На поверку список планируемых работ оказался в разы больше перечня проделанных. Всему виной кризис: он внес свои коррективы в планы дорожников, однако местами лишь подтвердил пословицу: «Нет худа без добра». Подводя итоги года, на коллегии областного Комитета по дорожному хозяйству рапортовали об отремонтированных 397 км дорог. Оказывается, кризис позволил участвовать в конкурсах гораздо большему числу подрядчиков, в том числе из соседних регионов.
Это, в свою очередь, дало возможность снизить стоимость ремонта километра дороги на 30%: если в 2008 году ремонт дорожного полотна обходился в среднем в 6,2 млн руб., то в 2009-м — в 4,3 млн. На сэкономленные деньги удалось отремонтировать сверх плана 56 км! В 2009 году по всем видам дорожных работ на областных трассах (а это ремонт, строительство и содержание) освоено более 4 млрд 614 млн руб., непосредственно из областного бюджета — более 3 млрд 560 млн руб.
С деньгами на дорогах все вообще весьма занятно. Отчасти проблема областных дорог в том, что многие из них федеральные. Свои дороги Ленобласть ремонтирует, а с дорогами местно-федерального подчинения вечная путаница: чьи километры? Целевая программа «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области на 2009–2011 годы» увеличила бюджет с 5 млрд руб. в 2009 году до 6,1 млрд руб. При этом доля федерального финансирования в этой сумме только снижается, и в ближайшие два года, вопреки ожиданиям Ленобласти, субсидии сверху не возрастут. В нынешнем году федералы выделили на ремонт и содержание дорог общего пользования лишь 1 млрд руб. Столько же поступило и в прошлом, и областные власти занимались весь год переводом в местную собственность многих «условно федеральных» километров, дабы формально обеспечить возможность финансирования этих дорог из местного бюджета. Так было с федеральной автодорогой А-120 «Магистральная» (связывает поселки им. Морозова, Матоксу, Гарболово, Васкелово, Стеклянный, Подгорное и т. д. и продолжается до развязки в пос. Огоньки). Протяженность трассы — 119 км, но за оставшееся после переоформления документов время в 2009 году успели отремонтировать лишь 26,7 км на сумму 83,8 млн руб.
Как сообщили в областном правительстве, учитывая значительные нагрузки на некоторые региональные дороги (которые фактически эксплуатируются как федеральные), в собственность федерации планируется передать автодороги Выборг — Светогорск, Парголово — Огоньки и Самойлово — Зиновья Гора (участок обхода Пикалева). На реконструкцию объезда Пикалева Федеральное дорожное агентство выделяет в 2010 году целых 100 млн руб. (чуть меньше четверти от общего дорожного бюджета, положенного Ленобласти Москвой). Такую щедрость можно понимать двояко: с одной стороны, есть проект строительства объезда Пикалева, который планируется затем передать в федеральную собственность, с другой — не исключено, что интерес к Пикалеву подогрет историческим визитом туда российского премьера.
«Передел собственности» затронул и Приозерское шоссе: процесс передачи этой автодороги в федеральное подчинение вышел на финишную прямую. Разработан проект реконструкции дороги до 57-го километра, в этом году начнется проектирование до 81-го, а затем — строительные работы.
Иные трассы, напротив, увязли с переоформлением из местной в федеральную собственность. Это подъезд к морскому порту Усть-Луга (45,7 км), а также трасса Санкт-Петербург — Сортавала на участке, именуемом дорожниками «32 — 153 км» (протяженность 121,106 км). Строительство в этих направлениях шло по графику и финансировалось из местного бюджета: к примеру, участок от КАД до поселка Скотное строили и собирались сдать в минувшем году, но не успели и будут достраивать в этом. Вся трасса до самой Сортавалы станет федеральной, и полностью она должна быть завершена в 2013-м, но, опять же, если федералы с деньгами не подведут (а то, может быть, и обратно в местную собственность передавать придется).
В Луге в прошлом году открыта объездная дорога, а в этом начнут приводить в порядок подъездные пути к городу. В ближайшем будущем объездная тоже перейдет в федеральное ведомство, а обслуживать ее станет ФГУ «Севзапуправтодором» по контракту с Лужским ДРСУ.
В 2009-м отремонтированы 60 км трассы «Нарва». Проведены работы по развитию улично-дорожной сети в ряде районных центров (Сланцах, Выборге, Кировске, Кингисеппе, Пикалеве) и поселков городского типа (Приветнинском, Ленинском Выборгского района и др.). После ремонта открылась автодорога Санкт-Петербург — Морье (Дорога жизни) на участке КАД — пос. Романовка. И пожалуй, не считая ямочного ремонта внутрипоселковых дорог по области, это все итоги прошедшего года. Зато есть планов громадье на год 2010.
Примечание
В конце октября прошлого года на заседании областного правительства выяснилось, что федеральных субсидий на поддержание и развитие дорог местного подчинения в нашем регионе в 2010 году не будет. При этом финансирование бюджетных организаций дорожного комплекса урезано на этот год на 15%.
Но никто не собирается сидеть сложа руки. Дабы хоть те трассы, на которые есть средства, были завершены в срок, тендеры на работы 2010 года проводились заблаговременно, за шесть месяцев до начала дорожного сезона, то есть ранней осенью 2009-го. За этот год обещают устранить все недоделки предыдущего года, а именно: завершить крупные отрезки областных дорог. Увы, из новых трасс будет начата и построена, по сути, лишь одна — пятикилометровая от КАД до Колтушей.
В ближайшие планы дорожников на 2010 год входит ремонт подъезда к Гатчине (от деревни Дони до объездной дороги) с расширением основной дороги до шести полос. Начнется реконструкция подъездных путей к порту Усть-Луга от автодороги «Нарва». Уже в мае продолжится ремонт трассы «Кола» (Мурманского шоссе) от 110-го км до границы с Карелией и подъездных путей к Пикалеву. Планируется расширить «узкое горло» Мурманки с 58-го до 63-го км до четырех полос.
Начнут проектирование и строительство подъездов к платной трассе Москва — Петербург (протяженность 685 км). У заказчика строительства — ФГУ «Дороги России» сегодня только одна проблема — это собственники земель, через которые пройдет будущая платная магистраль. А она запланирована от развязки кольцевой автодороги с Пулковским шоссе, предусматривает четыре съезда с КАД, в том числе к Пулкову-1, и имеет участки по территории Ленинградской (18 км), Тверской (60 км) и Московской областей. Везде придется проводить общественные слушания, а они, как известно, весьма непредсказуемы и по времени, и по результату. Однако бюджет у этой стройки
есть — около 500 млрд руб., предоставляемые государственно-частным парт-нерством, и на сегодняшний день федеральный партнер уже выделил на проект 23 млрд руб. Кстати, ожидается, что стоимость проезда по трассе будет примерно 2,5 тыс. руб. с автомобиля, а двигаться можно будет со скоростью 150 км/ч.
В 2010 году планируется завершить реконструкцию дорог в направлении Санкт-Петербург — Морье и дороги Зеленогорск — Приморск — Выборг. Начнется ремонт на отрезке Лодейное Поле — Вытегра (Вологодская область), строительство моста через реку Сторожевую на дороге Выборг — Светогорск. О завершении этих работ в 2010 году не идет и речи, детали и сроки программ ремонта по каждому району утверждаются отдельно и по мере реализации подвергаются корректировке.
Примечание
Кое-где работа в этом году уже началась. C 8 февраля на капитальный ремонт закрыт мост «Дружба» через Сайменский канал. Работы планируется завершить 1 декабря 2010 года.
Проект предусматривает расширение проезжей части за счет тротуаров, которые сделают навесными, также планируется демонтаж плит и замена некоторых опор моста. Параллельно будет вестись капремонт участка дороги от моста «Дружба» до пересечения Госпитальной и Островной улиц.
Примечание
Не чужд областным дорожникам и курс Правительства Российской Федерации на инновации. В этом году контроль качества ремонта дорог будет осуществляться с помощью передвижной лаборатории, которая станет колесить по дорогам со скоростью 40–60 км/ч. Специальные приборы смогут выявлять дефекты покрытия, «просвечивая» его до 1,5 м в глубину. В ГУ «Ленавтодор», курирующем этот процесс, обещали начать диагностику уже в марте.
Не забывают и обновлять автопарк. Районные ДРСУ в 2009 году приобрели комплексных дорожных машин, автогрейдеров, погрузчиков и другого оборудования более чем на 400 млн руб. В этом году должны закупить еще 90 машин. Обещают, что, помимо прочего, на службе предприятий дорожной отрасли будет и техника, оснащенная системой ГЛОНАСС.