Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Шаг в неизвестность… на гоночном автомобиле

Загородный отдых / 26.03.2010

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
[email protected]

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Русская душа всегда жаждет приключений. И уж где-где, а на трассах внедорожных ралли-рейдов их, как говорится, просто завались. Ведь маршрут этих автомобильных гонок участники узнают незадолго до старта. Все препятствия прописываются в легенде (иначе «дорожной книге»), но без сюрпризов никогда не обходится. Так что участие в подобной гонке можно сравнить разве что с шагом в неизвестность. В качестве живых декораций могут выступать и бескрайние степи, и знойные пустыни, и горные перевалы, и заснеженные леса. Единственное, что не позволяет многим желающим принять участие в ралли-рейдах, — это средства.

Ралли-рейды — одна из дисциплин автоспорта, где трасса прокладывается как по бездорожью, так и по дорогам общего пользования (на время гонки они закрываются). Существуют отдельные классы для мотоциклов, квадроциклов, легковых полноприводных автомобилей и грузовиков. В зависимости от определенных характеристик все автомобили подразделяются на несколько зачетных категорий.

Мечтая о Дакаре

Вот уже более 30 лет новогодние праздники у фанатов ралли-рейдов ассоциируются с «Дакаром». Этот самый знаменитый, сложный и опасный ралли-марафон стартует в первых числах января. В течение двух недель все, кому не чужды бешеная скорость и крутые виражи, неотрывно смотрят телетрансляции и листают страницы порталов, где выкладываются дакарские новости. Многие, даже те, кто не интересуется автоспортом, конечно, слышали об авторалли Париж — Дакар. Куда же делось слово «Париж»? Старт у Эйфелевой башни, равно как и пустыни Черного континента, по которым традиционно проходил маршрут, остались в прошлом… по крайней мере на время. Возможно, «Дакар» и вернется в Африку, но когда, пока ответа нет. В январе 2010-го (как и в 2009-м) участники бороздили просторы Южной Америки, а именно Аргентины и Чили. Именно там проходил 32-й «Дакар». А церемонии старта и финиша были организованы в Буэнос-Айресе. «Смена декораций» стала следствием событий двухлетней давности, нокаутировавших всех, кто неравнодушен к ралли-рейдам. Дело в том, что юбилейный, 30-й ралли-марафон (в 2008 году), отменили всего за день до старта! Официальной причиной стала невозможность правительства Мавритании обеспечить безопасность участников (а восемь из пятнадцати этапов должны были проходить по территории этой страны). Позже всплыли и другие причины. Представляете себе реакцию тех, кто так долго настраивался на борьбу, тренировался, искал спонсоров, готовил технику? В спортивной карьере некоторых участников, в том числе петербургской команды NART-Time с ее лидером Русланом Мисиковым, «Дакар-2008» должен был стать первым соревнованием такого масштаба. Это была гонка-мечта… очень дорогая мечта, крушение которой принесло огромные финансовые потери. Организаторы вернули лишь стартовые взносы и малую часть основных затрат, составлявших у частных команд от нескольких сотен тысяч до 2 млн евро, а у заводских команд — десятки миллионов евро! Ведь помимо покупки/аренды техники, сумасшедшие деньги тратятся на приведение ее в соответствие строгому техническому регламенту, на топливо, платные дороги, паромы, питание, проживание, причем не только гонщиков, но и обслуживающего персонала. Одна только аренда машин, способных преодолеть суперсложный марафон, влетает в копеечку, а собственный автомобиль, «заточенный» под «Дакар», для многих — недоступно дорогое удовольствие. В год отмены гонки BOWLER WILD CAT 200 предлагалось арендовать за €86 000, а новый MITSUBISHI T2(Т5) — за €91 000.

Но, несмотря на пошатнувшуюся репутацию, «Дакар» продолжает жить и по-прежнему собирает на старте огромное количество участников. Ведь жажда приключений — это мощнейшая движущая сила!

И тот факт, что из-за травм и технических проблем, неизбежных на такой сложной гонке, до финиша доберется лишь часть команд, ничуть не пугает. Каждый надеется, что именно ему улыбнется удача. В этом году весь маршрут удалось пройти примерно трети участников. Из восьми российских экипажей «Дакар» покорился пяти, три из которых составляют команду «КАМАЗ» — неизменного фаворита в своем классе. Но и наши экипажи на легковых внедорожных автомобилях периодически наступают на пятки заводским командам, хотя вести с ними борьбу «частникам» ох как непросто.

Что же такое «заводская команда»? Это команда, которая полностью финансируется заводом — производителем той марки автомобилей, на которых она выступает. А результат на подобных гонках зависит от бюджета.

Константин Мещеряков, мастер спорта международного класса, многократный чемпион России по ралли-рейдам (из интервью для портала www.rusrr.ru): «Дакар» — это та гонка, где каждому экипажу рано или поздно выпадает «черная карта». Обязательно что-нибудь да происходит — или с пилотом, или со штурманом, а то с машиной, грузовиком сопровождения и т. д. И от того, как ты эту проблему решишь, зависит место в турнирной таблице. И не последнюю роль играет твой бюджет: например, в команде «Фольксваген» на четыре «боевых» автомобиля 98 механиков. Это совсем не то, что два механика на один автомобиль.

Бывают случаи, когда пилот, настроенный на победу, не замечает серьезные неровности и просто крушит на них автомобиль. Здесь на помощь приходит бюджет. Volkswagen Race Touareg, который стоит несколько миллионов евро, выдержит эти нагрузки и привезет своего пилота на бивуак, где механики полностью переберут его.

Лишних людей здесь нет. Хотя в свое время, на мой взгляд, у заводских команд были перегибы: механики Mitsubishi соревновались с механиками Volkswagen, кто быстрее закончит работу и зачехлит боевые автомобили. Мол, мы уже зачехлились, а вы еще работаете. Под это даже на гонку брали пару дополнительных механиков. Но это скорее исключение из правил.

Ко всем прочим трудностям, организаторы подливают масло в огонь, создавая убойные участки, чтобы отсеять побольше участников. Стратегия «Дакара» понятна: ведь если все стартовавшие доберутся до финиша, то финиш просто не состоится, поскольку у организаторов не хватит бюджета протащить всех участников по дистанции. И они обязательно делают в первой части гонки убойный участок, на котором многие должны сойти. Однако команды стартуют в надежде, что им повезет.

Могу сказать так: «Дакар» — это полномасштабное соревнование на износ автомобиля, пилотов, механиков, администраторов, которое трудно сравнить с каким-то другим видом автоспорта. «Дакар» — в первую очередь командная борьба. Мне кажется, нагрузка на команду в «Формуле-1» на порядок ниже. Конечно, от экипажа многое зависит, но посади опытного гонщика на неконкурентный автомобиль — он высокий результат не покажет. Повторюсь, огромную роль играет бюджет. Хотя организаторы и пытаются ввести различные ограничения для богатых заводских команд, пока это плохо получается. В наше время было и такое, что штурман заводской команды, получив от организатора легенду на следующий этап, отдавал ее специально обученным людям и шел спать. Пока он спал, специалисты готовили ему новую легенду, в которой указаны все срезки, овраги, дюны, ямы, выявлены оплошности организаторов и даны рекомендации, как проехать этот спецучасток. Утром, выпив апельсиновый сок, штурман получал не ту легенду, что ему выдали организаторы, а совсем другую — просчитанную для его экипажа. Это только одно преимущество большого бюджета, и не самое главное. Все российские гонщики, которые ведут борьбу с заводскими командами, не могут себе такое позволить. Другими словами, они играют по правилам организаторов марафона, согласно которым участник получает легенду и едет, а заводы играют по своим правилам».

Постоянный недосып, большие физические нагрузки, опасная трасса. Что же заставляет людей участвовать в «Дакаре»?

Константин Мещеряков: «Это нельзя объяснить. В течение недели после финиша ты мысленно возвращаешься на трассу, вспоминаешь, как было тяжело, и радуешься, что весь этот кошмар закончился. Проходят три-четыре месяца, начинается легкая тоска, какой-то зуд, и в тот самый момент, когда организаторы открывают ларек для приема стартовых взносов, ты спешишь занять очередь. Наверное, это болезнь, причем вирусная. Вирус живет в тебе от старта до финиша и витает во всей атмосфере этого большого бивуака. Если ты этим заболел, то навсегда. Болезнь не смертельная, но неизлечимая точно».

На «Дакаре-2010» российские экипажи заняли 1-е, 2-е и 5-е места в категории «грузовики», 11-е и 22-е места в категории «легковые автомобили».

На финише «Дакара-2010» прошла презентация бахи «Северный лес» — российской гонки, трасса которой прокладывается в Ленобласти. Чтобы привлечь больше иностранных участников, девушки в белоснежных шапках-ушанках раздавали рекламную продукцию, предлагая гонщикам сменить песок на снег.

Баха и зима финишировали одновременно

Баха «Северный лес» — один из ярких и очень непростых ралли-рейдов, который вот уже восемь лет подряд проходит в окрестностях пос. Громово. Знаменита эта гонка тем, что участникам предоставляется уникальная возможность полихачить на шипованных колесах по снежно-ледовым дорогам. Ни один ралли-рейд в мире такое покрытие предложить не может. А в этом году «Северный лес» был снежным, как никогда.

Слово «баха» образовано от испанского Baja California — места проведения первого короткого ралли-рейда.

Руслан Мисиков, один из главных организаторов «Северного леса», лидер команды Nart-Time, действующий чемпион России по ралли-рейдам: «В этом году мы решили внести в программу ряд изменений, связанных с экономической ситуацией в мире. Мы задумались над уменьшением бюджета — не бюджета гонки, а бюджета для участия в ней. Для этого мы сделали соревнование на день короче, сократив затраты на проживание. Отказались от торжественного старта в центре Санкт-Петербурга, который требовал от участников расходов на переезды и гостиницу в Петербурге. Продумали зону сервиса, старта, пролога, финиша — без лишних переездов техничек и необходимости замены колес.

А вот собственно по трассе бахи изменений нет, и я не думаю, что это плохо. Ведь мы проезжаем по ней всего лишь раз в год. Если бы мы все этапы Чемпионата России проходили на этой трассе, это было бы, конечно, и скучно, и неспортивно. А так я никаких сложностей не вижу, тем более что после каждого прохождения трасса «Северного леса» меняется и ее нельзя проехать по стенограмме.

В футболе от матча к матчу не меняют форму поля и ворота по-другому не ставят, и это никого не смущает.

Наша баха полностью соответствует всем международным требованиям, что подтверждают и наблюдатели FIA, и участники. Но очень хочется, чтобы иностранных участников было больше. Спортсмены, участвующие в российском чемпионате, приезжают к нам на гонку и говорят: «Северный лес» — это святое!». Вот бы услышать это и от западных гонщиков! Как спортсмену, мне хочется увидеть соперников на своей земле, на своем поле. А как организатору — предложить им то, чего они никогда и нигде не пробовали. Они приезжают и после первого круга кричат, что по снегу в принципе невозможно пилотировать машину, а на втором-третьем круге начинают показывать хорошее время, и это вызывает такой восторг!»

Баха «Россия — Северный лес — 2010» стала этапом сразу трех гоночных серий: Международного кубка FIA по бахам (2-й этап), Чемпионата России (1-й этап) и Чемпионата Латвии (2-й этап). Кроме того, закрытие соревнований в этом году совпало с завершением зимы, так как гонка проходила аккурат в последний зимний уик-энд, 27–28 февраля. Среди участников были спортсмены из России, Украины, Казахстана, Португалии, Италии, Бельгии, Венгрии, Латвии и Польши.

Что же входило в 430 скоростных снежно-ледовых километров? Трехкилометровый суперспешл (зрелищный спецучасток, открывающий гонку), шесть кольцевых 85-километровых спецучастков, снежные брызги, разбитая колея, адреналин, многочисленные поломки техники, сюрпризы заключительных технических проверок (на двух автомобилях, показавших лучшее время в абсолютном зачете, обнаружилось несоответствие техническим требованиям Кубка FIA, что привело к изменениям в итоговых протоколах). На церемонии награждения призерам вручали уникальные кубки ручной работы, которые были специально изготовлены в Киеве, на заводе художественного стекла Artglass.

О ралли-рейдах можно рассказывать бесконечно. Каждая гонка интересна, так как у нее свой ландшафт, свой антураж, свой колорит. В прошлом году большой резонанс получил новый российский проект под названием «Шелковый путь. Дакар-серия». По замыслу организаторов, маршрут этой гонки будет ежегодно меняться. Западные журналисты назвали ее «вторым Дакаром».

Что касается текущего сезона, то, по словам исполнительного директора гонки Сергея Гири, она пройдет по территории России, со стартом в Санкт-Петербурге и финишем в Сочи. Дистанция составит примерно 4000 км, из которых около 3000 км — скоростные участки. Рассматривается несколько вариантов маршрута, с включением степных и песчаных участков Волгоградской, Астраханской областей и Республики Калмыкия. Старт в Петербурге запланирован на начало сентября.

Примечание

Руслан Мисиков, мастер спорта международного класса, чемпион России по ралли-рейдам, участник и призер этапов Кубка мира:

На этапе Чемпионата мира по ралли-рейдам в Тунисе была песчаная буря, и так совпало, что именно в тот гоночный день по правилам запрещалось использование навигационной системы. Мы шли в лидерах, следов было очень мало, да и те быстро заметало.

В один прекрасный момент мы поняли, что не знаем, куда ехать дальше. Потратив четыре часа на поиски дороги, мы практически приблизились к границе с Ливией. А организаторы нас предупреждали, что там минные поля. Нам крупно повезло, что мы увидели пограничный столб, не пересекли границу и не стали «собирать» мины. Ведь граница там очень условная, и следующий столб мог быть километров через пять.

Когда ты залезаешь на самый высокий бархан, чтобы что-то увидеть, а вокруг only песок, то ощущения не самые приятные… особенно если вода заканчивается. Конечно, можно было выдернуть специальную чеку, чтобы заработал спасательный маячок.

В этом случае организаторы высылают вертолет и показывают дорогу, но экипаж получает безумный временной штраф, а то и снимается с соревнований. Французский экипаж, заблудившись там же, где и мы, сдался и выдернул чеку. Мы же, боясь, что организаторы прилетят, увидят нас, стоящих рядом, и тоже снимут с гонки, скорее «дернули» в произвольном направлении — только бы подальше от французов.

НА ЗАМЕТКУ

По протяженности и времени прохождения маршрута выделяют три вида ралли-рейдов:

• баха — до 1200 км и не более 5 дней;

• ралли-рейд — до 6500 км и не более 10 дней;

• марафон — свыше 6500 км и до 30 дней.

Кубок FIA по бахам (FIA International Cup for Cross-Country Bajas) — ралли-рейдовая гоночная серия мирового уровня. Проводится в разных странах: в Саудовской Аравии, Италии, Испании, Венгрии, Великобритании и Португалии, а с 2009 года и в России. В числе обладателей Кубка FIA, спортсменов с мировым именем, есть и петербургский пилот Борис Гадасин, который выиграл его в 2007 и 2009 годах (кстати, Борис «отметился» и на «Северном лесе», став победителем в абсолютном зачете).

В избранном В избранное
1481
Предложения