Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Экологичный транспорт — не роскошь, а средство… от гиподинамии

Загородный отдых / 25.02.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Разговоры об экологичном транспорте в наше время очень актуальны и всегда на злобу дня. Но речь пойдет не о воздухомобилях, не об электромобилях с электродвигателем или на солнечных батареях, да и вообще не о тех моторизованных представителях транспорта будущего, которые ассоциируются с термином green car. Сегодня в зоне особого внимания транспортные средства с мускульным приводом!

Выбор в пользу биотранспорта далеко не всегда объясняется отсутствием денежных средств. Мы уже писали о бизнесменах, которые, оставив в гараже свои навороченные джипы, добираются на работу на велосипедах. За границей такое явление, конечно, больше распространено, ведь там есть и развитая сеть велодорожек, и специальные парковки, да и отношение автомобилистов к другим участникам движения разительно отличается от российских реалий. Тем не менее безмоторный экологичный транспорт и у нас продолжает пользоваться популярностью (особенно выросшей за последние несколько лет), а его ассортимент постоянно расширяется.

На чем передвигаются энтузиасты биотранспорта

Для начала давайте разберемся, что следует понимать под биотранспортом, и сделаем попытку классификации. В. И. Довиденас в своей книге «Веломобили» дает такое определение: «Транспорт, движущийся благодаря биологической, мускульной энергии, можно кратко назвать биотранспортом. Справедливо различать естественные способы передвижения, созданные природой, и искусственные, придуманные человеком».

С биотранспортом, созданным природой, все понятно — в каждой стране, в каждом регионе он свой: лошади, верблюды, мулы, слоны и т. д. А придуманный человеком? Ролики, коньки, лыжи, велосипед, самокат — все это его типичные представители. Но существует и ряд других, менее распространенных, но очень интересных транспортных средств, также попадающих в эту категорию. У многих перед глазами сейчас наверняка всплывают мастера-самоделкины, неспешно едущие на забавных, любовно собранных «на коленке» механизмах. С некоторыми из них вы наверняка встречались и провожали удивленным взглядом, а то и украдкой фотографировали диковинку. Но есть и другие примеры.

Доводилось ли вам когда-нибудь слышать про гонки на треках и автодромах, в которых участвуют спортивные биомобили? Там все, как на «Формуле-1»: рекорды скорости, сверкающие обтекатели, гонщики в навороченных шлемах, спонсоры, пресса, болельщики, реклама, бурные эмоции и другие обязательные ингредиенты соревнований, на которых разыгрывается призовой фонд несколько десятков тысяч долларов. С виду спортивные модели напоминают космические корабли будущего; они развивают скорость свыше 100 км/ч, а в их производство вкладываются немалые деньги. Да, подобные состязания не для скромных моделей, собранных из подручных средств в кружке «Юный техник». При изготовлении гоночных мускулоходов не обойтись без современных технологий, ультралегких и очень прочных материалов, а также без сложных расчетов, исследований и огромного количества рисунков и чертежей.

15 сентября 2009 года в Неваде во время скоростных заездов на дистанции 200 м канадец Сэм Витингем на веломобиле Г. Георгиева Varna Tempest установил новый мировой рекорд скорости — 132,67 км/ч. А буквально через три дня он побил собственный свежеустановленный рекорд, разогнавшись до 133,284 км/ч!

В мае 2010 года в Англии, на острове Джерси, пройдет очередной чемпионат мира по веломобилям. В программе гонки на 200 м, 3 км, 15 км и часовая гонка.

Одним из основных критериев классификации биотранспорта является среда передвижения. Есть модели, которые можно использовать в нескольких средах; их называют амфибиями (от греч. αμφί — двоякий и βίος — жизнь).

Особое внимание стоит уделить «лежачим» велосипедам, именуемым еще лигерадами, или рикамбент-байками (англ. reсumbent — лежащий), а также их близким родственникам веломобилям. Именно на них-то и устанавливаются рекорды во время гоночных заездов. Но если говорить не о спорте, а о повсе-дневном использовании этих транспортных средств, то и рикамбенты, и веломобили отличаются от стандартного велосипеда одним немаловажным качеством — комфортностью. Что касается разнообразия моделей, то им нет предела: есть и экспериментальные модели, существующие в единственном экземпляре, и многотысячные серийные конструкции.

Примечание

На заметку

Само слово «веломобиль» происходит от двух латинских слов: velox — скорость и mobilis — движущийся.

В ряде стран веломобиль еще называют Human Powered Vehicle (HPV) — то есть транспортное средство, приводимое в движение человеком.

Отличительные признаки веломобиля:

1) кузов или его часть;

2) сиденье со спинкой;

3) колеса (не менее трех), установленные не в одну линию. Наличие хотя бы двух из этих признаков позволяет считать экипаж веломобилем, а не велосипедом.

Виды веломобилей по назначению:

Транспортные (дорожные) — для непродолжительных переездов и перевозки малогабаритных грузов; сочетают в себе комфорт и надежность.

Туристские — для туризма и отдыха, оснащены специальными багажниками, могут иметь прицеп и приспособления для крепления необходимых в дороге вещей. Существуют «семейные» варианты, рассчитанные на двух взрослых и ребенка. Есть также складные и компактные разборные (модульные) модели.

Cпортивные — ориентированы на высокие скоростные показатели, поэтому на первом плане задача минимизации веса и улучшения аэродинамики. Жесткость конструкции высокая, посадка пилота низкая, внешний вид весьма эффектный, и никаких лишних деталей! Подразделяются на шоссейные и трековые.

Cпециальные — конструируются для разных целей, например для доставки почты, перевозки людей или тяжелых грузов («велорикши»), есть специальные модели для людей с физическими недостатками.

Скоростные и комфортные

Рикамбенты — это нечто среднее между веломобилями и велосипедами, так сказать, велосипеды повышенной комфортности. У них отличные аэродинамические характеристики (чем меньше фасадная площадь, тем ниже сопротивление воздушному потоку), удобная эргономичная посадка (наличие упора для спины особенно важно на больших расстояниях), а у короткобазных моделей еще и очень хорошая маневренность. Если вы решили остановиться отдохнуть, то достаточно просто поставить обе ноги на землю, и конструкция становится устойчивой. Закинули руки за голову, вытянули ноги, уперлись в спинку кресла — и сидите себе, загорайте. Но есть нюансы. Дело в том, что передвигаться на рикамбенте лучше по дорогам с очень ровным покрытием, так как все неровности будут сказываться на спине. И в горку на нем забираться сложнее, чем на обычном велосипеде. Что касается разновидностей, то существуют рикамбенты с управлением выше или ниже места пилота, а также с короткими и длинными колесными базами.

Еще более комфортен веломобиль. Если у него есть хотя бы три колеса, то вам не надо ловить баланс — конструкция абсолютно устойчива, а при наличии кузова или его элементов (обтекателя, крыши, козырька) — защищена от непогоды.

Как и горные велосипеды, веломобили пришли к нам из Америки. С 1975 года они появились в Москве, Вильнюсе и на Украине. Но если в США уже в 1980-х годах устанавливались рекорды за 100 км/ч, то у нас это было только начало. В России самый большой Клуб энтузиастов биотранспорта (КЭБ) был создан в Москве в 1986 году. Во времена перестройки веломобильная жизнь у нас в стране затихла и лишь несколько лет назад стала возрождаться. В 2007 году, после продолжительного перерыва, деятельность клуба возобновилась. Теперь, как и раньше, проводятся традиционные еженедельные встречи, а в августе проходят тест-туры по Золотому кольцу, на которые съезжаются участники со всей России. Кроме того, у клуба появился сайт www.etracab.ru — на нем есть и форум, и многочисленные тематические статьи, и информация о крупнейших мировых событиях.

Примечание

На заметку

В 2008 году петербургский клуб «Балтийская звезда» проводил международный веломарафон «Вологда — Онега — Ладога» протяженностью 1200 км. Каково же было всеобщее удивление, когда на старте появился участник из Дании Ян Бушард на лежачем велосипеде! Все остальные на шоссейниках или на маунтин-байках, а он на рикамбенте… И это при наших-то дорогах! Президент клуба Михаил Каменцев тогда сказал: «Боюсь, что он не проедет и половины пути». Но мужественный датчанин не только проехал, но и уложился в норматив. Правда, потом он признался, что хотел сойти в первый же день, но ему удалось пересилить себя, а дальше и дорога стала получше.

Большая часть веломарафона проходила по российской глубинке, для которой рикамбент — это экзотика. Ян Бушард вспоминал: «На своем «лежачем» велосипеде я привык привлекать любопытные взгляды, однако в России это было что-то: у местных при виде моего способа передвижения либо открывались от изумления рты, либо начинались приступы неконтролируемого хохота».

Примечание

Между прочим

В 2008 году в Европе поступили в продажу веломобили под маркой Ferrari. Модель с впечатляющим названием Ferrari FXX Racer оснащена аэродинамическими спойлерами, спортивными покрышками (суперслик), дисковыми тормозами, бортовым компьютером и коробкой передач (есть даже возможность заднего хода). Веломобили Ferrari сделаны по образцу гоночных машин Ferrari FXX. Цена при самой дешевой комплектации — около 500 евро. Но, заплатив на полторы тысячи евро больше за Ferrari FXX Exclusive, вы получите еще и спортивные кресла с ремнями безопасности, литые диски, кожаный руль и уже семиступенчатую коробку передач.

Предприниматель-изобретатель

В нашем городе живут веломобилисты, имена которых известны не только в России. Один из них Игорь Баронас. Предпринимательская деятельность, хобби и спортивные достижения Игоря неразрывно связаны. При этом все они так или иначе имеют отношение к технике, интерес к которой возник у него еще в детстве. Кроме того, он обожает путешествовать. Неудивительно, что одно время основным бизнесом Игоря был импорт автомобилей из Европы: «Это еще и отдых, и туризм, и общение с друзьями». Конечно, импортом автомобилей в России сложно кого-нибудь удивить. А вот увлечение конструированием веломобилей и эксклюзивных велосипедов принесло Игорю заслуженную славу. Благодаря своим уникальным моделям он уже не раз попадал на страницы газет и журналов и на экран TV. Широко освещались в прессе и спортивные достижения Игоря. В 1998 году он с напарником, пройдя жесткий отбор (было 8000 кандидатов!), представлял Россию на международных соревнованиях Camel Trophy. На автомобиле Land Rover Freelander они проехали почти 5 тыс. км по Южной Америке, через Чили и Аргентину, от Сантьяго до мыса Горн.

Несмотря на отсутствие недостатка в комфортабельных автомобилях, по городу Игорь предпочитает передвигаться на двухколесных машинах. Особенно привлекают внимание прохожих, конечно, те уникальные модели, которые он сам придумал и собрал. Причем собрал не ради денег — ради удовольствия! Вообще, жизненный принцип Игоря в настоящее время такой: «Никакие деньги не заменят вам здоровье и душевное спокойствие!» И тем не менее парки Петербурга и области с удовольствием арендуют его веломобили для проката и делают спецзаказы на изготовление чудо-велосипедов. Всего на счету предпринимателя-изобретателя около 30 уникальных моделей. И большинство выкрашено в любимый желтый цвет. По мнению Игоря, это не только красивый, но еще и «дорогой» цвет, поскольку желтым красят дорогие машины: «Когда я занимался продажей микроавтобусов, то желтые продавались лучше. А в 1995 году у барабанщика группы «Зоопарк» я купил Фольксваген «жук» 1966 года выпуска, в техпаспорте которого значился цвет «белая ночь». И поскольку в то время мне нравились «Порше-911» именно желтого цвета, то и «жука» я перекрасил в желтый». Свои автомобили он уже неоднократно перекрашивал. Купленный осенью 2009 года кабриолет BMW Z3 Roadster постигла та же «желтая» участь (а изначально он был серебристым).

Описывать все мускулоходы, созданные Игорем, можно очень долго. Какие-то хранятся дома, какие-то в мастерской, иные давно подарены друзьям. Алюминиевый лигерад был собран для участия в велопробеге по Швейцарии. Туда он так и не поехал, зато отлично проявил себя на велогонке в Горской, а также в тест-туре по Золотому кольцу (Москва — Дмитров — Дубна — Калязин — Углич — Мышкин — Ярославль — Москва), где его создатель выходил на подиум даже два раза (во время пробега проходило еще несколько соревнований). В 200-метровом заезде в Дубне он занял 2-е место, а в гонке на 50 км — 3-е. Правда, на финиш тест-тура Игорь не попал, но лигерад тут был ни при чем. Просто его хозяин спешил на отборочный этап приключенческой гонки Land Rover G4 Challenge (где, кстати, тоже выступил успешно).

Своим самым интересным веломобилем Игорь Баронас считает четырехместный «тяни-толкай» (1986 г.), где двое сидят по движению, а двое против. На гонке, проходившей в Шяуляе четверть века назад в рамках Всесоюзного фестиваля веломобилей, команда завода «Вайрес» во главе с Игорем заняла 1-е место! Наиболее растиражированной (в общей сложности 35 штук) стала трехместная модель веломобиля. Игорь говорит, что таких простых, надежных, легких и красивых конструкций он не встречал. А еще у Игоря есть «Желтый ангел»…

Скоро вновь откроются прокаты, и вы сможете прокатиться на веломобилях, покрашенных в самый жизнерадостный цвет!

Слово экспертам

Игорь Баронас, конструктор веломобилей и эксклюзивных велосипедов:

«Свой первый коммерческий опыт я получил в Литве, в курортном городе Паланга. По совету знакомого веломобилиста, Донатаса, первым начавшего прокат веломобилей в далеком 1986 году, я сконструировал и собрал пять трехместных трехколесных веломобилей и в июле 1988 года начал их прокат. Успех был колоссальный! Многие отдыхающие катались на них с удовольствием. К сожалению, к 1 сентября стало пусто, все родители с детьми — мои первоочередные клиенты — разъехались. Солнце сменилось на дождь, и работа на этом закончилась. Один из знакомых подкинул идею организовать прокат в Сочи, Адлере и Курортном городке. Я собрал еще 20 веломобилей и переправил их на Кавказ. В октябре начал работу в Сочи, но и там кататься особо было некому, поэтому я оставил все до следующего сезона. Лето 1989 года было удачным, у меня перебывало много друзей и родственников, которые помогали мне в работе и отдыхе. После кавказских приключений, вплоть до 1994 года, я организовывал катание на веломобилях на Дворцовой площади в Петербурге. Затем занялся другим бизнесом. А в прошлом году опять вспомнил про веломобили и с помощью своих друзей создал более совершенную конструкцию».

Немного истории

Годом рождения современного веломобиля принято считать 1972-й, когда житель США Роберт Бундшух построил педикар — одноместный четырехколесный веломобиль массой 50 кг. Аппарат развивал скорость около 30 км/ч и отличался оригинальным приводом с возвратно-поступательным движением педалей. В патенте, который Р. Бундшух получил на педикар, были перечислены почти все основные особенности нынешних веломобилей. Хорошая реклама способствовала быстрому росту популярности подобных транспортных средств, особенно в США, Японии, Индии, Австралии, Англии, Франции.

В СССР трехколесный одноместный веломобиль «Вита» (масса 29 кг, скорость 15–20 км/ч) был создан преподавателем ХАДИ Ю. Стебченко в 1975 году.

Трудности хранения транспортных средств в больших городах заставили содать новую разновидность дорожных веломобилей — складные. Ее предложил москвич В. Ульяновский в 1979 году, это был двухместный «Колибри-35».

Что касается многоместных веломобилей, то здесь своеобразный рекорд принадлежит французу П. Фарса. Ему в 1949 году был выдан патент на 20-местный велобус под названием «Общественное средство транспорта, приводимое в движение педалями».

В избранном В избранное
6056
Предложения