— Сергей Леонидович, а зачем менять рыночную стратегию? У вас неплохо идут дела, а от добра добра не ищут, как известно…
— Дела у нас идут неплохо, это верно. Но рынок не стоит на месте, и та стратегия, что была наиболее перспективна вчера, сегодня может не принести успеха. А чтобы вовремя сменить курс, надо иметь основания и определенные внутренние резервы. У нашей группы компаний такие резервы появились давно. Мы занимались классическим девелопментом: выкупали земельные массивы, оформляли их должным образом, подготавливали в инженерном плане, затем продавали участки. Мы занимались проектированием и строительством домов. Мы производили собственные стройматериалы: деревянный кирпич, пиломатериалы и т. д. В итоге «СТИНКОМ» оказался готов к любым кризисам, поскольку мог развивать деятельность в более перспективном направлении и снизить активность там, где требовал рынок.
— Это, если не ошибаюсь, называется диверсификацией?
— Можно выразиться и так. Перенос активности из одной области деятельности, в другие как ответ на изменения рыночной конъюнктуры — это нормальная, здравая экономическая политика любой компании. Опять же, с течением времени подразделения, созданные как вспомогательные, разрастаются, набирают силу и требуют определенной самостоятельности. Так, ребенок, вырастая, становится все более самостоятельным, но при этом совсем не обязательно должен оставлять семью, в которой вырос.
— Значит, ваши подразделения все-таки продолжают работать на общее дело?
— Наши подразделения теперь работают как на общее дело (то есть на обеспечение нужд наших коттеджных поселков), так и самостоятельно. Если есть необходимость, к примеру, спроектировать и построить дом в нашем поселке «Гармония», то проектное и строительное подразделения сделают это. Но одновременно мы всячески поощряем и работу этих подразделений в интересах сторонних лиц и организаций. Взять, к примеру, деревообработку. У нас собственное производство деревянных стройматериалов. Но если в прежние годы практически вся продукция шла на строительство домов в наших коттеджных поселках, то сейчас мы выходим за рамки собственных проектов и готовы поставлять наши деревянные стройматериалы другим застройщикам.
— А эти застройщики справятся с вашим деревянным кирпичом? Ведь WOOD BRICK — уникальный стеновой материал, не всякий строитель может с ним работать…
— Мы сейчас разрабатываем подробнейшую пошаговую инструкцию, которая поможет профессионалам научиться строить из деревянного кирпича. Мы популяризируем деревянный кирпич, с тем чтобы технология стала массовой и в любом уголке земли потенциальный домовладелец мог легко найти рабочие руки, умеющие работать с этим материалом. Деревянный кирпич находит все больший спрос на рынке, в том числе у зарубежных домостроителей. В настоящий момент экспорт вообще стал выгоден, поэтому часть продукции своего деревообрабатывающего производства мы продаем за границу.
— А как работают в новых условиях другие ваши подразделения?
— Строительное подразделение работает и в рамках наших проектов, и на других заказчиков. Например, нашими услугами нередко пользуются частные заказчики, которые строят дома вне организованных поселений. Компания строит дома и в других коттеджных поселках. Не так давно заключили договор на строительство в рамках крупного девелоперского проекта «Морские террасы», но это пока только планы, о результатах поговорим позже.
— Ваши проекты пользуются спросом?
— Проектное подразделение, если требуется, продает наши проекты сторонним заказчикам и организациям. Хочу подчеркнуть: мы не торгуем фантазиями наших архитекторов. Все проекты апробированы, по рабочей документации уже построены дома, а это залог того, что никаких форс-мажоров в ходе строительства не возникнет.
— Из всего этого можно заключить, что девелоперская деятельность сейчас не так выгодна, как прежде. Это так?
— Да, девелопмент сегодня невыгоден, поскольку требует серьезных капиталовложений. А кредитные средства сейчас очень дорогие. Согласования с местными администрациями не упрощаются, а лишь усложняются, поэтому девелопмент сейчас малоинтересен. К счастью, все работы по обустройству земельного участка в поселке «Гармония» уже завершены, самые большие капитальные вложения сделаны, предстоят только строительные работы.
— Какова сейчас стадия готовности вашего любимого детища?
— Самое главное событие последних месяцев — это окончание работ по подведению магистрального газа к поселку. То, что мы обещали (и во что многие не верили), свершилось, и это огромный плюс как для жителей коттеджного поселка «Гармония», так и для потенциальных приобретателей участков. Эксплуатационные расходы на содержание загородного дома высоки, а газовое отопление позволяет их существенно снизить.
Поселок продолжает расти и развиваться. Из почти трехсот участков не продано примерно 70, на многих участках активно идет строительство, а примерно в 50 домах закончены отделочные работы и уже живут люди. В поселке работает наша эксплуатационная компания, благоустраивается территория — одним словом, «Гармония» все больше отвечает своему названию. Это действительно уникальное место для жизни: жить там комфортно и приятно.
— Какие намечены новые проекты и направления деятельности?
— Одно из перспективных направлений — так называемый fee-девелопмент. Мы уже прошли все стадии девелоперской деятельности и, скажу без ложной скромности, стали в этой области серьезными профессионалами.
Как уже говорилось, в силу разных причин мы пока не беремся за новые проекты в этой области. Но есть компании, которые вышли на рынок гораздо позже, и которым наш богатый опыт может пригодиться. Мы готовы делиться этим опытом и вести чужие проекты. Кроме того, мы готовы выступать в роли застройщиков, работать по обустройству инфраструктуры и т. д.