Схема похода определяет выбор плавсредства… и наоборот
Конечно, если в вашем распоряжении есть микроавтобус и водитель, который готов его подогнать по первому требованию в нужное место, то планировать маршрут будет гораздо проще. В этом случае ваши лодки, байдарки и каяки будут доставлены до того пункта, где завершится велосипедная часть похода (или же наоборот: велосипеды прибудут к месту вашей высадки на берег). Вам останется лишь переодеться, взять необходимое снаряжение, поменять одно транспортное средство на другое и вновь отправиться в путь. К сожалению, такой вариант доступен не всем. Но если вас устраивают радиальные выезды, то можно обойтись и без микроавтобуса. Тогда на какой-нибудь базе или на собственной даче вы оставляете все лишние вещи и едете по кольцевому маршруту, а потом, пересев с велосипеда на водный транспорт (или наоборот), совершаете еще один радиальный выезд. Минусы этого варианта очевидны — поскольку точки старта и финиша всегда должны совпадать, удается посетить гораздо меньше новых мест, чем при линейном маршруте.
А можно ли совершить веловодное путешествие, не обращаясь в турфирмы, не привязываясь к месту складирования вещей и не рассчитывая на помощь друзей-автомобилистов? Легко! Правда, тут вам самим придется транспортировать то велосипед, то лодку. Соответственно, от громоздких байдарок и каяков в этом случае придется отказаться. А вот небольшие надувные лодки или байдарки «Щука» для покатушки-поплавушки вполне подойдут. Только при их покупке обращайте внимание на грузоподъемность — помните, что они должны выдержать вас, все ваши личные вещи и велосипед.
Иногда для веловодных прогулок используют и весьма необычную конструкцию, которая появляется на озерах Ленинградской области среди надувных лодок, каяков и байдарок, шокируя приверженцев традиционных плавсредств. Представьте себе такую картину: вы неспешно плывете на лодке, любуясь окружающими пейзажами, и вдруг в нескольких метрах от вас проезжает… велосипедист! И не по берегу, а по воде! Не думайте, что вы перегрелись на солнце, — горный велосипед установлен на две надувные емкости, напоминающие баллоны от катамарана. На борту, то есть на одном из баллонов, красуется надпись «Wave runner». Принцип его действия крайне прост: крутишь педали — и плывешь по воде. Как поворачивать? Как обычно на велосипеде — с помощью руля, к которому для этих целей вертикально, лопастью вниз, прикреплено весло. В случае необходимости (например, чтобы сдвинуться с мели или оттолкнуться от торчащих из воды камней) весло можно снять и использовать традиционным способом. Весь комплект оборудования wave runner (без учета самого велосипеда) весит 11 кг, а его грузоподъемность достигает 120 кг. Конечно, для бурных вод этот агрегат не подходит, но по гладкой воде он способен развить скорость до 10 км/ч (средняя скорость передвижения существенно ниже). При этом велосипед устанавливается и снимается с креплений довольно быстро и просто.
Маршрут на выходные
Прежде чем отправиться в продолжительный веловодный поход, необходимо испытать снаряжение во время одно–двухдневного выезда. Короткие маршруты таких покатушек-поплавушек описаны в путеводителе «Велосипедные маршруты Ленинградской области», выпущенном под редакцией Ильи Гуревича и Аркадия Вишневского. Так, Дмитрий Федотов предлагает небольшое путешествие-поплавушку «Волочная» с ниткой маршрута: Лосево — Саперное — Тиверское городище — Васильево — Тиверское городище — мыс Черемуховый — Саперное — Лосево. Его водная часть составляет 22 км, а сухопутная — 49 км (от Лосева до Васильева — 27 км, от мыса Черемухового до Лосева — 22 км). Впрочем, ничто не мешает вам добавить километража, если вы хотите сделать путешествие более продолжительным.
Добравшись на электричке до станции Лосево, садимся на велосипеды и едем в сторону автомобильного моста. Там расположены несколько магазинов и кафе, где можно докупить необходимые продукты. По трассе движемся в сторону Приозерска. Довольно скоро, на перекрестке перед Саперным, поворачиваем налево и сразу направо. После Саперного наша дорога сливается с еще одной дорогой и поворачивает чуть левее. Перед мостом через Вуоксу, с правой стороны, находятся остатки Тиверского городища. Раньше это был укрепленный городок на острове, который превратился в полу-остров вследствие финских работ по снижению уровня воды в системе Вуоксы (проводились с середины XVIII века).
Тиверский городок был заложен карелами еще в IX веке. С помощью новгородцев в XIV веке вокруг него выросли валы из земли и камня, и Тиверская крепость стала использоваться для обороны восточной части Карельского перешейка наряду с крепостью «Корела» в Приозерске. Вуокса в те времена была судоходной, и Тиверск, расположенный по течению выше «Корелы», должен был первым принимать на себя удар шведских войск в случае их нападения по воде.
Маршрут у нас кольцевой, и в это место мы еще вернемся. Доехав до Васильева, где снова можно посетить магазины, ищем указатель на православный храм Андрея Первозванного. От указателя идет грунтовая дорожка к причалу, где и начинается водная часть похода.
Прямо напротив причала на небольшом островке в окружении живописных валунов высится храм святого апостола Андрея Первозванного на Вуоксе. К сожалению, заглянуть в этот храм можно довольно редко — службы проходят только по праздникам, по факту получается не чаще раза в месяц. Для таких событий, как венчание, он слишком тесен. Правда, позвонив батюшке, можно заказать там молебен. Для того чтобы попасть в храм, прихожане пользуются небольшим паромом, перемещающимся посредством тросика, протянутого от острова к причалу.
Вблизи храма есть очень уютные острова, где можно остановиться на ночевку или просто искупаться и перекусить. Поплавав вдоль островов, направляемся в сторону Тиверского городища. Перед островом Люблинским нужно свернуть направо, чтобы не попасть в тупик. И вот мы под мостом, по которому проезжали чуть ранее. Здесь начинаются знакомые многим водникам Тиверские волоки (волок — это участок, по которому все вещи и снаряжение переносятся через отмель вручную). Всего придется совершить 4–5 волоков, скорость их прохождения будет зависеть от уровня воды. Пройдя этот отрезок пути, вновь садимся на наш водный транспорт, огибаем Черемуховый мыс и пристаем к рыболовно-охотничьей базе со стороны Балахановского озера. Здесь вновь перепаковываем снаряжение, садимся на велосипеды и сначала по грунтовке, а потом по асфальту доезжаем до конечного пункта нашего маршрута — ж.-д. станции Лосево.
Есть в путеводителе и еще один веловодный маршрут — двухдневная поплавушка «Успенская»: Кириши — Затесень — Андреево — Тихорицы — Глажево — Чернецово — остров Октября — Бережки — Ульяшево — Волховстрой. Протяженность маршрута по земле — 58 км (от Киришей до Трусыни — 35 км, от Бережков до Волховстроя — 23 км), а по воде — 9 км. В качестве места для ночевки предлагается остров Октября, на котором находятся остатки церкви Успения и Пресвятой Богородицы, а также нескольких корпусов приюта: богадельни, дома для сестер милосердия и помещения для сирот Антониевского духовного училища.
Примечание
На заметку
Водная часть маршрута потребует от велосипедистов дополнительных аксессуаров и предметов гардероба.
— Обзаведитесь спортивными сандалиями с фактурной подошвой или неопреновыми тапками, которые используют водники. Когда будете заходить в воду, причаливая или отчаливая, а также совершать волоки, такая обувь защитит ноги от порезов и царапин и поможет не поскользнуться на камнях.
К тому же она быстро сохнет, так что вам не придется потом ехать на велосипеде с мокрыми ногами или упаковывать в рюкзак насквозь промокшие кроссовки.
— Возьмите с собой кепку или бандану — на открытом водном пространстве можно запросто получить солнечный удар.
— Как в любом водном походе, вам потребуются спасжилет и гермомешки. Гермы защититят вещи от дождя или намокания при «аварийной ситуации». Они продаются во многих спортивных магазинах и различаются материалом, литражом и формой. Можно приобрести небольшую герму для мелких предметов и документов или упаковать все вещи, поместив их в один-два вместительных гермомешка.
Для фотоаппаратов и видеокамер существуют специальные герметичные сумки, внутри которых есть амортизирующая вставка из вспененного полимерного материала.
— Помимо велосипедной аптечки, не забудьте взять с собой ремнабор для вашего плавсредства — большие заплатки, специальный клей и т. п.
Кстати
Недавно благодаря клубу «ВелоПитер» в Интернете появилась Российская велосипедная энциклопедия http://velowiki.org, в которой есть велосипедный словарь — узнаете значение многих терминов.
Важные мелочи для путешественников
Перед поездкой рекомендуем приобрести некоторые полезные аксессуары, которые помогут обеспечить максимальный комфорт и безопасность.
— Велоаптечка
Без велоаптечки ваша поездка может закончиться в самый неподходящий момент, так что позаботьтесь о наличии набора заплаток и клея (или самоклеящихся заплаток) для ремонта камер, а также монтажек (двух-трех специальных пластиковых лопаток с крючком на одном конце и плоским «носиком» на другом), которые облегчат бортировку и разбортировку колеса. Нелишним будет и набор шестигранников. Удобно, если он в форме складного ножа — компактен и включает такие полезные инструменты, как крестовая и плоская отвертки, нож, металлическая монтажка. Запасная камера и насос входят в число необходимых вещей. Компактный насос легко крепится на раме с помощью специального держателя или убирается в подседельную сумку. Перед покупкой выясните, какие ниппели у вашего велосипеда — автомобильные или спортивные (presta). Если насос предназначен только для автониппелей, а у вас камера со спортивным вариантом, то поможет небольшой металлический переходник. Большинство современных насосов снабжены универсальной двусторонней головкой, адаптированной к обоим видам ниппелей.
— Багажник
На багажнике можно закрепить рюкзак с вещами и снаряжением, чтобы не везти их за плечами, нагружая спину. Для небольших грузов при движении по хорошим дорогам подойдет консольный вариант, который крепится на подседельный штырь. Если же ваши маршруты проходят по непредсказуемым грунтовым тропам, а вес рюкзака превышает 10 кг, то вам однозначно нужна более надежная конструкция. Среди велотуристов популярны трехстоечные алюминиевые багажники. Но если консольные модели подойдут фактически к любому велосипеду, то двух- и трехстоечные варианты лучше сначала примерить. На некоторые велобагажники даже может быть установлено специальное детское кресло.
— Сумки для мелочей
Для перевозки ремнабора и других небольших предметов, необходимых в дороге, удобны сумки — подседельные (крепятся к седлу и подседельному штырю) и подрамные (могут располагаться в передней части рамы или около подседельного штыря). Для удобного и надежного размещения фотоаппаратов существуют фотобоксы на руль. В комплекте к ним иногда идет защитный чехол, предохраняющий фотобокс от грязи и проникновения воды. Существуют также велосумки на руль с держателем карты, что позволяет смотреть в карту, не останавливаясь, а также вместительные поясные сумки с карманами под фляги.
— Защитные очки
Бороться с яркими солнечными лучами и дорожной пылью помогут очки. Они могут быть с диоптриями, с фильтрами разного цвета (зеркальные, дымчатые, прозрачные, желтые, оранжевые и др.), а также со съемными линзами. Последние особенно удобны, так как позволяют оперативно менять фильтры в зависимости от погодных условий. Дополнительные линзы могут входить в комплект или продаваться отдельно. Обращайте внимание на наличие покрытия против запотевания, уровень защиты от ультрафиолетового излучения и стойкость к царапинам. Очки должны плотно сидеть и не натирать переносицу. Во время поездки их приходится периодически снимать, и, чтобы не потерять, прикрепите к дужкам веревочку или специальную резинку.
— Велокомпьютер
С помощью велокомпьютера можно узнать время, пройденное расстояние (как за поездку, так и за весь сезон), а также максимальную, минимальную и среднюю скорости движения. Компьютер крепится на руле или на его выносе, а скорость измеряется с помощью геркона (датчика, который навешивается на «ногу» вилки) и магнитика, установленного на спице переднего колеса. Скорость движения, а также другие параметры рассчитывают по частоте импульсов, которые с учетом длины окружности колеса идут от датчика. Чем дороже компьютер, тем больше функций в нем обычно заложено. В дорогих моделях есть даже одометр, и вы можете узнать суммарную высоту, которую «взяли» в поездке. В дешевых моделях датчик соединяется с компьютером посредством проводов, а в дорогих часто используется беспроводная система. Роль велокомпьютера может выполнять и пульсометр — многофункциональный прибор, который надевается на запястье — как часы. Он покажет ваш пульс, расход калорий и выдаст много другой полезной информации.
— Крылья и грязевые щитки
Защитить от грязи, летящей из-под колес, помогут крылья и грязевые щитки. Они отличаются размером, формой и способом крепления. Как передние, так и задние крылья бывают быстросъемными и стационарными; металлическими, металлопластиковыми и пластиковыми (из твердого пластика или из комбинированного, твердого и мягкого). Из мягкого пластика делаются дополнительные уширения на крыле. Можно приобрести комплект крыльев (переднее и заднее) — он обойдется чуть дешевле, чем покупка по отдельности. Правда, комплектом продаются только дешевые модели. Для фрирайда и даунхилла выпускаются крылья из ударопрочного поликарбоната. Легкие быстросъемные пластиковые крылья очень удобны, поскольку их можно снять или одеть одним «легким движением руки». Зато стационарные металлические крылья (длинные, повторяющие форму колеса) лучше защищают от грязи.
— Фляга
Фляги из пищевого пластика позволяют утолять жажду во время движения. Фляги размещают в закрепленных на раме или сзади на седле флягодержателях (при необходимости можно установить на раму два флягодержателя). Рекомендуем выбирать фляги с крышечкой, защищающей питьевое отверстие («сосок») от пыли и грязи. Во флягодержатель можно вставлять и обычные пластиковые бутылки, но они менее удобны — на ходу открутить крышку непросто. Существуют также термофляги, поддерживающие температуру налитой в них жидкости. Некоторые предпочитают использовать гидропаки (полимерные питьевые системы, по виду напоминающие прозрачную грелку с трубочкой и «соском» на конце) — о них мы уже писали в одном из предыдущих номеров.
— Рога
Когда вы долго едете на велосипеде, то иногда хочется поменять положение тела. Это можно сделать, оперевшись на рога, которые устанавливаются по краям руля. Как правило, ими оснащены горные велосипеды и некоторые «гибриды». Хват получается более широким, что дает возможность расслабить затекшие мышцы рук, шеи и спины. Такое положение рук на руле более удобно и при подъеме в гору. Кроме того, рога защитят руки от веток при езде по лесу, а также при падении. Их изготавливают из алюминия или карбона (более дорогие модели).
— Подножка
Для парковки велосипеда в вертикальном положении можно использовать подножку. Она особенно удобна, когда прислонить «коня» некуда. Подножку нужно подбирать с учетом размера колес. Только не используйте подножку для парковки сильно загруженного велосипеда — она его вряд ли удержит.
— Ну и, конечно, не забудьте купить шлем!