ от «теплых полов» в пользу труб в стенах, наполненных жидким теплоносителем. Теплые полы, дескать, провоцируют варикоз и простудные заболевания, поскольку создают настолько комфортные условия, что вне утепленного помещения организм получает серьезный стресс.

По данным маркетологов, покупателями дома от «Бауфриц» становятся в основном семейные пары, в которых мужу 40–45 лет, а жена лет на десять–двенадцать его моложе. По всей видимости, именно в таких семьях всерьез думают о здоровом доме.

«Заболеть» здоровым домом

Компания Bau-Fritz GmbH основана в 1896 го­ду и, по сути, в течение последующих восьмидесяти лет была столярной мастерской и бригадой плотников, возводивших крестьянские дома, сельскохозяйственные постройки, колокольни, стропильные конструкции и готовые элементы каркасных зданий. Как говорится, не было бы счастья — несчастье помогло. Это именно о компании «Бауфриц». По всей видимости, фирма, созданная в позапрошлом веке, так и осталась бы крепким семейным предприятием, если бы в 1975 году у супруги представителя третьего поколения владельцев Хуберта Фрица не обнаружили серьезное онкологическое заболевание. Это сообщение буквально перевернуло мировосприятие главы бизнеса: с того дня он тоже «заболел» идеей дома, надежно защищающего обитателей от вредных воздействий.

Примечание

В годы бурного индустриального развития экология еще не была столь востребованной и популярной дисциплиной, но разработки Хуберта Фрица вызвали огромный интерес: оказалось, что здоровый дом — мечта многих и многих. С того момента производство стремительно развивается, а разработки харизматичного господина Фрица отмечаются всевозможными дипломами, сертификатами и призами ведущих германских изданий.

Имя Хуберта Фрица упоминалось в российской научно-популярной и отраслевой периодике задолго до выхода компании на отечественный рынок, причем именно благодаря реализованным им идеям здорового дома. Еще в конце прошлого века, в период бурного развития телекоммуникаций и мобильной связи, он предложил строить жилые и офисные здания, защищающие людей от «электромагнитного смога». Исследования показали, что защитные панели XUND-E, предложенные компанией, позволяют на 95–99% снизить воздействие электромагнитных излучений. Изначально такие дома предлагались тем, кто живет или работает близ высоковольтных линий и радиопередатчиков, но сегодняшние исследования медиков показывают, что разрушающий здоровье электромагнитный смог действует даже в тихих альпийских деревушках, которые нам довелось посетить.

Еще одна разработка, сделавшая Хуберта Фрица известным далеко за пределами Баварии, — его особые энергопассивные дома. Надо отметить, что европейские идеологи домостроения уже давно одержимы идеей строительства зданий, не требующих затрат на отопление, однако используют при этом бетон, стекло и не всегда полезные для здоровья полимеры. Но создать дом-термос — значит обречь себя на решение еще одной непростой задачи: заставить этот дом «дышать» и избавить его от накапливающихся в воздухе химических примесей, которыми «фонят» некоторые строительные и отделочные материалы.

В «Бауфриц» делают ставку на древесину, натуральные антипирены и антисептики, а также безотходные технологии. Стены и перекрытия утепляют древесной стружкой, которую обрабатывают молочной сывороткой и содой. Этот чудесный по своим свойствам материал, производимый из отходов баварских фабрик, — особая гордость технологов.

Отметим, что все вышеназванное — не просто идеи, возникшие, что называется, в озарении. За многочисленными патентами, экологическими сертификатами и дипломами архитектурных конкурсов ежедневный труд целой армии ученых, технологов, архитекторов и дизайнеров, объединенных идеей здорового, красивого и удобного дома. На эту индустрию в Баварии работают лаборатории, институты и архитектурные бюро.

В 2004 году Хуберт Фриц торжественно отошел от дел, передав управление фабрикой «молодежи» — дочери Дагмаре Фриц, однако идеология производителя осталась прежней. Но первые годы XXI века для строительной индустрии Германии оказались периодом спада, и в новых условиях представители четвертого поколения управленцев сделали акцент на инновационных разработках и менее демократичных домах. В таком решении, конечно, был разумный риск. Но он принес плоды в виде очередной серии серификатов, дипломов и побед на архитектурных конкурсах.

Внешний и внутренний рынки

В этом году компания впервые назвала экспорт в числе своих приоритетов. Основные направления экспансии — Великобритания и Россия. Между тем, по словам Дагмар Фриц-Краммер, задача продвижения продукции в РФ отнюдь не кажется законодателям баварской домостроительной моды легкой и в обозримом будущем компания не намерена строить в России собственное производство. Скорее всего, дело ограничится поставками элементов готовых домов по каталогам.

В заключение немного о печальном. В Германии модный дом от «Бауфриц» могут позволить себе не только банкиры, но и представители среднего класса: врачи, юристы, средние предприниматели. Им адресованы более чем гуманные, по российским меркам, кредитные программы. К тому же в Баварии никому не приходит в голову обносить уютные, сияющие стеклом зимних садов коттеджи трехметровыми заборами. Продавая продукцию «Бауфриц» в России, немцам придется столкнуться с таможенными барьерами, инфраструктурными и транспортными проблемами, неразвитой кредитной системой. И все эти обстоятельства серьезно удорожают добротные и ладные изделия германского «домпрома».

Примечание

По приблизительным оценкам наших экспертов, цена скромного, по европейским меркам, коттеджа (245 тыс. евро) «под ключ» при реализации его в России увеличивается минимум в два раза.

Таким образом, дом от «Бауфриц» в обозримом будущем может оказаться доступен ограниченному кругу просвещенных и при этом весьма состоятельных ценителей немецкого качества в России.

В избранном В избранное
2220
Предложения