— Юрий Игоревич, если бы не очевидный успех ваших начинаний, стратегию ООО «Весна» можно было бы считать авантюрой. Как вы рискнули выйти на рынок весной 2009 года — можно сказать, в разгар кризиса?
— Это был продуманный шаг. Наша компания возникла в конце 2008 года, и с самого начала мы планировали активную работу на загородном рынке. Его стагнация нас не смущала. Главное было — предложить клиенту продукт, которого практически нет на рынке. И мы это сделали.
— Чем же вы привлекали клиентов? Выгодным месторасположением участка? Природным окружением?
— Эти факторы тоже сыграли свою роль. Мы сами не приобретали землю, мы ее взяли в управление, заключив агентский договор с собственником участка, расположенного во Всеволожском районе, неподалеку от трассы Санкт-Петербург — Сортавала. В начале нашей работы трасса еще строилась, но сегодня она уже готова, есть удобный съезд к нашему поселку «Киссолово», то есть транспортная доступность полностью обеспечена. Достаточно сказать, что до черты города из поселка можно добраться за 8–10 минут. Это экологически чистое место, удаленное от вредных производств; природное окружение там очень живописное. Ну и, кроме того, мы грамотно рассчитали как свои возможности, так и возможности потенциальных клиентов.
— То есть, вы сделали им предложение, от которого они не смогли отказаться?
— Можно сказать и так. В эпоху кризиса денег не было практически ни у кого, так что строить готовые дома на участках было рискованно. Большие участки тоже перестали пользоваться спросом. Поэтому при создании генплана и межевании мы планировали сравнительно небольшие наделы, а значит, доступные. Клиентам предлагались участки как с подрядом, так и без него. Но самое главное — это цена предложения, которая в данном сегменте загородной недвижимости была тогда минимальной. А в кризис, когда каждый рубль на счету, цена выходит на первый план.
— Не пришлось ради понижения цены жертвовать качеством?
— По счастью, не пришлось. В части домостроения мы предложили уникальный продукт, который называется Passiv haus, что в переводе с немецкого означает «пассивный дом». Это капитальный дом из газобетона, предназначенный для постоянного проживания и требующий минимальных затрат на отоп-
ление. Во-первых, он хорошо утеплен как снаружи, так и изнутри и фактически представляет собой своеобразный «термос», который очень хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, в нем есть система рекуперации, которая обеспечивает во время проветривания и вентиляции тепловой обмен выходящего и входящего воздуха. В-третьих, дом правильно ориентирован по сторонам света — стена с большими окнами всегда обращена на юг, поэтому солнечное тепло используется по максимуму. Наконец, в наших домах применяются тепловые насосы, которые в зимнее время года нагревают дома за счет тепла земли, а летом играют роль центральных кондиционеров.
— И в этих домах нет котлов?!
— Там есть электрические конвекторы. Но их совокупная мощность совсем небольшая, так что расходы на отопление за счет тепловых характеристик «пассивного дома» не заоблачные. Опять же, конвекторы автоматически отключаются, когда в доме устанавливается комфортная температура.
— Весьма оригинальное предложение…
— Киссолово — первый в Восточной Европе поселок «пассивных домов». На сегодняшний день территория поселка составляет 23 га, на которых расположено 220 домовладений. Кто-то из клиентов с самого начала заключал с нами и договор купли-продажи земельного участка, и договор подряда на строительство по предложенной технологии. Согласно концепции компании плановая застройка «пассивными домами» должна охватить 60% всех участков. Остальные участки мы предлагаем без подряда, то есть заказчик имеет право пригласить стороннюю строительную организацию и выстроить дом по своему вкусу. Наш строительный регламент не очень строгий, ограничения касаются только этажности, цвета кровли и внешнего вида дома. В частности, недопустимы деревянные дома, а вот каменные можно строить любые. Что касается темпов продаж, то, несмотря на новизну предложения, мы продали уже более 170 участков из 220.
Согласитесь, это очень неплохой результат, особенно для кризисного периода.
— Какие еще проекты сейчас в работе?
— Второй наш серьезный проект — это поселок «Ландыши» неподалеку от Павловска. Мы начали его реализацию в августе 2010 года примерно на тех же основаниях, по сути, опять выступив в роли кризисного управляющего. Полностью модернизировали концепцию поселка, приняв во внимание специфику территории. Там подведен газ,
поэтому проблемы с отоплением нет. Хотя и там мы предлагаем наши «пассивные дома» из газобетона, каркасные дома, а также дома, построенные по технологии Durisol — одному из вариантов несъемной опалубки, заливаемой бетоном. Завод по производству таких домов находится в Ленобласти, поэтому они сравнительно дешевые.
— Проект развивается так же успешно?
— С начала сентября 2010 года из 82 участков первой очереди продано 58. Эта цифра, думаю, говорит сама за себя.
— В таком случае вы наверняка взялись за реализацию еще одного проекта…
— Взялись, поскольку поняли успех своей стратегии. Наш третий поселок называется «Одуванчик», он расположен неподалеку от Кипени, в 17 км от Красного Села. Земля там сравнительно дешевая, и люди охотно ее приобретают. Предлагаем участки с подрядом и без подряда и те же три технологии строительства, что и в поселке «Ландыши». Такая концепция полностью себя оправдывает.
— Успех, как известно, окрыляет. Вы с оптимизмом смотрите в будущее?
— Пока у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом. Мы по-прежнему будем придерживаться выбранной стратегии деятельности. Мы будем либо приобретать в собственность, либо брать в управление территории не дальше 20 км от города, где собираемся предлагать участки с подрядом и без подряда. Нас привлекает Карельский перешеек, Всеволожское и Мурманское направления. Надеемся на доступные кредитные предложения банков.