— Константин Сергеевич, в юбилей обычно оглядываются назад — с тем чтобы оценить пройденный путь. Каковы главные вехи на этом пути?
— Если быть точным, наша работа на рынке недвижимости началась не десять лет назад, а раньше, в 1993 году. Но юридическому лицу под названием «Олимп-2000» действительно исполнилось в этом году десять лет, и мы отметили это событие с соответствующим размахом. Мы выезжали всем коллективом на загородную спортивную базу, где устроили настоящую «олимпиаду», включавшую мини-футбол, волейбол, плавание, катание на водных лыжах, скалолазание и др. Были там и театрализованные капустники, и шашлыки, и ночное пение под гитару. Причем инициаторами и организаторами этих празднеств стали преимущественно сотрудники компании.
Что касается вех, то судьбоносным оказался выход на загородный рынок в 1999–2000 годах. Причем мы хотели не просто заниматься куплей-продажей объектов на рынке загородного жилья, а формировать этот рынок. То есть создавать объекты. И это, скажу по прошествии лет без ложной скромности, у нас получилось.
— То есть вы с самого начала поставили цель: строительство коттеджных поселков?
— Да, мы хотели с помощью собственных и привлеченных средств создавать загородные жилые объекты и комплексы. Когда возникла идея, нашлись и специалисты, которые могли воплотить ее в жизнь. В первую очередь требовалась земля, и мы стали приобретать участки за городом — в Выборгском районе, в частности на берегу Финского залива, а также вблизи населенного пункта Ленинское. Впоследствии это уникальное место между Репином, Комаровом и поселком Ленинское я назвал «золотым треугольником» — по аналогии с таким же престижным и удобным для жизни микрорайоном Санкт-Петербурга. Поначалу мы не строили крупные загородные жилые комплексы, поскольку только набирались опыта. Когда же стали чувствовать себя увереннее, пришел черед более масштабных проектов.
— Речь идет, надо полагать, о поселке «Репинская усадьба»?
— Именно о нем. Для того времени, надо сказать, это был весьма амбициозный и рискованный проект. Сегодня уже понятно, что и размер участков, и архитектура домов, и стеновые материалы — все оказалось выбрано правильно. Но когда мы запускали проект, этого ведь никто не знал. К счастью, интуиция не подвела наших специалистов, и поселок «Репинская усадьба» стал успешным проектом, клиенты оценили его по достоинству.
— Несколько проектов компании реализуются в настоящее время. Каково положение дел со строительством третьей очереди «Репинской усадьбы»?
— Вопреки кризису там ведутся работы, создается современная инженерная инфраструктура, возводятся такие объекты, которые мы поначалу даже не планировали. В частности, уже полным ходом идет строительство резиденции на 4000 кв. м в стиле классической русской усадьбы дворцового типа по проекту А. Ю. Боровкова. Это эксклюзивный дом, он строится под заказ, и участок там соответствующий — более двух гектаров. Хотя, надо сказать, в третьей очереди все участки большие — там будут не просто индивидуальные домовладения, а настоящие усадьбы.
— По сути, каждый такой домовладелец будет иметь собственный парк. Но ведь обустраивается и общая парковая зона?
— Да, для жителей трех очередей «Репинской усадьбы» мы обустраиваем парковую зону, примыкающую к поселку. Она в значительной части уже обустроена: там есть дорожки, пруды, каналы, детские и спортивные площадки, места для приготовления барбекю и т. д. И жители поселка этим парком уже пользуются. Но если говорить о его обустройстве в полном объеме, включая высадку новых растений, прокладывание аллей, создание цветников, то это дело нескольких лет.
— А как поживает поселок с оригинальным названием «Бобры»?
— Этот поселок также развивается. По сравнению с первоначальным планом он значительно расширен, его площадь будет 50 га. Он примыкает к третьей очереди «Репинской усадьбы», то есть тоже находится в «золотом треугольнике».
По новому генплану участков в «Бобрах» станет больше, мы хотим сделать там что-то необычное и нетипичное для наших пригородов и для разработки проектов домов решили пригласить европейских архитекторов. Есть оригинальные идеи и у нас: например, мы хотели бы сделать плотину и превратить овраг в озеро площадью 2 га. Вокруг леса первой категории, на территории поселка по-прежнему водятся и бобры, и даже лоси — это, не будем забывать, уникальный природный уголок.
— В том же «золотом треугольнике», насколько известно, строятся поселки «Сестроречье» и «Зеленая поляна»…
— Территория «Сестроречья» также расширяется: с 7 га примерно до десяти. Покупатели уже начали застраивать свои участки. На нереализованных наделах нами ведется строительство деревянных коттеджей из клееного бруса, кроме того, монтируются поселковые инженерные коммуникации. Что касается поселка «Зеленая поляна», то там возникли некоторые сложности с руководителями автодорожного хозяйства. Устройство независимого съезда с трассы «Скандинавия» потребовало множества согласований на самом верху, из-за чего работы несколько затянулись. Этот поселок полностью спроектирован, там будет 30 до-мовладений, но дома мы пока не строим. Проекты, в которые еще не вложены большие средства, могут быть безболезненно заморожены до лучших времен. В данном случае мы, так сказать, находимся на низком старте и готовы приступить к работе, как только ситуация на рынке начнет меняться к лучшему.
— Еще одно место приложения ваших сил — район поселка Рощино. Как обстоят дела с реализацией этих проектов?
— Все по плану. Поселок «Новая Райвола», как вы знаете, давно закончен, там уже живут. Первая очередь поселка «На Заречной» также завершена; сейчас мы строим дома второй очереди и рассчитываем сдать их в намеченные сроки.
— Осталось вспомнить ваши проекты в Тосненском районе Ленобласти. Продолжается ли там работа?
— Пока особой активности там мы не проявляем, и причина не в нас и даже не в мировом кризисе. В поселке Шапки, где мы пытались запустить два проекта, если угодно, кризис власти. С нынешней местной администрацией невозможно построить нормальные деловые отношения, поскольку она просто не выполняет договоренностей и взятых обязательств. Поэтому мы ждем осени, когда состоятся выборы, и надеемся, что новая администрация этого поселка будет заинтересована в его развитии. А проект «Царицына гора» в этом районе в любом случае был бы приостановлен. Поселок рассчитан примерно на 150 домов, а начинать сейчас такую стройку с нуля нецелесообразно. Так что мы ждем, во-первых, зеленого света от местных властей, а во-вторых, положительных изменений на рынке.
Что касается проекта рядом с населенным пунктом Нурма, то мы его запустим, как только получим ряд согласований. Там, слава богу, толковый глава администрации, ратует за развитие района, в частности привлекал нас к участию в газификации Нурмы. Мы планируем возведение коттеджного поселка вполне доступного по цене, рассчитываем привлечь местных производителей домов.
— Выходит, несмотря на очевидные успехи, кризис вас все-таки затронул?
— Вследствие кризиса мы стали работать не в лихорадочном темпе, а размеренно и неторопливо. Если раньше мы возводили объекты, что называется, с колес, зачастую не успевая оформить в полном объеме документацию, то сейчас все у нас делается по плану, как и требует жизнь. Разрабатываются проекты, проходят согласования, подтягиваются коммуникации, — словом, идет обычная работа. Намеченные прежде сроки сдачи объектов, понятно, при этом отодвигаются, но проекты реализуются.
— Неужели не пришлось отказаться от каких-то проектов?
— От одного проекта, к сожалению, нам все-таки пришлось отказаться. Но он фактически еще не был запущен, речь шла о приобретении участка земли на берегу озера Глубокое. Мы начали переговоры, даже взяли на себя определенные финансовые обязательства, но из-за кризиса от покупки пришлось отказаться. И надо отметить, на-шли понимание у партнеров, с которыми вели переговоры.
— А как влияет кризисная ситуация на ваших клиентов? Они не впадают в панику? Не бросаются продавать приобретенную недвижимость?
— К чести нашей компании надо сказать, что вторичных продаж наших объектов не наблюдается. Мы понимаем, что нашим клиентам тоже сейчас нелегко, но они тем не менее не хотят избавляться от приобретенной недвижимости, которая является еще и выгодным вложением средств. Мы, к слову сказать, поддерживаем у клиентов уверенность в правильном решении и не занимаемся демпингом. То есть мы не понижали цены, так что владельцы домов в наших поселках не испытывают психологического дискомфорта от того, что кто-то приобрел рядом такой же коттедж, но значительно дешевле. Кроме того, сегодня у клиентов изменились требования к готовности объектов. Если раньше мы спокойно продавали дома под чистовую отделку, то теперь люди не хотят тратить год (а то и больше) на эти работы и стремятся приобрести полностью готовый дом.
— В следующем десятилетии «Олимп-2000» планирует работать так же успешно?
— Будем стараться. В конце концов, мы приобрели бесценный опыт, заработали авторитет у заказчиков, имеем в активе ряд успешных проектов, так что спокойно можем ждать позитивных изменений и год, и два — сколько потребуется. А эти изменения, без сомнения, произойдут.