Масштабные проекты реконструкции трасс «Кола» и «Скандинавия» — это заботы федерального ведомства, точнее регионального управления ФГУ «Севзапуправтодор», так же как и строительство трассы до Петрозаводска через Приозерск и Сортавалу. В своей зоне ответственности областные власти сумели добиться позитивных сдвигов: сейчас вопросов о плохом состоянии дорог стало меньше, чем два года назад. Администрации Ленобласти удалось перестроиться и провести конкурсы по выбору подрядчиков ремонтных работ не летом, как было раньше, а уже в январе-феврале. И, как только сошел снег, на дорогах области начались ремонтные работы. На несколько вопросов «Загородного обозрения» ответил председатель комитета по дорожному хозяйству правительства Ленинградской области Константин Харакозов. — Константин Михайлович, насколько увеличено финансирование содержания и ремонта автодорог в 2011 году по сравнению с кризисным 2010-м? Будет ли отремонтировано больше дорог? — В целом на финансирование дорожного хозяйства в бюджете Ленинградской области предусмотрено около 5 млрд руб. Это больше, чем в 2010 году, когда на ремонтные работы было выделено 2,367 млн руб. И хочу подчеркнуть, что регион уже третий год выделяет для ремонта дорог средств не меньше, чем в предыдущем году. Более половины общего объема средств — это 2,5 млрд — будут направлены на восстановление асфальтового покрытия. Миллиард будет потрачен на его содержание: уборку дорог пос- ле зимы, а также на разметку. На содержание муниципальных дорог органы местного самоуправления получат субсидии из областного бюджета в размере 113 млн руб., также предполагается выделить 480 млн руб. федеральных субсидий по программе ремонта улиц районных центров и внутридворовых территорий. В программу ремонта дорог на 2011–2012 годы включены 588 км. Из них в этом году удастся отремонтировать 380–400 км автодорог — это больше, чем в прошлом году. Экономия по результатам проведенных конкурсов составила около 200 млн руб., на эти средства можно будет обновить дополнительно еще несколько участков дорог. Кроме ремонта покрытия, средства пойдут на меры по обеспечению безопасности дорожного движения: установку современных барьерных ограждений (будет смонтировано 127 км металлического барьерного ограждения), создание пешеходных дорожек; продолжатся работы по обустройству автобусных остановок и площадок для отдыха. Конкурсы среди подрядных организаций проведены, контракты заключены. С 1 апреля все дорожные ремонтно-строительных управления приступили к работам по весеннему содержанию автодорог, включая уборку, профилирование, нанесение разметки и т. д. После 15 мая — по завершении просушки начаты ремонтные работы. В ходе ремонтов, возможно, будут привлекаться подрядные организации, например, для нанесения разметки, поскольку специальной техникой для нанесения разметки располагают только два ДРСУ. За три года (с 2009 по 2011 год) парк техники ДРСУ будет обновлен на 40%. В 2009 и 2010 годах закуплено 270 единиц техники, в этом году из бюджета на покупку дорожной спецтехники выделяется 170 млн руб. Приобретается комбинированная уборочная техника, способная работать и зимой и летом, а также асфальтоукладчики, автогрейдеры и фрезеровальные машины. — Какую долю на территории региона составляют федеральные дороги? Какая часть дорожной сети относится к зоне ответственности муниципалитетов? Располагают ли органы местного самоуправления необходимыми финансами для содержания дорог? — Вся дорожная сеть разделена на три уровня автомобильные дорог: федеральные, региональные и муниципальные. Протяженность автодорожной сети Ленинградской области составляет 23 тыс. км, из которых 1346 км — федеральные автомобильные дороги (трассы «Скандинавия», «Нарва», «Кола», М-20, «Сортавала», «Магистральная», южное полукольцо, которое называют «бетонкой», и др.) Они, соответственно, находятся в ведении Севзапуправтодора. Почти десять тысяч километров (9886 км) составляют автодороги регионального значения, остальное — муниципальная автодорожная и уличная сеть. Перечень региональных дорог и их показатели определены постановлением правительства области, принятым в июле 2007 года. Статус федеральных трасс — российским законом об автодорогах. К автодорогам местного значения, которые следовало бы передать муниципалитетам, по характеристикам можно отнести еще более 3,7 тыс. км региональной сети, но пока передача приостановлена до 2012 года. На сегодняшний момент третья часть местных дорог официально оформлены в собственность муниципалитетов. По законодательству, содержание местных автодорог относится к полномочиям органов местного самоуправления (ОМС). Муниципалитетам даны неограниченные права в дорожной сфере, например, они могут принимать решения о плате за проезд по дорогам, размере ущерба от провоза тяжеловесных грузов и многие другие. Но участие ОМС в содержании дорожной сети минимально. Так, в прошлом году в рамках целевой областной программы на приведение в нормативное состояние автодорог местного значения и ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов было израсходовано 89 и 76 млн руб. соответственно. Отремонтировано 26,4 км местных дорог и 14,3 км уличной сети. Выделенные муниципальным бюджетам средства на эти цели были намного меньше — 1 млн 576 тыс. и 3 млн 900 тыс. руб. Половина сборов транспортного налога остается в распоряжении муниципалитетов, но по этому налогу большая задолженность. — Как формируется адресная программа ремонта? — При выборе участков для ремонта учитывается интенсивность движения, население и количество общественного транспорта. Наибольшая доля затрат приходится на районы, соседствующие с мегаполисом. Например, во Всеволожском районе в этом году отремонтируют почти 50 км дорог, в Гатчинском — 50,9, в Выборгском — 32,5 км. В других районах области за год ремонту подвергнут по 13–18 км дорог. В 2011 году будет максимально активизирована организационная работа по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством, корректировке функций и полномочий отраслевого органа исполнительной власти — Комитета по дорожному хозяйству в части усиления надзорных функций за работами по ремонту и содержанию автомобильных дорог. — Кроме ремонта асфальтового покрытия, очевидно, необходимы и другие меры — например, видеоконтроль скоростного режима, провоза тяжеловесных грузов? — В этом году были усилены меры за соблюдением весеннего запрета проезда тяжеловесного транспорта, посты весового контроля переведены на двусменную работу, а там, где нарушений больше, — на круглосуточную. Впервые планируются мероприятия финансированию инженерных методов снижения аварийности на автодорогах, в местах, где происходит больше всего ДТП. Объем выделенных средств в 2011 году составит 50 млн руб. Определенным стимулом для улучшения состояния дорог может стать создание регионального дорожного фонда, который аккумулировал бы средства от акцизов на бензин и сборы транспортного налога.