Велосипедных маршрутов в Ленобласти бесконечное множество. Кто-то предпочитает составлять их самостоятельно, вооружившись опытом и картой, а кто-то ориентируется на уже готовые маршруты походов и покатушек (непродолжительных велопоездок). Плюсы протестированных маршрутов в том, что вы знаете точный километраж и ключевые ориентиры, вы готовы к определенному качеству и рельефу дорог, а также предупреждены о возможных сюрпризах в пути. Ведь в жизни все может оказаться совсем не так, как на карте. Например, обозначенный мост в реальности может быть давным-давно разрушен, и вам придется штурмовать водную преграду вброд, а широкая грунтовая дорога порой превращается в труднопроходимый болотистый участок. Кроме того, составляя маршрут самостоятельно, вы можете не знать о каких-то достопримечательностях данной местности, и в результате проедете совсем рядом, не обратив на них внимания. Есть и другие важные моменты. Даже в непродолжительном путешествии нужно знать, где расположены магазины, родники с питьевой водой (особенно если маршрут проложен вне населенных пунктов), удобные места для ночевки и др.
Рекомендации опытных велопутешественников можно найти на сайте www.veloguide.ru — там вы наверняка подберете подходящий по всем параметрам маршрут. Обратите внимание, что все маршруты подразделены не только по километражу и направлению, но и по уровню сложности: если одни рекомендуются для новичков и родителей с детьми, то другие ориентированы только на подготовленных велосипедистов. Кстати, если у вас есть собственные варианты интересных велопрогулок, то вы можете войти в число авторов, выложив на этом сайте свою нитку маршрута. Существует также печатная версия путеводителя — книга «Велосипедные маршруты Ленинградской области» под редакцией Ильи Гуревича. Илья — опытный велотурист, руководитель экспедиционной команды «ВелоПитер», именно он инициатор этого проекта.
Примечание
Илья Гуревич: «Наш край удивительно разнообразен и чем-то напоминает… Россию в миниатюре. В Ленобласти есть своего рода Дальний Восток, Сибирь, Урал, Золотое кольцо, Крайний Север, есть свои национальные окраины и взморье. Не верите? Вот пример: разве прибрежные ладожские деревни в устьях Паши, Сяси, Ояти, Свири не напоминают поморские поселения? Или сами эти могучие реки, текущие с юга на север и впадающие в холодную Ладогу, не наводят на аналогию с Сибирью? Известно также, что один из самых красивых городов области, Тихвин, часто называют «северным Суздалем»; а вместе со свирскими монастырями и Старой Ладогой — чем это не Золотое кольцо?»
Сезон еще только начинается, поэтому замахиваться на большой километраж сейчас могут лишь самые подготовленные велотуристы. Впрочем, любой понравившийся маршрут корректируется по ходу движения — вы его сократите, если устанете или испортится погода, или, наоборот, продлите, если останутся силы, время и желание. При составлении плана не забудьте о возможных точках схода и срезках — в дороге всякое может случиться… Не забывайте и о том, что некоторые грунтовые дорожки еще не до конца просохли, поэтому старайтесь придерживаться асфальта и широких грейдеров. Ну и, конечно, выбирайте по возможности наименее загруженные дороги, с минимальным трафиком.
Примечание
В качестве варианта для майского похода можно посоветовать маршрут под названием «Вкатывающая покатушка», разработанный Дмитрием Рогуновым. Кто-то запросто проедет его за один день, а кому-то понадобится два, а то и три дня, поскольку общий километраж переваливает за сотню километров. То, что для опытного велосипедиста покатушка, для новичка — целый поход!
Нитка маршрута: Мюллюпельто — Мельниково (19 км) — Бородинское (40 км) — Борвинка (54 км) — Каменногорск (62 км) — Перевозное (66 км) — Возрождение (78 км) — Выборг (102 км). Причем 85% пути проложено по асфальтовым дорогам с небольшим трафиком, а 15% — по широкой грунтовке. Плюсом является большое количество магазинов по дороге (благодаря этому не нужно изначально везти с собой лишний груз), а также точек схода (ж.-д. станций, где можно сесть на электричку до Петербурга тем, у кого сломался велосипед, и тем, кто переоценил свои силы, — в начале сезона это особенно важно!). Мест для отдыха и ночевки здесь много, поэтому мы не будем заострять на них внимание.
В исполнении Дмитрия Рогунова нитка маршрута расписана более подробно, можно сделать распечатку и использовать ее в качестве легенды. Итак, старт от ж.-д. платформы в Мюллюпельто. Проехав через поселок Коммунары (в местных магазинах можно докупить необходимые продукты), на перекрестке с дорогой Приозерск—Мельниково поворачиваем налево. Минуем поселки Кротово, Беличье, Быково. Дорога в этих местах преимущественно ровная, с парой небольших горок. Близость Вуоксы и открывающиеся с ее берегов красивые виды неизбежно вызывают желание остановиться и пофотографировать. На Т-образном перекрестке берем правее и вскоре попадаем в пос. Мельниково. Этот населенный пункт, через который летом проходит большинство водных маршрутов по Вуоксе, знаменит финской кирхой.
Лютеранская церковь в Мельникове (фин. Ряйселя) была построена по проекту Йозефа Стенбека в 1912 году. Это четвертая версия храма. Предыдущая, деревянная, кирха в Ряйселя сгорела в 1910-м (но алтарная доска 1872 года была спасена), а первая кирха появилась здесь еще в 1635 году. Это последняя из четырех работ Стенбека на Карельском перешейке (всего сохранилось три работы, еще две кирхи в Зеленогорске и Приморске). Длина здания — 28 м, ширина 22,5 м, высота 37 м. Оно выполнено в стиле финского национального романтизма, северной разновидности модерна. Наружные стены сложены из местного гранита, внутренние — из кирпича, фронтоны отлиты из бетона, материалом для кровли послужила гальванически обработанная жесть, а онованием церкви стала природная скала. В 1913 году в кирхе был установлен 25-регистровый орган. В 1941 году в храм попал снаряд, повредивший фронтон и крышу. Рядом с кирхой находилось захоронение воинов из прихода Ряйселя (около 300 финнов). На сегодняшний день в здании расположены Дом культуры, магазин и склад. От южного фасада отходит старая липовая аллея, в начале которой стоит финский памятник.
Периодически сюда приезжают финны, здесь проводятся службы, но, к сожалению, состояние кирхи оставляет желать лучшего.
В одном из источников говорится, что раньше, когда леса вокруг не было, с церковного холма открывался замечательный вид на Вуоксу, а малиновый звон колоколов (в Ряйселя был особый стиль боя, своя замедленная манера исполнения) был слышен далеко от церковной деревни.
В Мельникове также есть православная церковь Троицы Живоначальной, выполненная в стиле древнего деревянного зодчества (новодел, заложена в 1998 году, построена по проекту арх. Д. Ю. Кожина). После осмотра архитектурных достопримечательностей, посещения магазинов и фотосессии на берегу Вуоксы мы снова садимся на велосипеды и отправляемся в путь. На кольцевом перекрестке сходятся пять дорог, нам нужна та, что в сторону Студеного. Церковь Троицы остается по правую руку.
В Студеном придерживаемся асфальтовой дороги, уходящей влево от поселка. Примерно через 5 км асфальт заканчивается и приходится немного (километра три) потрястись по грейдеру. Потом снова начинается асфальт, но появляются горки разной степени сложности. Из Приозерского района Ленинградской области мы переезжаем в Выборгский. У пос. Козлово мост. Раньше тут был пограничный пост, будка от которого еще стоит справа от дороги, на горочке. Метров через пятьсот будет высокая скала, потом перекресток с отворотами (направо — в деревню Маслово, налево — на хутор Победа), но мы едем прямо, до пос. Бородинское. Здесь находится очередная ж.-д. станция, откуда обессилевшие участники могут эвакуироваться. От начала маршрута мы проехали чуть больше 40 км. Лихо катим под горочку к мосту и пересекаем железную дорогу. Вскоре асфальт заканчивается и начинается довольно крутой подъем (пожалуй, это самая крутая горка на маршруте). Через 7 км снова пересекаем железную дорогу, углубляемся в леса, минуем несколько километров грунта — и вот мы снова на асфальте, в поселке Боровинка. Асфальтовая дорога проведет нас через пос. Остров и выведет к городку Каменногорск. На Т-образном перекрестке ослабевшие могут свернуть направо и через 5 км оказаться на вокзале, а остальным налево. Три километра холмистой дороги (к счастью, больше под горку) — и мы въезжаем в Перевозное. Перед мостом через Вуоксу справа на горочке стоит симпатичная церквушка. А сам мост заслуживает особого внимания.
Кирилл Никитин: «Единственный довоенный мост через Вуоксу из пяти мостов на российском участке реки сохранился на шоссе Выборг — Каменногорск, у бывшей деревни Kuukauppi (ныне Перевозное). Построенный в 1920-х годах, он был одним из самых длинных в Финляндии (около 250 м).
Мост весьма элегантен по силуэту, максимально приближенному к выбранной конструктивной схеме. Ферма-подвеска центрального пролета опирается на консольные выпуски балок 2-го и 4-го пролетов. Верхний пояс плавно повышается к середине центрального пролета в соответствии с характеристикой изгибающих усилий. Такое решение позволяет увеличить средний пролет, с тем чтобы установить речные опоры на меньшей глубине, и обладает несомненными художественными достоинствами.
Век большинства таких сооружений оказался коротким: многие уничтожены при отступлении (наступлении) противоборствующих сторон в войнах ХХ века, другие перестроены под возросшие нагрузки. Этот мост сохранился чудом: центральный пролет был взорван во время войны, но затем восстановлен. Он эксплуатировался до 2002 года, причем до восстановления моста в пос. Лесогорский более 20 лет был единственной шоссейной переправой на Средней Вуоксе. Из-за малой ширины (около 5 м) движение встречных потоков осуществлялось поочередно. С 2002 года открыто движение по новому железобетонному мосту, построенному параллельно существующему ниже по течению» (из статьи «Мост в Перевозном — памятник инженерной архитектуры», опубликованной на сайте www.terijoki.spb.ru).
Полюбовавшись красивым видом, минуя лес и поля, едем до пос. Возрождение, где снова есть возможность зайти в магазин или сойти с маршрута, воспользовавшись железной дорогой. До Выборга осталось около 20 км. Чем дальше, тем гористее рельеф. Проезжаем виадук через «Скандинавию», на Т-образном перекрестке поворачиваем направо и въезжаем на мост. Ну вот мы и в Выборге. Здесь можно закончить маршрут, сев на электричку до Петербурга, а можно задержаться на день и продолжить велопутешествие, осматривая местные достопримечательности. На сайте www.veloguide.ru есть маршрут экскурсионной велопокатушки по Выборгу.
Ну а те, кто еще не накатался, могут проехать 130 км по маршруту Выборг — Высоцк — Приморск, сравнить кирху в Мельникове с кирхой в Приморске, а также осмотреть крепость в Высоцке. Особенности этого маршрута (разработан и подробно описан Ильей Гуревичем) — хорошие асфальтовые дороги, большое количество достопримечательностей, но при этом удаленность от транспортных магистралей. Так что выбирать его рекомендуется только уверенным в себе велосипедистам.
И еще: помните, что сезон только начинается, старайтесь реально оценивать свои силы — лето и многокилометровые велосипедные походы впереди!
Примечание
На заметку
Даже в коротких велопоходах не обойтись без рюкзаков. Их модель и объем зависят от количества и размера перевозимых вещей, условий передвижения, протяженности маршрута и ваших предпочтений.
Легкое — на спину
Для непродолжительных поездок с минимальным количеством вещей лучше всего подойдут заплечные рюкзаки. Специальные модели велосипедных «заплечников», которые имеют ряд отличий от рюкзаков, используемых на пеших маршрутах. Их форма учитывает наклонное положение тела велосипедиста и наличие шлема (верхняя часть рюкзака не должна за него цепляться). Для сохранения аэродинамики и во избежание зацепов за ветки кустов и деревьев количество объемных выступающих элементов минимизировано. Для мелких предметов, необходимых в дороге, а также для емкостей с водой предназначены боковые сетчатые карманы. Грудная стяжка помогает зафиксировать рюкзак, а в небольшие кармашки на лямках можно положить мобильный телефон или MP3-плеер. Шлем можно пристроить на рюкзак с помощью специальной резинки или прижимной сетки с креплениями. Стоят заплечные велорюкзаки 1,5–3 тыс. руб. При их изготовлении используются яркие ткани с водоотталкивающими свойствами, а сверху нашиваются светоотражающие полосы, чтобы велосипедист в темное время суток был более заметен на дороге.
Существенно добавляет комфорта при движении вентилируемая спина. Изогнутый пластинчатый каркас позволяет сохранять зазор между основным объемом рюкзака и спиной велосипедиста. Такая конструкция способствует проникновению воздуха и позволяет избавиться от излишнего тепла и запаха пота. Некоторые модели предусматривают использование гидропака (их еще называют camel back) — питьевой системы, изготавливаемой из полимерных материалов. Гидропак размещается в основном или в специальном отделении рюкзака вдоль спины, а трубочка выводится наружу через отверстие и крепится на лямке с помощью резинок и пластикового фиксатора. Для перевозки таких питьевых систем (емкостью 1–3 л) выпускаются и особые заплечные рюкзаки, сделанные четко под размер гидропака. Они отличаются легкостью и компактностью и продаются как отдельно, так и в комплекте с питьевыми системами.
Загрузите правильно
Старайтесь класть тяжелые предметы вниз, а легкие и те, которые могут пригодиться в дороге, сверху или в боковые карманы. Если центр тяжести расположен достаточно низко, то при маневрировании велосипед не будет «вести» в сторону. Когда вещей не очень много, лучше максимально заполнить боковые отсеки рюкзака, а верхнюю часть, соединяющую «штанины», можно вообще оставить пустой. Во время движения, особенно если маршрут проходит по пересеченной местности с множеством кочек и ям, неравномерно или мало заполненный рюкзак может попасть в спицы. В то время как плотно и грамотно забитые боковины хорошо держат форму, что страхует их от попадания в колеса.
Обязательно обратите внимание и на «развесовку»: оба боковых отсека должны быть загружены равномерно, иначе рюкзак неизбежно будет перекашивать. Но даже образцово упакованный рюкзак может сползти вперед или назад. Чтобы этого не случилось, нужно зафиксировать его на раме, на подседельном штыре и на задней части багажника с помощью специальных строп. Подойдет и эспандер — он особенно удобен, если какие-то вещи нужно разместить поверх рюкзака.
Тяжелое — на багажник
Если вы собираетесь отправиться в многокилометровый автономный велопоход, то заплечным рюкзаком уже не обойтись. Для этих случаев предназначены велорюкзаки, конструкция которых предполагает размещение на багажнике. Они могут быть как монообъемными, так и состоять из нескольких состегивающихся секций.
В монообъемные рюкзаки типа «штаны» можно положить даже такие крупные вещи, как палатка и котел. А если нужно перенести велосипед через какое-либо препятствие, такой рюкзак можно нести как обычный заплечник — для этого есть специальные лямки (съемные или несъемные). Литраж «штанов» может быть разным, от 35 л. Так что перед покупкой прикиньте примерный объем вещей, которые вы обычно берете в поездку. Как правило, девушкам вполне хватает 50–65-литрового рюкзака, а мужчинам иногда приходится брать 85–90-литровые модели.
Что касается многосекционных рюкзаков, то они отличаются универсальностью и подходят как для продолжительных походов, так и для коротких велопрогулок. Даже если вы собрались на однодневный выезд, то иногда (если вещей набирается немало, а планируемый маршрут превышает 50–70 км) стоит взять не заплечный рюкзак, а именно многосекционник. Все-таки нагрузку на спину, особенно при большом километраже, лучше минимизировать, иначе она может дать себя знать в самый неподходящий момент. Производители предлагают не менее двух секций. Боковые отсеки могут быть конструктивно соединены намертво или пристегиваться друг к другу с помощью строп. Первый вариант более удобен, если рюкзак приходится часто снимать с багажника и снова надевать, а второй хорош тем, что есть возможность взять с собой только одну секцию, если вещей совсем мало. Для удобства переноски к каждому объему приделаны ручки. В комплекте с вертикальными боковыми отсеками может также идти третья секция — верхняя горизонтальная, которая соединяется с ними молнией или стропами. А чтобы ее можно было использовать отдельно, как заплечный рюкзак, она снабжена лямками. Конечно, секция-трансформер во многом проигрывает нормальному заплечнику, но при переноске многосекционного рюкзака отдельно от велосипеда такая конструкция просто незаменима. Кроме того, ее можно взять с собой в самый последний момент, если какие-то вещи не поместились в боковые отделения.
В рюкзаках, которые располагаются на багажнике, особое внимание уделяется тканям — они должны быть прочнее, чем для заплечных моделей, поскольку при таких габаритах неизбежно трение об окружающие предметы. Как и в заплечниках, здесь используются яркие цветные и свето-отражающие вставки. Диапазон цен от 1700 до 3500 руб. Из петербургских производителей наибольшее распространение получили модели двух фирм: «Пик-99» и «Снаряжение».
Не забудьте про чехол!
Полезным аксессуаром как для заплечных рюкзаков, так и для «багажных», является чехол. Он защищает рюкзак от дождя и летящей из-под колес грязи. Резинка или стяжка по периметру обеспечивают плотное прилегание и фиксацию. Иногда снаружи пришиваются специальные элементы для крепления мигалок. Яркий цвет и светоотражающие вставки — это для чехла само собой разумеющиеся вещи. Иногда чехол бесплатно прилагается к рюкзаку, если нет, то его можно приобрести отдельно (стоимость от 200 до 700 руб.). Лучше приходить в магазин с рюкзаком, чтобы примерить чехол и не ошибиться с размером.